Наш Австралийский Дыбр

Feb 15, 2016 04:44

Марику тут почти 2 с половиной.


https://fotki.yandex.ru/users/orangebliss

Разговариваем с ним пока на русском. Раньше мы с ним и на английском говорили, но в какой-то момент он начал все смешивать: брать слово на одном языке, применять к нему грамматику другого, или фонетику одного языка накладывать на другой (например, он слово "мусор" говорил с английской "р"). В общем, мы перешли на один русский. В отличие от систем машинного обучения, Марк сравнительно легко схватывает морфологию.
Говорит в основном правильно, иногда придумывает свои словоформы. Скажем, мы ему часто говорили ".. пойдем поищем" или "поищи", из чего он сделал прошедшую форму "поищил":) Вполне логично, если учесть, что мы почти никогда не употреляли "поискал", "искал" или "поискать".
Или сильно обобщает, ко многим глаголам прибавляя суффикс -ся, в том числе, и невозвратным таким, как "утонул", говоря "утонулся"(когда что-либо бросает в воду).

Или еще. Из другой уже серии. Обычно в процессе прогулки мы все комментируем: "Какой хороший день", "погода стоит прекрасная"(из серии "погода стояла прекрасная, принцесса была ужасная"), ну и т.д.
В очередной раз выходим на улицу, там несколько пасмурно, Марк заявляет: "Погода упала".

Мне вот лично всегда было интересно узнать, как ребенок вообще понимает, что есть что. Поясню. Предположим, ему год с небольшим, мы гуляем, в небе летит самолет, я говорю для простоты однословно "Самолет". Но, конечно, для ребенка это может означать и "летит", и "самолет," и "небо", и еще много чего. По моим наблюдениям, Марик действительно в самом начале все концепты, связанные с движением, обозначал одним словом (насколько помню, "кар"). Потом, по мере пополнения базы знаний, как-то сузил спектр гипотез и выучил правильные названия. Хотя еще есть, над чем работать, скажем, он иногда называет тигра "зебра", видимо, проассоциировав это понятие с полосатостью.
Или, насмотревшись мультфильмов с "алфавитными" поездами, он проассоциировал поезд с последовательностью чего-либо. В принципе, он правильно называет по картинкам, где поезд, а где нет, но сам складывает поезда исключительно из букв. Например, на телефоне набирая рандомные строки.

Выучил выражение "Фу, гадость", теперь использует всякий раз, когда что-либо ему определенно не нравится или не хочется.

Изучил почти все виды транспорта и их составляющие, вплоть до "фуникулёр" и "фюзеляж"(он так и произносит "фюзезяж"), соответственно.

С цветами все по-прежнему, без особых продвижений. Он их воспринимает примерно как счет, то есть совершенно не рассматривает их как свойство объекта. Не знаю, возможно, еще не дошел до нужной фазы в развитии:) Или цвет - это все-таки менее привязанная к предмету характеристика, нежели, скажем, форма. С формами(квадрат, треугольник, круг, овал) все легко прошло.

Считает тоже пока лишь до 2х, почти как в племени Пираха: один, два, и дальше сразу много.

В общем, мы как-то особо не насилуем его, что ему интересно - рассказываем.

Была у него длинная фаза перебирания мелких предметов, теперь фаза вырезания(Марик нас просит все вырезать) и раскрашивания: вся квартира в вырезанных вертолетах, котах, машинах, в корабликах и самолетах из бумаги. Кульминацией наших творческих вечеров стало складывание-свертывание лент Мебиуса и непрерывное разрезание их пополам по продольной линии.

Еще последние несколько месяцев активно играет с водой: запускает кораблики(мы в прошлую пятницу у водоема перед университетом 2 часа провели), брызгается, топит мелкие игрушки.

Полюбил смотреть мультфильмы, мы ему скачали советскую подборку с arjlover: и чехословацких Krtek с Bob a Bobek, и польских Bolek i Lolek, и "Котенок Гав", и "Ну, погоди!", и все серии "Вокруг света за 80 дней".

Буквально неделю назад началась фаза вопросов "Что это", причем в половине случаев сам спрашивает, сам же и отвечает. Типа "Что это?" - "Бетономешалка".

Как и ожидаемо, дома у нас постоянный хаос и всевозрастающая энтропия, когда-то я еще пыталась с этим управиться, но потом решила, что смысла в этом крайне мало, и как-то расслабилась и забила.

В плане воспитания, мне весьма близки подходы Юлии Гиппенрейтер, некоторые аспекты гуманной педагогики Амонашвили и отца Фейнмана по воспоминаниям самого Фейнмана. Буду рада, если кто-то еще что-нибудь посоветует.

PS Народ интересуется, как я все успеваю(универ с работой и Марика). Отвечаю - никак:) Встаю в 6 утра, работаю до 11, потом на веле еду в универ, там работаю, домой в раойне 5-6 вечера, гуляем с Мариком, затем книжки-мультфильмы, укладываение спать в районе 9-10, потом я пытаюсь еще университетское поделать, отваливаюсь спать то в 12, то позже. Работаю-воспитываю-сплю, в перерывах ем. В этом семестре по двум курсам семинары буду вести.

марк, дыбр

Previous post Next post
Up