Пятница, 21 февраля года 2014. Сегодня днем противостояние на Майдане закончилось. Закончилось совершенно неожиданно и непонятно. Еще вчера на Майдане круглосуточно гремели взрывы, а временами и выстрелы, по городу шатались большие группы "титушек"-гопников, Верховный совет пытался урегулировать ситуацию законодательно, а киевляне запасались продуктами и договаривались о патрулировании улиц компаниями. А сегодня - как гром среди ясного неба: силовики ни с того ни с сего оставили свои позиции, молниеносно погрузились в автобусы и уехали. Со всего правительственного квартала. Самооборона Майдана тут же заняла правительственный квартал, и взяла его охрану на себя. На сайте МВД висит заявление: "Мы сейчас выясняем причины отхода силовиков - возможно, это связано с последними постановлениями Верховного совета..." Янукович пропал, администрация президента "не имеет данных о его местоположении".
Смешанные чувства. Или это какой-то хитрый маневр властей и они готовят какую-то гадость, или... случилось чудо.
Вечер. На Майдане поминают погибших. Сегодня со мной едет знакомый из Франции - Philippe de Beaumond, с которым мы недавно проводили фото-воркшоп (расскажу попозже). Филипп живет в Киеве уже много недель, но на Майдане еще не бывал - побаивался.
Собираемся в путь; Филипп делится своими соображениями о Майдане. "Зачем они заняли центр? Когда Франция митинговала лет 15 назад - мы собирались и перекрывали все въезды в город. Мирный и действенный аргумент. И зачем они договариваются с президентом? Президент - марионетка в руках миллионеров, разговор надо вести с ними. На помощь Европы рассчитывать не стоит, Евросоюз - страшно нерешительная и бюрократичная контора. И наш президент точно такой же. Мы его называем Мистер Улыбка".
Приближаемся к баррикаде со стороны Крещатика под охраной самообороны в касках и со щитами, проходим на территорию. Филипп слегка нервничает и держится рядом со мной. Рассказываю ему вкратце, что такое "самооборона", по ходу делаю пару кадров. Филипп в шоке: "Я могу их снимать?" Узнав что "Absolutely", Филипп тут же достает камеру и начинает снимать блокпост. Смотрит на экран фотоаппарата, улыбается. "Incredible!" :)
На Майдане - очень много людей, и очень тихо. Со сцены вполголоса звучит молебен о погибших.
Повсюду - на бордюрах, на штабелях брусчатки, просто на земле - горящие свечи и живые цветы.
Показываю Филиппу: вот здесь, где мы стоим - вчера была стена огня из горящих покрышек. А вот тут чуть выше - баррикада по улице Институтской, одно из направлений нападения "Беркута". Сейчас на баррикаде немногочисленная охрана; вокруг везде - цветы и свечи.
Второе направление, откуда "Беркут" нападал еще сегодня утром - от Европейской площади. Рядом - сожженный Дом профсоюзов.
Сейчас улица снова свободна.
Прогулявшись по европейской площади и заглянув на Грушевского (цветы и свечи, свечи и цветы...), возвращаемся на Майдан и дальше, по Крещатику. Филипп в который раз достает свой фотоаппарат.
- Я должен это снять и показать моим друзьям, а то они не поверят.
- Не поверят во что?
- Какая тут обстановка, какая атмосфера. У нас все что показывают СМИ по вашим событиям - это насилие, насилие, насилие.
Проходим мимо здания киевского горсовета. Напротив входа прямо на тротуаре стоит пианино, небольшая группа людей собралась вокруг послушать играющую на нем девушку.
После возвращения Филипп написал у себя в Фейсбуке: "Вернулся другим человеком. Я видел людей, борящихся за свою свободу, за Украину. Всем сердцем я с ними"