Nov 07, 2012 13:35
…ад же, конечно, ни в коем случае не кипящая смола, не скрежет зубовный, не гной и фекалии, не покрытое льдом плато, не гора с лезвиями и проч. всё это фантазии, транслируемые с определённой целью, классический антропоцентризм, как и в случае с чрезмерной значимостью нашего вида. настоящий ад - это невозможность осознать свою истинную природу и после смерти телесной. вернее, остаться в этом состоянии, потому что в момент смерти осознание приходит ко всем. тут можно привести очень, как мне кажется, подходящую литературную аналогию. вспомним рассказ дэниэла кизи “цветы для элджернона”, где умственно отсталый уборщик чарли в результате хирургической операции превращается в гения. на время его интеллект становится выше, чем у профессоров, проводящих эксперимент. их метод несовершенен, и регрессия неизбежна, но чарли уже прикоснулся к свету, попробовал запретный плод. тем отвратительней выглядит его падение обратно во тьму, “изгнание из рая” чистого знания. сцена, в которой чуть ли не буквально угасает в голове героя свет, очень печальна, она оставляет впечатление неизбывной грусти. так же и здесь - не страх перед распадом плоти, но грусть от невозможности вернуться в исходное состояние. всепоглощающая, тотальная, потому что охватывает нашу сущность целиком. привычный синтаксис бессилен описать неописуемое вне спектра эмоций, но скорее всего это так. она настигает каждого из нас перед тем, как внешняя сила вышвырнет каплю света в бардо рождения. масштаб иной, но это неизбежно, и в самой неизбежности заложена единственно верная логика. и очень важно, что такой сценарий не умаляет наше достоинство, в отличие от мифической посмертной доли грешника. и не оставляет ни шанса использовать присущее нам чувство вины, которое только делает прочнее прутья общей клетки
ну и чтобы два раза не вставать: “держать ум свой во аде” означает отстранённо наблюдать за своими мыслями и реакциями, быть осознанным в первом внимании
смерть,
вера,
жизнь