Вчера
scottishkot дал ссылку на
стихи, посвященные человеку, похожему на Президента. Почитала я их... Слабенько! Если кто-нибудь начнет вас пугать культом личности Путина, смело бросайте в него камень. Пока что у кремлевских пиарщиков нет ничего стоящего, кроме нескольких путных брошюрок для просвещения молодых НАШИстов, портретов Путина с патриархом, френдами и лабрадором, клуба влюбленных в Путина тинейджерок, пары пьес да нескольких стишков о президенте, фамилия которого стыдливо опускается. Нонешние пропагандисты, похоже, плохо знают, что такое культ личности и из каких составляющих он складывается. Я не говорю о памятниках вождю, о фильмах, песнях, названиях заводов, газет, пароходов, городов, деревень и пр. Возьмем одни только литературные тексты. Запомните несколько простых правил, господа горе-пиарщеги:
- побольше разнообразия в жанрах, не забывайте сочинять «фольклорные» произведения. Самое важное - никакой народной самодеятельности! Фольклор должны писать крепкие професионалы, чтобы он не был смешон.
- помимо «художественных» текстов необходимо озаботиться методической литературой, в которой будет подробно рассказано о том, как впаривать имя президента самым разным слоям населения, после чего целенаправленно этим заниматься.
- как можно чаще должна звучать фамилия героя, отбросим ложную стыдливость.
- с каждого известного писателя и поэта необходимо стребовать, как минимум, одно произведение о вожде.
Конечно, все известные методы пропаганды давно изучены. О них писал еще Густав Лебон в «Психологии масс», которая была одной из настольных книг Ленина и Троцкого, а также Гитлера и Муссолини (Сталин же предпочитал перечитывать трактат Макиавелли «Государь»). Итак, поскольку новое - это хорошо забытое старое, предлагаю сегодняшним пиарщегам несколько примеров отличных текстов-образцов агитационно-пропагандистской направленности. Под катом вы можете выбрать себе чтение по вкусу из отсканированных мною раритетов, часть - в сокращении:
«Народный» эпос о Сталине (Сб. «ТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ СССР», 1938. «Известия», 1939.).
Стих о Сталине, написанный известным, любимым в народе поэтом («Огонек», 1953).
Колыбельную песню о новой жизни и Сталине (Хрестоматия по литературе. 1949).
Методические рекомендации для педагогов. Примеры того, как проводить уроки истории в школе:
- Рассказ об историческом деятеле (на примере Сталина);
- Пример эмоционального рассказа (те же яйца, только в чеканный профиль);
- Изучение картины (то же в анфас).
Главный перл моей коллекции - «Русская народная» сказка «САМОЕ ДОРОГОЕ». Любезные мои друзья, пожалуйста, в процессе чтения сказки попробуйте угадать, что на свете самое дорогое, а потом не стесняйтесь, расскажите, какие у вас были идеи. Все равно не отгадаете. :-Ь
Я ВИЖУ СТАЛИНА
(Перевод с курдского)
Я хожу по Москве,
Я смотрю на гранитные стены Кремля.
Вижу Сталина,
Он говорит,
И ответом ему
Поднимается наша земля,
Поднимаются соки земли
От корней до листвы,
И листвою шумят тополя.
Ты - самый душистый и яркий цветок базилик!
Ты - Энгельса, Маркса и Ленина лучший, большой ученик!
Встречает тебя, провожает тебя народа ликующий крик!
Народ понимает всем сердцем твой мудрый и ясный язык!
Ты в самые корни законов вселенной проник!
Сталин стоял у Кремля
Над могилою Ленина.
Глядя вперед,
Говорил он:
«Республика наша заветы твои
До великих побед пронесет.
Если ж грянет война,
С клятвой, данною Ленину,
Встанет великий, свободный
И непобедимый народ».
Ты - самый красивый и яркий цветок базилик!
Ты - Энгельса, Маркса и Ленина лучший, большой ученик!
Встречает тебя, провожает тебя народа ликующий крик!
Всем сердцем народ понимает твой мудрый язык!
Ты - сильный, ты - твердый, мы любим тебя! Ты велик!
(ТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ СССР. М., 1938.)
РАССКАЗ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ДЕЯТЕЛЕ. (Начальная школа. Настольная книга учителя. 1950.)
Основным методическим приёмом, вызывающим к действию самостоятельную мысль детей, толкающим детей на рассуждения, воздействующим не только на чувства, но и на разум, является беседа.
В процессе беседы учитель может сообщать учащимся новые сведения, но, тем не менее, основой всякой беседы служат уже имеющиеся у детей знания, так как дети не могут обсуждать то, чего они ещё не знают.
Во время сообщения нового материала учитель прерывает свой рассказ и переходит к беседе в тех случаях, когда нужно для понимания нового вспомнить кое-что из ранее пройденного или когда нужно, чтобы дети сами обобщили изложенные факты и сделали из них выводы, дали им оценку и т. д.
Например, рассказывая о сталинском плане разгрома Деникина, учитель мобилизует имеющиеся у детей представления для того, чтобы дети могли подумать и ответить на ряд вопросов учителя.
«Товарищ Сталин, - рассказывает учитель, - разработал гениальный план наступления наших армий. Он говорил, что бить белых надо прямо в лоб; надо прорвать их фронт и идти в наступление на юг через Донецкий бассейн. Разберёмся в вопросе о том, почему для Красной Армии было выгодно наступать именно в Донбассе. Вспомните, что давал стране Донецкий бассейн?» - «Уголь», - отвечают дети. «Правильно, - продолжает учитель, - а для страны Советов важно было скорее вырвать уголь из рук белых, так как без нею не могли работать наши фабрики и заводы. Кроме того, подумайте, из кого состояло большинство населения Донбасса?»
· Из рабочих.
· А как относились рабочие к советской власти?
· Они за неё боролись.
· А как относились рабочие к белым?
· Они были против них.
· Значит, во время наступления Красной Армии через Донецкий бассейн кому
стало бы помогать население - белым или нам?
· Население Донецкого бассейна было за нас.
· Правильно, - подтверждает учитель, - а во время войны очень важно, на чьей сто
роне стоит население, и товарищ Сталин учитывал это, когда говорил,что наступать
надо через Донбасс. Кроме всего этого, для наступления надо иметь подходящие
пути, железные дороги. Посмотрите на карту. Есть ли железные дороги в Донбассе?
· Есть. Их здесь много.
· Следовательно, и это учитывал товарищ Сталин, предлагая наступать через
Донецкий бассейн.
В таком роде развёртывается беседа и далее.
А. ТВАРДОВСКИЙ
О СТАЛИНЕ
I
Когда свое он произносит слово,
Нам всякий раз сдается, что оно
И нашей мыслью было рождено
И вот уж было вылиться готово.
Нам в ту минуту как бы невдомек,
В невиннейшем из наших заблуждений,
Что только он, при нас живущий гений,
Открыть и молвить это слово мог.
Но заблужденье ль это в самом деле?
Ведь слово нашей правды без прикрас
Мы высказать поистине хотели,
Мы вместе с ним. А он- один из нас.
И в том твое доподлинное счастье,
Что, может, рядовой из рядовых,
Ты сталинскому гению причастен,
И ты в веках - живой среди живых,
II
Таких, как я, на свете большинство,
Что не встречались с ним в Кремлевском зале,
В глаза вблизи не видели его
И голоса в натуре не слыхали.
Но всем, наверно, так же, как и мне,
Он близок равной близостью душевной,
Как будто он с тобой наедине
Беседует о жизни ежедневно,
О будущем, о мире и войне…
И все тебе, как у родного, в нем
До мелочи привычно и знакомо,
И та беседа длится день за днем -
Он у тебя, ты у него, как дома.
Что б ни было, а вы всегда вдвоем.
И так любой иной из большинства
Себя в высоком видит том совете.
У нас у всех на то равны права, -
Он и живет для нас на этом свете......
1952
ПРИМЕР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАССКАЗА.
...Рассказ о втором походе Антанты, о разгроме Деникина может быть построен следующим образом.
З а в я з к а. Первый поход Антанты отбит, но враги не успокаиваются. На молодую Советскую республику готовится поход 14 государств. Основной силой становится белая армия генерала Деникина: он развёртывает наступление.
Н а р а с т а н и е д е й с т в и я. Враг рвётся к Москве; белая конница прорывает наш фронт; капиталисты уже обещают премии той части, которая первой вступит в советскую столицу.
«Все на борьбу с Деникиным», - призывает Ленин. Трудящиеся напрягают все силы в борьбе.
К у л ь м и н а ц и я. Руководство фронтом принимает на себя товарищ Сталин. Картина приезда товарища Сталина в армию должна быть так ярко описана, чтобы дети замерли в ожидании дальнейшего развития событий.
Затем наступает некоторый с п а д н а п р я ж е н и я: учитель переходит от захватывающего повествования к деловому описанию сталинского плана разгрома врага.
Р а з в я з к а. Сталинский план приводится в действие: собранные в боевой кулак красные части бросились в наступление под Орлом. В жестоких кавалерийских схватках будёновская конница прорывает белый фронт под Воронежем. Окруженные советскими бойцами, вражеские полки терпят полное поражение.» (Начальная школа. Настольная книга учителя.)
СЛАВА СТАЛИНУ БУДЕТ ВЕЧНАЯ
(Русская былина)
Не Белое море взволновалося, -
Молодецкое сердце стрепенулося,
Могучи плечи сшевелилися,
Иосиф-свет призамыслился.
Он задумал думушку крепкую.
Темны ноченьки просиживал,
Дни же белые продумывал.
Он решился итти в превеликий бой,
В превеликий бой за рабочий люд.
Он скорехонько тут собирался,
В путь-дорожечку поспешался.
Две-то зорюшки утренние сходилися,
Два-то ясных сокола слеталися,
Два дородных молодца съезжалися.
Первый-от был Ленин-свет,
Второй-от - славный Иосиф-свет.
Они свиделись, познакомились,
Познакомились, разговорилися.
Они начали меж собой разговор вести,
Что собрать надо крепку партию,
Крепку партию большевистскую,
Чтобы с ней заодно за весь мир стоять,
За весь мир стоять, за народ умирать........
(И в том же духе еще 5 страниц текста. ТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ СССР.)
ИЗУЧЕНИЕ КАРТИНЫ НА УРОКЕ ИСТОРИИ. ПРИМЕР.
Так, например, при показе детям известной картины художника Авилова «Приезд товарища Сталина в I Конную армию» учитель ещё до открытия картины подготовляет детей к её рассмотрению, говорит о сталинском плане разгрома Деникина, о том, какое большое значение придавал товарищ Сталин красной коннице в условиях гражданской войны, рассказывает о создании по предложению И. В. Сталина I Конной армии во главе с товарищами Будённым и Ворошиловым.
«Молодая конная армия готовилась к решительным боям с врагом», - заканчивает учитель своё введение к картине, после чего открывает её перед классом.
«Наступила зима 1919-1920 гг. В бурю и вьюгу приехал товарищ Сталин на лёгких санях в I Конную армию. Ворошилову и Будённому дал указания, как надо развернуть наступление. Красная конница двинулась в бой.
Товарищ Сталин поднялся на санях, он поднял руку, он призывает бойцов к бою, он воодушевляет их на победу. Бряцая шашками, проносилась армия перед любимым вождём с радостным боевым «ура».
Около товарища Сталина стоят товарищи Ворошилов и Будённый - они поведут армию в бой. Уходящие войска провожает собравшееся население. Видно, что это рабочие и крестьяне. С каким восторгом, с какой верой в победу смотрят они на своих сыновей и братьев, которые идут в решительный бой за свою советскую родину. (Настольная книга учителя...)
ДЖАМБУЛ ДЖАБАЕВ
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Чтобы ты, малыш, уснул,
На домре звенит Джамбул.
Струны он перебирает
Доброй дедовской рукой,
Колыбель твою качает
И тихонько напевает,
Чтоб слетел к тебе покой....
Засыпай, малыш-казах,
Ты в испытанных руках,
Сталин смотрит из окошка-
Вся страна ему видна.
И тебя он видит, крошка,
И тебя он любит, крошка,
За тебя, мой тёплый крошка,
Отвечает вся страна.
Ты один из сыновей
Светлой родины своей.
О тебе - отца ревнивей -
Сталин думает в Кремле,
Чтоб ты вырос всех счастливей,
Всех умнее, всех красивей,
Всех отважней на земле,
С детской голубой поры
Получаешь ты дары.
Их страна несёт с любовью
В час, когда дрожит звезда, -
Мысли дар и дар здоровья,
Дар в беду не хмурить брови,
Золотого счастья дар.
Пред тобою мир широк
И просторы всех дорог.
Хор весенний соловьиный
Для тебя в садах поёт.
Все цветущие долины,
Все заводы-исполины,
Руды, золото, рубины -
Это, милый, всё твоё!....
Мы росли совсем не так.
Нас держали, как собак.
И когда под солнцем мая
Пионерский шёлк флажка
Алым маком мне кивает,
То дрожит слеза скупая
На глазах у старика.
Вырастай, джигитом будь!
Пред тобою светлый путь.
В возрождённом Казахстане
Зашагаешь прямиком:
Пионером резвым станешь,
Комсомольцем смелым станешь,
Вырастешь большевиком.
Засыпай, малыш-казах, -
Кзыл-аскеры на часах!
Отошли навек напасти,
Не вернётся горе к нам!
При родной советской власти
Сталин всем принёс нам счастье -
Малышам и старикам.
1937.
(Родная литература. Хрестоматия для 6 класса. Учпедгиз, 1949.)
САМОЕ ДОРОГОЕ
(Русская сказка)
В нашей Карелии, у самого Онежского озера, был колхоз. Самолучшие колхозники в нем были: Федор-старик, Марья-колхозница да Алексей. Федор по рыбному делу ходил, Марья смотрительницей детей была, а Алексей был конюхом.
Вот сошлись все колхозники в правлении и начали говорить, что есть на белом свете самое лучшее и дорогое. Люди они были небывалые и заговорили по-своему, по-деревенскому. Бабы говорят:
- Наши коровы самолучшие: они нам молоко дают, всех нас питают. Мы молочка надоим, сливочки сольем, маслица собьем, в печь поставим, оттворожим, лепешек напечем, сметанкой зальем.
Ловцы говорят:
- Неверны слова ваши! Рыба дороже всего! Она нас кормит и поит. Мы мережи поставим, рыбы наловим, что лосося, что малька, что сига, что ряпушку, уху наварим, рыбничков напечем, стопочкой запьем.
Ратаи-то говорят:
- Неверные ваши речи! Мы рожь да жито посеем, а как выспеет - хлебушек соберем, в скирды накладем, скирды выволочим да дома вымолотим, солоду насолодим да пива наварим. Без хлебца никому не прожить! Рыбничков без муки не спечь, да и пива не сварить.
Надумали тут колхознички разрешить спор: послать Федора, да Марьюшку, да Алексея по всей земле русской ходить и узнавать, что есть на белом свете самое лучшее и дорогое.
Сошлись Федор, Марьюшка да Алексей и не знают, куда им путь держать. Тут Марья и говорит, что бабушка ей перед смертью наказывала: «Коли ты чего знать не будешь, либо пути-дороги не знаешь, возьми-ка ты мой клубочек, за кончик ниточки держись, да на дорожку и брось. Куда клубочек покатится, туда тебе и путь лежит».
Сказала это Марьюшка Федору да Алексею, взяли они за печкой клубочек, всё, как бабушка велела, сделали и пошли за клубочком.
Идут они и дивуются. Где прежде реки бродом брели, ни проходу ни провозу не было, там построили мосты через речки на полверсты: сваи позабивали, доски настлали, да балясы на них сделали. Где при старой власти болота непролазные, ни проходу, ни проезду не было, - проложены дороженьки хорошие, мощеные. По этим дорожкам ходят машины разные, а у самого Онежского озера самолет стоит. Хошь - пешком иди, хошь - на машину садись поезжай, хошь - на самолет садись лети. Где были леса дремучие, непроходимые, там проложены дороженьки широкие, вся земелька углажена и фонари расставлены. Днем идешь - светло, и ночью идешь - светло.
Безо всякой трудности идут Федор, Марья да Алексей за клубочком, и подкатился клубочек к самой каменной Москве. По матушке каменной Москве машин много бегает! Много в Москве светлоты, будто и ночи нет!
Федор говорит:
- Машины мне понравились. У старого тупы ноги ходить, дак хоть под старость на машине проехать.
Марья-то говорит:
- Не зря клубочек-то прикатился сюда. Москва - мудреная. В Москве-то и узнаем, что есть самое лучшее и самое дорогое.
Алексей говорит:
- Походим-ка мы по Москве и посмотрим: может, самое дорогое не у нас в колхозе есть, а в самой Москве.
На том и согласились. Идут по улицам, дивуются, как улицы изукрашены, любуются. Подкатился клубочек к дому, а на доме надписано: «Кому ехать - вниз пожалуйте».
Вкатился в дом клубочек и остановился. Взяла Марья клубочек в карман, и вошли они в метро подземельное.
В метро все-то день ясный, и ночи-то нет. Проехались они на метро, встали на лестницу - сами не идут, лестница за них идет. Вот лестница вынесла их на землю, поблагодарили они лестницу.
Марья вынула клубочек, конец нитки взяла в руки, клубочек на землю бросила. Покатился клубочек и прикатился к большому саду. Во саду музыка играет, цветы цветут хорошие, птицы поют дивные. Говорят-то они в Москве, а слышны слова на Онежском озере, - все по радио слышно. Нынь в один час вся Расеюшка слушает!
Во саду гуляют молодые и старые: тут и пляшут, тут и на качелях качаются, и на деревьях фонари раз-; ноцветные горят. Федор и говорит:
- Вот, наверно, это и есть самое лучшее и самое дорогое, потому что все здесь веселые и довольные.
Только он это сказал, клубочек у Марьи из кармана выпрыгнул, успела только Марья конец нитки схватить, и покатился клубочек дале. Идут Федор, Алексей да Марья за клубочком, и клубочек остановился перед большим красным домом. Около самого дома народу многое-множество!
Взяла Марья клубочек в карман, вошли они в дом. Смотрят: белая лестница цветами зарощена. Пошли они по лестнице, видят: в доме золотыми буквами написано и показано про жизнь хорошего человека, который ко всем нашим чудесам вел. И шли они до самой последней комнаты. Видят: в комнате флагов многое-множество, наклонены флаги середи комнаты, и от них красный свет, а середь комнаты - памятник.
Марья тут и сказала:
- Привел клубок нас к большому человеку!
Не успела она слова молвить, выскочил клубочек из кармана, успела она только нитку схватить, и покатился клубочек все дале и дале. Идут они за клубочком и подходят к каменной стене. Прокатился клубочек в ворота и подкатился к белому дому.
Взяла Марья клубочек в карман. Тут отворяют двери и встречает их сам товарищ Сталин. Провел их Сталин к себе в комнату и стал их обо всем расспрашивать, а они - обо всем рассказывать.
И стали они у Сталина мудрые вопросы спрашивать, и первый вопрос о том, как им жить лучше и богаче. Сказал им обо всем Сталин.
Тут Марья и говорит:
- Что же есть самое дорогое и самое хорошее? Это жизнь наша. Да никогда она не была бы такой, коли бы нам не сказали наши мудрые правители, как жить, а потому самое мудрое и самое дорогое - это слова товарища Сталина, которые он нам сказал.
Распростились они с товарищем Сталиным, проводил он их до самой стены, и вышли они в Москву.
Хотела было Марья взять клубочек, сунула руку в карман, а клубочка-то и нет. Стали они его искать. Искали, искали и к Сталину воротились, и у него искали, не обронили ли где, и по дороге смотрели, - так и не нашли. Ну, уж тут дорога была известная, сели они на машину и поехали.
Приехали они в колхоз. Их колхозники спрашивают:
- Ну, что есть самое дорогое и самое лучшее у нас на земле?
И тут они все сразу ответили:
- Самое лучшее и самое дорогое у нас на земле есть слово товарища Сталина.
И рассказали они тут всё, как, что с ними было и где они были.
И все колхозники на том согласились.
(ТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ СССР. М., 1938. Стр. 118-122.)
ПИСЬМО СЧАСТЛИВОГО УЗБЕКСКОГО НАРОДА ВОЖДЮ НАРОДОВ К ОТКРЫТИЮ XVIII СЪЕЗДА ВКП(б)
…Когда уста весны прильнут к земле, когда
Весенней посевной у нас кипит страда;
И птицы в Фергану прекрасную летят,
И всходы хлопка вновь нам урожай сулят;
И солнце ласково сияет с высоты, -
То как же нам не знать, что солнце - это ты?
Волны озерной плеск - о Сталине поет.
Снегов нагорный блеск - о Сталине поет.
Цветами луг пестрит - благодарит тебя.
Обильный стол накрыт - благодарит тебя.
Гудит пчелиный рой - тебя благодарит.
Сын у отца герой - тебя благодарит.
Мы подвиги творим под знаменем твоим,
И смерть мы покорим под знаменем твоим!..
(Письмо подписали 500.000 колхозников, рабочих и представителей интеллигенции Узбекской ССР).«Известия», № 56, 10 марта 1939 г.
P.S. В тему.
Здесь можно почитать еще подобные произведения, спасибо за ссылку
levkonoe!!!
http://oldscanbooks.narod.ru/Narody/Skazanja/Stalin.htm Здесь можно скачать послушать речи вождей:
http://www.sovmusic.ru/list.php?category=speech&part=7 Знаменитая песня Вертинского о Сталине (1945):
http://www.sovmusic.ru/sam/s6107.mp3.
Мультфильм 1947 года, созданный к 800-летию Москвы:
UpD Путин догоняет:
http://makimoto.livejournal.com/88762.html.
И ещё - пьеса о Путине:
http://scottishkot.livejournal.com/250185.html.