Открытое письмо президенту Александру Никонову
Александр Никонов, дорогой! Родной!! УЧИТЕЛЬ!!! Ничего, что я на ты? Все равно, ты вряд ли увидишь это письмо, потому пусть обращение остается. Недавно я прочитала твое
интервью с Ксюшей Собчак . Я и раньше тебя уважала, но теперь прониклась вовсе безмерным уважением. Хочу рассказать тебе , дорогой президент, о своих скромных экспериментах по работе со сложным материалом. Недавно мы с товарищами по журпартии делились творческим опытом о видах тайнописи, призванной компенсировать моральный ущерб, который журналисту наносят некоторые идиоты интервьюируемые, а копирайтеру - клиенты и нувориши-читатели. Посмотри, как будет время, разбор моей предыдущей статьи в глянцевый журнал для ксюшисобчаковых (
Как я навела порчу на нескольких нуворишей ) с вытаскиванием на свет скрытых смыслов и пояснением вырванных из контекста цитат. Думаю, тебе понравится. :)Жаль, что ты не посещаешь этот сайт, а то бы непременно пригласила тебя провести в нашей школе злословия повышения квалификации хоть один семинар.
Прошлое занятие закончилось тем, что учитель
serh сформулировал первое право свободного журналиста: «естественное стремление умного человека посмеяться над менее умным, но облеченным большей властью. Причем сделать это изящно и не обидно, так, что умный подколку поймет и посмеется, а э... альтернативно одаренный все равно не врубится в тему. Особенно приятны такие развлечения по отношению к клиенту-самодуру, редактору-хаму или читателю-зазнайке. :-))»
Дорогой Александр, приезжай к нам в село школу, мы будем тебе очень рады. А пока тебя нет, на втором занятии я разберу 7 приемов, которыми ты пользовался в упомянутом интервью, каковое станет еще одним примером для подражания в нашей нелегкой работе.
С уважением и почтением, Ивонна Л.
Занятие 2. Как помочь интервьюируемому продемонстрировать собственную глупость
Сегодня, дорогие друзья, мы рассмотрим замечательное интервью, написанное для журнала «Город женщин». Его автор, известный своей язвительностью публицист Александр Никонов, с помощью приемов, часть которых мы уже обсуждали, помог тусовщице девушке Ксении Собчак развернуться во всей ее глупости гоноре пошлости красе. Сразу оговорюсь, что личность интервьюируемой у меня особых эмоций не вызывает. Мало ли на свете пустых женщин, занятых только собой? Я не испытываю к ней ни любви, ни ненависти. Было бы много чести для такого ничтожного персонажа современной истории. Главный интерес - дайте только повод посмеяться разобрать принцип работы с А. Никонова человеческим материалом не слишком высокого сорта и умение заставить интервьюируемого показать всю глубину своих «ума и сообразительности».
1. Прием первый. Едкая ирония и мнимая самокритичность.
«Светская львица опоздала всего ничего - на каких-то сорок минут… Наконец, Ксения села за столик и томно взглянула на меня: опять интервью, господи, какая скука! Впрочем, это ничуть не убавило ее великодушия к ничтожным щелкоперам.»
Ключевое слово - «ничтожным» - произнесено. Кто из двоих участников беседы ничтожность - журналист или томная светская бездельница дама, читатель должен догадаться сам.
2. В одном вопросе собраны сразу 2 приема. Заведомая неточность формулировки при вольном переводе с другого языка и намеренный оксюморон - соединение понятий, противоречащих друг другу.
«Таких, как вы, на Западе называют «самоделкиными» - людьми, которые сами себя сделали. Вот, скажем, Никас Сафронов - он тоже приехал в Москву из провинции …»
Тех, кто сами себя сделал, называют «self-madе person». Обычно это люди, достигшие чего-либо «с нуля», без поддержки именем или капиталом родителей. Что к героине интервью, как известно, не относится. Обратите внимание на изящество вольного перевода «self-maid person». При слове «Самоделкин» большинство российских читателей вспоминает металлического коротышку из журнала «Веселые картинки». Лично у меня Ксюша Собчак теперь ассоциируется с этим человечком с шестиугольной головой и носом-гаечкой, веселящим детей. Но шаржа героиня не приметила. Зато ее за живое задело сравнение родного города с провинцией. Преисполнившись гнева, теледива восклицает:
«- Что значит «тоже»? Я приехала не из провинции, а из Санкт-Петербурга. Я - вместе с Петром Первым, Екатериной Великой, с архитекторами уровня Растрелли - из провинции, получается?»
Демонстрируя проницательному читателю очередную порцию собственной невежественности. Согласно ее логике, все названные исторические личности вместе ней переехали из Петербурга в Москву на ПМЖ, или, в крайнем случае, как и она, родились в Питере. Не иначе, как город получил название благодаря тому, что в нем родился Петр I. ;-)
3. Александр гнет свою линию, продолжая противопоставлять «достижения» Ксюши талантам земляка товарища Ленина. Здесь он несколько увлекается и переходит к приему «прямое оскорбление», впрочем, исполнив его весьма изысканно и обрамляя в красивую рамочку - просит у героини советов:
«Но Никас хотя бы рисовать умел, а вы - ничего… Посоветуйте подрастающему поколению, …как, будучи никем, раскрутить себя до такой степени, чтобы стать завсегдатаем ресторанов, где одно блюдо стоит сто долларов, знакомиться с миллионерами.»
Этот вопрос провоцирует Ксюшу на откровенное хамство. Игра по задумке режиссера входит в стадию «Сам дурак». Однако от личности собеседника Ксюша переходит к оскорблению большинства читателей интервью, которые не имеют поводов любить ее вовсе не из зависти к ее деньгам, а, например, из сострадания к памяти ее отца, которую она зачастую оскорбляет неумными выходками, грубостью, вульгарностью etc:
- Мне неприятно отвечать на такие вопросы! …Я вообще не понимаю, откуда в вас столько ненависти ко мне? Это называется «быдло». Такие вот люди называются быдлом - которые завидуют, ненавидят меня… А я очень много работаю. Я встаю в девять утра. И еду на съемочную площадку! Там пашу до четырех часов вечера.
4. Девушка сама надевает себе на шею удавку. Автор подхватывает эстафету кончик бечевки и слегка затягивает, прибегая к приему «мнимое сочувствие», чтобы обратить внимание аудитории на очередной ляп «трудяги»-Ксюши:
- То есть вы работаете в день по пять, а то и по шесть часов? Ужас!
5. Еще замечательный пример подначки - применение вопросов, не имеющих однозначного ответа. Классика жанра: «перестали ли вы пить коньяк по утрам?» и «когда вы перестанете избивать свою жену!?»
«- Некоторые дурочки кичатся своей целомудренностью...»
Рыбка глотает крючок, не задумываясь. Уж очень ей не хочется слыть дурочкой, а доказать, что Никонов смешал понятия из разного ряда, она не может. Поэтому Ксюша легко открещивается от основных моральных ценностей, принятых в социо-культурной среде ее проживания, и противопоставляет ей собственную «мораль»:
«- Я не кичусь. Я вообще ничем не кичусь. Мне это чуждо. Потому что я имею моральные принципы, у меня есть моральный стержень, и мне не стыдно.»
Звучит как оправдание, но героиня этого не замечает.
6. Слияние понятий или игра в ассоциации. Это замечательный прием, представленный в книге С. Маркова "PR в России больше чем PR" простым примером: "можно поставить рядом два слова - "космонавты" и "пидорасы". и вроде бы ничего не сказано, но за космонавтов становится обидно". Никонов сознательно ставит рядом с личностью «героини» отталкивающие, вызывающие отвращение вещи. Когда Ксюша рассказывает о своем хобби - полетах в невесомости, он сразу же проводит параллель:
«- У меня друг один полетел так и заблевал весь салон…Как же можно получать удовольствие от невесомости, если кругом чужая блевотина летает, собравшись в шарики?»
Особо полюбившийся мне пассаж из этой серии - следующий эпизод диалога.
«Мне все время звонят, много писем пишут. Я даже не вскрываю конверты», - откровенничает Ксюша.
- Зачем же? А вдруг человек вас любит? Бедный нищий слесарь из Мухосранска, который составит ваше счастье...
Если нормальному читателю газеты неприятно условное название города, то героине - статус предполагаемого избранника. По ее мнению, быть простым слесарем - то есть рабочим человеком, который обеспечивает жизнь светских бездельников - это не комильфо.
«Мужчина в жизни должен состояться. Он должен стать талантливым бизнесменом или талантливым художником...» - утверждает она.
Вот так. Все остальные мужчины, не художники и не бизнесмены, сразу осознают или себя людьми второго сорта или Ксюшу - сами понимаете, кем. Что и требовалось доказать.
7. Нужное слово в нужном месте.
Концовка интервью заставила меня прослезиться. Всего одно маленькое наречие «уже» помогает сделать окончательные выводы тем, кто не сделал этого ранее.
-Вы очень хотите, чтобы я какую-то глупость сказала.
- Уже не хочу...
P.S. При написании анализа статьи мне помогли учитель
serh и отличница нашей школы
t_soboleva. :)
Дорогие друзья! Если у вас есть свои рецепты, советы или пожелания по темам наших семинаров, я буду счастлива их услышать. :))