Не так давно
langobard спрашивал,
кого можно причислить к последнему советскому поколению. Наконец я нашла одну статью из старого журнала «Дошкольное воспитание», которую хотела отсканировать, чтоб проиллюстрировать свой ответ. Скопирую сюда свой комментарий на пост у Лангобарда. И очень хочу услышать ваши ответы на вопросы.
Кого вы причисляете к последнему советскому поколению?
Относите ли себя к нему и почему?
Как мне кажется, теоретически «последним советским поколением», то есть успевшим полностью сформироваться в советское время, правильно было бы называть тех, кто
успел поучиться в советском вузе, период молодости, активного формирования пришелся на конец восьмидесятых-начало девяностых. Я причисляю к нему себя, хотя училась в вузе в середине девяностых, однако газетные передовицы о партсобраниях не только хорошо помню, мне даже приходилось писать их самой. И мне раньше было несколько странно видеть людей лет на 10-15 моложе, которые себя считали советским поколением. С другой стороны, можно считать и так. Основы человеческой личности закладываются в первые семь лет. Учитывая, как масштабна и хорошо поставлена была в СССР пропаганда, рассчитанная на детей, которая к тому же наслаивалась на взрослую, можно определенно сказать, что если ребенок вырос в советское время, пусть даже он не посещал детский сад, но успел пойти в школу и был принят в октябрята, значит, процесс инициации он прошел. Таким образом, представителю «последнего советского поколения» в 1991 году, на момент развала СССР и пионерской организации должно было исполниться семь лет.
Последние октябрята родились в 1984 году. Важно еще учитывать, что серьезная школьная реформа началась в 1992 году. Фактически эти дети учились еще в советской школе, при старых педагогических кадрах. Видимо, поколение, родившееся в 1984 году, можно считать «последним советским». Таким образом, советская эпоха в головах закончится, «когда умрет последний октябрёнок». Эту замечательную цитату я нашла в интернете, когда искала кое-что об октябрятах. Автора не помню, но сказано сильно, достойный зачин для баллады, я считаю.
Вопрос, как эти октябрята будут воспитывать своих детей и что вырастят у них в головах, мы пока оставим открытым, а перейдем к тому, что меня очень интересует. А именно - результативность пропаганды на примере отношения советского ребёнка к вождю. Конечно, существовал процент тех, чьи родители были противниками советской власти и старались воспитать своих детей если не диссидентами, то, как минимум, людьми аполитичными. Здесь интересно именно отношение некоего среднестатистического ребёнка, который ходил в сад и в школу, где его имели возможность обрабатывать по полной программе.
Я писала о пропаганде сталинской эпохи, но не говорила о результатах, к которым приводила обработка. По воспоминаниям большинства опрошенных, бывших пионерами в тридцатых-сороковых годах, они верили в Сталина, как их ровесники до революции - в доброго царя, который высоко сидит, далеко глядит, все видит и может помочь каждому решить его проблемы. Продолжали верить даже многие дети врагов народа, которые писали письма Сталину, обращаясь к нему как к последней надежде. Правда, по ночам детям, в отличие от книжных героев, генералиссимус не снился, однако «к Сталину относились, как научила пропаганда: наш вождь и учитель. По-другому и не мыслили». Все, что мне рассказывали старые люди, учившиеся в школах при Сталине, обобщил в своих воспоминаниях Константин Симонов: «Товарищ Сталин, слышишь ли ты нас? Ты должен слышать нас, мы это знаем». Стихи эти целиком посвящены нашему тогдашнему отношению к Сталину и нашим, связанным с ним надеждами... То значение, которое имел для нас Сталин в тот момент, когда писались эти стихи, мне не кажется преувеличенным в них, оно исторически верно… А ведь такого рода порывы были и у меня, так же как у других людей, и они были настолько искренними, что можно их осуждать, но не пристало в них каяться».
А теперь задам вам третий вопрос и очень жду ответов. Полагаю, что большинство из читающих эти строки ходили в школу или, как минимум, в детский сад еще в советское время.
Как вы относились в детстве к Ленину и что думаете о нем сейчас?
Признайтесь, не кажется ли вам до сих пор, что, хотя, как известно, Сталин и Ленин были одного поля ягодами, однако Ленин вроде бы посимпатичнее, роднее даже как-то, что-то такое в нем осталось от того доброго дедушки, которого нас учили любить в детстве? Многим кажется, что будь он в твердом уме и трезвой памяти еще лет тридцать, обошлось бы без ужасов коллективизации, массовых репрессий и прочего, что сегодня именуется сталинским террором. Все эти сказки про серенького козлика и про «мы пойдем другим путем» въелась в подсознание очень качественно.
То есть Ленин, как можно предположить, представляется примерно таким, ужасным но симпатичным:
А Сталин - тем, кто в детстве его время не застал - совершенно кровожадным монстром:
Вот вам иллюстрация того, как над образом Ленина работала армия педагогов. Подробная, качественная методическая статья из журнала «Дошкольное воспитание» о том, как прививать детям любовь к Ленину. Прочитала - прослезилась. Половину из этих книжек я даже помню, и кое-какие храню.
И на десерт - несколько обложек.