Fabulae draconis. Прощание Маркизы

Nov 25, 2009 01:48

Неожиданно написала сказку. О чем она? О чуде постижения - о том, как важно разобраться в себе и в тех, кто рядом, понять, кто ты есть на самом деле и куда идешь.

Прощание Маркизы

В замке Маркиза дым стоял коромыслом - разбирали шкафы, двигали тяжелую резную мебель, перетряхивали сундуки. Но ради Дракона Маркиза бросила свое занятие. Едва увидев между арок галереи знакомый пестрый глаз, она поспешила навстречу дорогому гостю.
- А ты хорошо выглядишь, броня блестит, глаза горят, похудел только немного, я вот тоже не поправляюсь, но рассказывай, как дела, как здоровье, а главное - как сюжет? - Маркиза забрасывала гостя вопросами, пока они шли на ее половину.
- Знаешь, что-то изменилось, - Дракон пробрался к креслу, задумчиво оглядывая разоренную комнату.
- Что? - Маркиза пристроилась было на стуле напротив, но тут же вскочила и принялась лихорадочно сновать туда-сюда. Но, пытаясь укладывать вещи, она бесцельно разглаживала рукой складки тяжелых бархатных платьев, перекладывала из ларца в ларец золотые запястья, хваталась за драгоценности и бросала их опять на место.
- Точно пока не скажу, но сюжет двигается, это самое главное. Появилась надежда на то, что скоро будет новый поворот.
- Думаешь оттуда, из-за поворота, приедет и рыцарь?
- Последний год научил меня тому, что нельзя ничего загадывать… - вздохнул Дракон.
- Послушай, я хочу сказать тебе что-то важное. - Маркиза торжественно выпрямилась, - Принцессе никакой рыцарь не нужен!
- Что значит «не нужен»? А как же логика жанра? Рыцарь и Принцесса - персонажи заданной схемы, если их нет, сюжет развалится...
- Опять ты со своим куртуазным каноном, - отмахнулась хозяйка замка.- Почему мы не можем ничего сделать вопреки ему?
- Потому что иначе среда разрушится, Принцесса останется в холодном гробу навсегда, и сказка кончится, - Дракон сложил пластины гребня и устало прикрыл глаза.
- Конец - это всегда начало, сказку пишешь ты сам, захочешь - сочинишь новую, с другим каноном.
- Во-первых, я не Автор, а рассказчик, а во-вторых, нет для меня другого канона, - терпеливо в который раз пояснил ящер.
- Автор диктует, но пишем-то мы. Спасибо маме, валькирии, он иногда заглядывает в мои сны. Летом вот приснился. - Маркиза вздохнула, подняла с комода старое венецианское зеркало с потершейся эмалью и поднесла к его глазам. - Вот, нашла специально для тебя, бабушкино. Она строго наказывала смотреть в него только в самых крайних случаях, когда сюжет остановится. Автор просил передать, чтобы ты посмотрелся. Кого ты там видишь?
Дракон заглянул в темную гладь и дернулся.
- Ты уверена, что это - зеркало? И не кривое?
- Да, дорогой, посмотри правде в глаза, нет никакого дракона, и принцессы нет, и рыцарь им не нужен. Все проблемы от того, что ты искал претендентов на эту роль, а они на нее не годились.
- Но ведь это не я. Или я? Странно… Глаза, вроде, мои… И вообще похоже… - изумленно выдохнул Дракон.
- Я давно поняла, - перебила гостя Маркиза. - Помнишь, мы с тобой обсуждали, что с мечом, копьем и арбалетом в руках Принцесса чувствует себя увереннее, чем с иголкой и пяльцами. И что ей надо было родиться Роландом, который берет все на себя и до последнего не будет трубить в свой рог, даже если мир вокруг рушится. И что в ней много этой… рациональной… как ее? - Маркиза была не очень образованна, что тщательно скрывала от всех, кроме дракона.
- Агрессии. В манере формулировать и решать проблему. Один Рыцарь говорил, что у нее мужской тип реагирования на мир.
- Да, вот это самое. Только Автор знает, почему она не родилась рыцарем. В критических ситуациях она, как и ты, быстро принимает решение и начинает действовать, чего у меня, например, никогда не получалось. И главное - совершенно спокойна.
- Дергаться она, конечно, начинает, но потом, когда проблемы окажутся позади, - поправил Дракон и снова пристально посмотрел в зеркало. Он был непривычно молчалив и даже не прикоснулся к вину и угощению, сразу принесенному расторопными слугами.
- Понимаешь? Принцесса, дракон и рыцарь - это ипостаси одного героя, который бросается на помощь к любому, когда бы его не попросили, даже в больном виде понесет чей-нибудь сундук за тридевять земель, а сам никогда помощи не просит. И себе помочь не может. Словом, типичный рыцарь, сколько бы драконьей крови не текло в его жилах. К тому же, ему с драконом в одной истории не место.
- Но Рыцарь - был, и от него, напомню, зависела судьба нашего мира.
- Тот, с золотым драконом на лазоревом гербе? - Маркиза помолчала, осторожно подбирая слова, - он, по-настоящему, и рыцарем-то не был, это ты решил, что он может стать героем, зачаровал его каноном и уговорил играть. И он, бедный, старался соответствовать...
- Рыцаря назначить нельзя, героика не всем по силам Он сам нашел Принцессу и примчался к ней, чуть коня не искалечив, - Дракон резко встал и кинул зеркало на стол, оно жалобно звякнуло.
- Ты придумал Принцессу, которая настолько беззащитна и доверчива, что предпочитает сидеть под ведром из кракатуковой скорлупы, страшится выйти навстречу своей любви, боится что могут опять сделать больно. У нее каждый, кто до нашей глухомани добрался, - герой и глядит в рыцари, но ничего из этого не выходило и не выйдет. Ты сам утверждал: любой в герои не годится. И сам же ей таких подбирал, от которых одна боль.
- Не только. Они дарили ей много счастья.
- Нет, я так не могу, не умею я с тобой спорить. Хоть бы Алхимик скорее пришел. - Маркиза подняла зеркало и опять вложила его в лапу ящера. - Вот она, твоя фабула без сюжета. Видишь? Там даже меня нет.
- Что, и тебя? - дракон улыбнулся и протянул лапу к маркизе, но она быстро отошла и принялась рыться в очередном сундуке.
- Да, я в этой сказке случайно оказалась.
Дракон оглядел свою броню, потрогал ее когтями и хмыкнул.
- Предположим, твое зеркало не врет. Но кто же остался?
- Есть ты - Рыцарь. Алхимик, надеюсь. Есть Жонглер. Хотя его тоже нет.
- Кто-кто, а Жонглер - точно есть, совсем недавно с ним и с Алхимиком вино пили, он собирался принцессу целовать.
- И как, удачно?
- Видишь ли, канон не предполагает…
- Погоди, - ты со стороны вас двоих не видишь. Ездите повсюду вместе, иронизируете друг над другом, насмехаетесь, то ссоритесь, то миритесь, а друг без друга не можете. Он не жонглер. Он - Оруженосец. Вы же с ним как Дон Кихот и Санчо Панса, как Дон Жуан и этот… Страфарель?
- Сганарель. - поправил Дракон. - Но мы не всегда вместе, он второстепенный персонаж. У Жонглера свои дела, его в каждом замке ждут. Цитру настроит, дорожный мешок за спину - и неделями не появляется.
- Ну, какие у него могут быть дела. Разве что за пастушкой какой-нибудь приволокнется, на сеновале потешится, куда мужчинам без этого. В деревне болтают, он как раз последнюю недавно бросил.
- Я и вижу, появляться стал чаще. Интересно, чего они в нем находят? Он, конечно, прекрасный собеседник, баллады складывает, еще и на цитре умеет, но ведь - эгоист, хвастун и позёр.
- Гордец и враль, - продолжила ряд Маркиза и улыбнулась. - Это тебе так кажется, а для девок деревенских - завидный кавалер, с господами общается, с драконом дружит, грамоте обучен, книги читает. Ему даже напрягаться не надо, сами прибегают, за вечной любовью.
- Как будто они не знают, чем она заканчивается. - Дракон пожал плечами.
- Глупые бабы, на чужих ошибках не учатся. Каждая верит, что уж ее-то он любит по-настоящему и никогда не бросит. А сочинять, как ты знаешь, Оруженосец умеет убедительно. Скажем, последняя Пастушка, - маркиза присела ближе к дракону и начала пересказывать свежие сплетни, принесенные служанкой, брат которой привозил из деревни в замок кое-какие продукты. - Её, говорят, предупреждали, она не слушала. И кто теперь виноват, что она сидит, рыдает? Зачем она ему нужна была, дурочка необразованная, небось, и половины не понимала из того, что он ей говорил. В общем, она ему наскучила, да и новые перспективы открылись, или уж не знаю что, но наш жонглер словами Пастушке сказал, что, дескать, на войну собирается, а там проблем будет много, и он не хочет ее в это втягивать. И вообще на войне он совсем другой и быть с ней по-прежнему не сможет. Теперь она сидит, ждет его у окна, слезы льет. А он ходит мимо и даже не здоровается, ни ответа, ни привета. Вся деревня над ней смеется.
Дракон пожал плечами: Разве можно в такие сказки верить? Это же, выражаясь доступным пастушкам языкм, - гнилой отмаз. Бедная, глупенькая девочка, не умеет мясо от гарнира отделять.
- Какое мясо, какой гарнир - они руками до сих пор едят, - Маркиза гордилась тем, что в замке было целых шесть вилок.
- То, что он ей наговорил - пустые слова, если он после них пропал и при встречах даже из вежливости не здоровается. Я подобных историй наслушался, и от простых девушек, и от знатных дам. Подозреваю, в специальных мальчиковых школах обучают одному и тому же приему. Если бы мне каждый раз давали 100 медяков за то, что я такие сказки про проблемы выслушиваю, я бы мог замок уже себе купить.
- Это мы с тобой понимаем, а она, дурочка наивная, нет. Ничего, успокоится, она же не благородная дама, какие там могут быть чувства, у Пастушки…
- Ты же знаешь, любовь озаряет и достойных, и недостойных, как солнце, такова её сущность. - Дракон вздохнул. - И Рыцарь тоже пастушками не брезговал, вечно приезжал с соломой в волосах с чужих сеновалов.
- Это в прошлом. - Маркиза опять принялась ходить по комнате, бесцельно перекладывая вещи. - Он уехал туда, откуда не возвращаются. И даже ничего не наврал Принцессе на прощанье.
- Так Рыцарь же, - Дракон грустно улыбнулся и взял бокал, куда давно было налито вино, гости и хозяйка выпили, не чокаясь.
- Ты вспомни, он спрашивал постоянно: «какой из меня рыцарь»?
- Говорил, что тяжело, не справляется с ролью. Жаловался, да, так не всерьез же. - Дракон вцепился в край дубового стола, оставив когтями несколько глубоких борозд.
- Может, и всерьез, кто его знает. А не справлялся он, потому что он сам и был принцессой, изнеженным, взбалмошным мальчишкой, которого надо было баловать, развлекать, и любить. Он ведь уснуть не мог, пока ты ему одеяло не подоткнешь, кошмаров боялся.
Дракон посмотрел на маркизу и словно первый раз ее увидел. Маркиза не просто исхудала, она казалась почти прозрачной - махни крылом, и растает. «Наваждение, морок, что произошло в замке за время моего отсутствия?» - размышлял дракон, подозревая, что маркиза повредилась рассудком или стала жертвой злых чар.
- Предположим, я поверил: Я - Рыцарь, жонглер - Оруженосец, лазоревый Рыцарь был принцессой, - успокаивающе сказал он и протянул к Маркизе лапу, но она резко отошла к окну и принялась раздвигать тяжелые пыльные занавеси.
- Это был не рыцарь, а заколдованная Принцесса в его обличье, такую тебе и сейчас искать надо. Расколдуешь ее, поцелуешь, и всё встанет на свои места.
- Принцесса - одна, она сейчас спит в пещере, в хрустальном гробу, - отчеканил Дракон.
- Нет ее там, поезжай да посмотри. Белоснежка в нем лежит, гномов ждет, пещера занята под чужую сказку.
- Что же мне, по-твоему, теперь делать? - спросил дракон, осторожно подходя к Маркизе.
- Дорогой мой друг, - Маркиза медленно провела пальцем по острию драконьего гребня, и он рассыпался с легким звоном. - На твоем месте, я бы вчеркнула из сюжета ведро, за которым ты прячешь Принцессу. Из него выйдет отличный шлем, между прочим. Потом взяла Оруженосца, и поехала на поиски.
Маркиза вернулась к окну и попыталась раскрыть заевшую оконную раму. Сквозь цветные стеклышки в комнату пробрались разноцветные лучи, засверкали, разбившись о драконью чешую, и рассыпались по полу драгоценными камешками вместе с осколками брони. Маркиза подняла одну чешуйку:
- Возьму на память, а то у меня ничего не останется от вашей сказки. А ты, Рыцарь, помни, того, кто тебе предназначен, легко узнать - это изнеженный и балованный ребенок, который сам боится принимать решения. На самом деле, он чуткий, добрый и отзывчивый. Поцелуй его, заботься, оберегай и люби таким, какой есть.
- И где ты предлагаешь эту заколдованную Принцессу искать? - с интересом спросил собеседник. Он легко растворил обе створки окна, впустив в комнату запах сырой земли, прелых листьев и первого мокрого снега. То было в унылую пору, в конце осени, когда листья сбиваются темными плотными кучами, готовясь к зимней спячке, и ветер уже почти не может согнать их с места и пустить в хороводы вокруг стволов. Деревья стоят голые, жухнет трава, и скукоживается в сердцах надежда на весну и на счастье. Тусклое золото слабеньких солнечных лучей коснулось красной меди драконьей брони и заиграло всеми цветами радуги. Маркиза погладила гнедую морду коня, появившуюся в окне, и твердо посмотрела собеседнику прямо в глаза.
- На твоем месте, мой милый, хороший, любимый Рыцарь, я бы для начала присмотрелась к тем, кто есть рядом.
Дракон в остолбенении уставился на нее: То есть - к тебе? Что ты валькирия, я всегда знал, но чтобы Принцесса…
- Нет, в вашей сказке я точно не принцесса, - улыбнулась она, - но я уезжаю в свою. Я тут у вас загостилась, пока мой Сказочник странствовал, но теперь он вернулся, и я не могу подвести его, ведь он сочиняет сказку специально для меня. Видишь розы на клавесине? - это он привез третьего дня. Он всегда дарил мне белые цветы. - Маркиза тряхнула черными кудрями, вынула розы из серебряной вазы, улыбнулась и стала вдруг необыкновенно хороша.
- Хочешь сказать, что мы с Алхимиком и Жонглером останемся одни? - Дракон подумал, что ему, возможно, будет не хватать простоватой Маркизы, ее жизнелюбия, поддержки, веры в хорошие концовки, их полуночных бесед с разгадыванием снов и знаков.
- Больше того. Я думаю, что они оба - один и тот же герой. Кстати, это ведь именно он, Жонглер, то есть Оруженосец меня в вашу сказку втянул, приезжал постоянно, о тебе расспрашивал. Если бы не это, сейчас всем было бы проще. Тебе не пришлось бы отвлекаться на лишние сюжетные линии и вокруг нашего замка круги нарезать, а сразу ехать на поиски, скажем, в этот… как его… Эндерлин.
- Эльсинор?
- Может быть. - Маркиза взяла сумку, неожиданно легко скользнула на подоконник, а оттуда - в седло.
- Погоди, ты вернешься?
- Одному Автору ведомо. Понимаешь, нас тоже начали сочинять дальше, и я не знаю, куда это приведет. Но все, кого очень зовут, однажды возвращаются. К сожалению, это часто бывает в тот момент, когда их перестают ждать.
- У меня такое постоянно происходит - ирония мироздания... - Подтвердил дракон. - Не повторяй моих ошибок, возвращайся к тому, кто тебе нужнее всех нас.
- Я буду скучать по вас. Если захотите поболтать или понадобится помощь, сможете легко меня найти. Возьми зеркало, я дарю его тебе.
- Не знаю, можно ли ему верить. Мне надо подумать…
- Подумай, Алхимика подожди, он придет. Что он скажет? Это очень важно... Поверишь ты или нет - это будет только твое решение. Здесь твой лес, твоя сказка, и деваться тебе из нее некуда. Решайся.
- Я тоже буду скучать по тебе, - неожиданно для себя сказал Дракон и почувствовал, что его броня пошла трещинами, чешуйки начали осыпаться, смешиваясь с изумрудами и рубинами, валяющимися на полу. Маркиза печально смотрела ему в глаза, словно стараясь запомнить.
- Пусть в мое зеркало посмотрится Оруженосец. Я давно догадалась, что в нем живет самая подходящая заколдованная принцесса для тебя. И думаю, он понял это ещё раньше.
- Жонглер?!
- Он - Оруженосец! Присмотрись к нему получше, ты вот ругаешь его постоянно, а, на самом деле, он очень хороший.
- Это ты мне рассказываешь? Я его знаю сто лет, как облупленного - Дракон помолчал, глядя на облетевший куст шиповника за окном. - А знаешь, он мне очень помог, когда Рыцаря не стало, очень поддержал, разговаривал каждый день, отвлекал…
- И вообще изменился в последнее время, стал спокойнее, задумчивее, по кабакам меньше ходит, словом, как вышла последняя глава, начал новую жизнь.
- Да, но Оруженосец… - Задумчиво протянул собеседник. - Тоже мне, заколдованная принцесса… Как ты думаешь, он вообще умеет любить кого-нибудь, кроме себя?
- Полагаю, он любит тебя. - Маркиза улыбнулась.
- Он ни одной пастушки не пропустит!
- Я ж тебе не зря рассказывала, что он последнюю бросил. Ради твоей Принцессы их когда-нибудь хоть один рыцарь бросал?
- Я-то здесь при чём? С чего ты решила, что он из-за меня всё поменял? - собеседник иронично усмехнулся.
- Ох, уж этот Автор, ничего толком не сказал, лучше бы он тебе самому приснился или Алхимику, тот бы быстро расставил всё по местам!… Если не из-за тебя, тогда я вообще не знаю, что думать, и почему Оруженосец перестал с пастушками здороваться. Он теперь вообще почти ни с кем не общается, даже к нам в замок не заглядывает.
- По-твоему, я должен прямо идти и целовать Оруженосца?!
- Решать тебе. - Маркиза пришпорила коня и поскакала по дороге к лесу, - прощай, я вас всех очень полюбила, но мне пора в свою сказку.
Тот, кто ещё недавно именовался Драконом, прищурился, глядя на лес вдали и на прямую спину удаляющейся маркизы, поправил латы, поднял забрало и еще раз посмотрел в зеркало. Оттуда на него вопросительно и строго пестрыми драконьими глазами смотрело серьезное девичье лицо со знакомыми чертами, вокруг кучерявились непослушные каштановые волосы с рыжеватым отливом.
- Интересно, куда он запропастился, этот Оруженосец, - подумал Рыцарь и опять посмотрел в окно.
Все слышнее становился странный гул вокруг, по стенам поползли трещины, шпалеры на них начали прорываться. По дороге, ведущей по склону холма из деревни, слегка прихрамывая, шел к замку Оруженосец.
- Сначала надо убедиться, что в пещере, действительно, Белоснежка. - Рыцарь взял зеркало, выпрыгнул в окно и пошел навстречу судьбе. Надежда и отвага - лучшие дары Автора своим героям - не оставляли его, даже когда вокруг рушились стены и трещал по всем швам старый верный канон.

23 октября

Previous post Next post
Up