Падение и восход молекулы.

Jan 22, 2011 21:40

Все началось ровно 30 лет назад, когда на свет родилась Sony Mavica, первая в мире камера способная записывать отдельные кадры в цифровом формате. Война форматов! Унесшая с собой миллиарды живых нейронов головного мозга, в спорах о том, что лучше, круче, удобнее и красивее. Как человек, нажимающий на кнопку, я тоже был вовлечен в эти войны, но чудом спасся. Эта война существует только благодаря большой человеческой беде - большинство не знают, чего они хотят. От фотоаппарата, от работы, от любви, от жизни в конце концов. Они плывут по течению, и когда течение прибило их на цифровой остров, они делают выбор, оставаться на нем или нет.

На самом деле я опоздал с этой заметкой, лет на десять, наверное. Пыль уже почти осела, но все равно, пусть будет. Ведь многие до сих пор встают перед этим выбором. Но.. что скрывать, цифра уже давно узурпировала власть пленки в большинстве ее областях применения. Это и не удивительно, цифра удобнее и практичнее во всем. Единственное место, где пиксель еще не победил молекулу - это художественная фотография. Это подсказка для начинающих фотографов. Если ваша область хроникальная, научная, рекламная или политико-публицистическая - ваш выбор цифра, фантастическое наследие научного ума. А если все-таки исключительно художественная фотография - можешь читать эту заметку дальше.

Пленка в наше время - это фетиш, и только. Либо у тебя есть этот фетиш, либо нет. Чтобы узнать, нужно попробовать или почувствовать. Основная особенность аналогового фотографирования это получение удовольствия, от всего. Это тактильные ощущения, когда в руках у тебя тяжелый металлический аппарат, на котором много всяких рычажков, надписей, кнопочек. Все механическое, и перед тем как начать снимать, тебе нужно все покрутить, повертеть. Перед тем как нажать на заветную кнопку, нужно все продумать, ибо риск велик - всего 36 кадров дорогостоящей пленки. Мозговая деятельность, это то, что исчезло с появлением цифры. И вот настал заветный момент, ты нажимаешь на кнопку. И теперь начинается самое интересное - наделение содержимого пленки магическими свойствами: надежда, что все кадры получатся; предвкушение, что они получатся лучше, чем ты представляешь; удивление, когда видишь результат, который совсем не ожидал. По-моему, это никогда не сравнится с отбором на компе двух фотографий из пятисот неудачных. С последующим вечером редактирования в фотошопе, чтобы привести их в удовлетворительное состояние. Не говоря про «дышащую» фотографию, на которую ссылаются все защитники пленки. Здесь, наверное, нет никакой магии, скорее чувство эстетического удовольствия от «несовершенной» зернистой фотографии. Я уже не говорю про ручную печать, где эти снимки на твоих глазах появляются из ничего. В целом, это процесс, от которого получаешь огромное удовольствие. Это и есть самое главное! Уметь получать удовольствие от всего. Получать удовольствие от жизни!

Спасибо цифре за то, что пленка превратилась в фетиш, в некое элитарное занятие. В современном цифровом мире становится все меньше таких занятий. Так что не нужно войны, пусть пиксель выкурит трубку мира с молекулой. Кому-то она сделает жизнь счастливее.

Хотя бы мне.



Мысли, Фото

Previous post Next post
Up