"...я не понимаю, какой радости ищут люди на переполненных железных дорогах, в переполненных отелях, в кафе, оглашаемых душной, назойливой музыкой, в барах и варьете элегантных роскошных городов, на всемирных выставках, на праздничных гуляньях, на лекциях для любознательных, на стадионах - всех этих радостей, которые могли бы ведь быть мне доступны и за которые тысячи других бьются, я не понимаю, не разделяю. "
"Я зашел в это скромное заведение, здесь было убежище. Всего-навсего, правда, такое же, как на лестнице перед араукарией, здесь тоже я не находил ни родины, ни общества, а находил лишь, как зритель, тихое место перед сценой, где чужие люди играли чужие пьесы, но даже и это тихое место чего-то стоило: ни многолюдья, ни гама, ни музыки, лишь несколько спокойных обывателей за непокрытыми деревянными столиками (ни мрамора, ни эмалированного металла, ни плюша, ни меди), и перед каждым -- вечерний напиток, хорошее, добротное вино. Может быть, эти несколько завсегдатаев со сплошь знакомыми мне лицами были самые настоящие филистеры, и дома у них, в их филистерских квартирах, стояли скучные домашние алтари перед тупыми идолами довольства, а может быть, они были, как я, одинокими, сбившимися с пути забулдыгами, тихо и задумчиво топящими в вине свои обанкротившиеся идеалы, такими же степными волками и беднягами, как я; этого я не знал. Каждого из них тянула сюда какая-то ностальгия, какая-то разочарованность, какая-то потребность в замене, женатый искал здесь атмосферы своей холостяцкой поры, старый чиновник -- отзвука своих студенческих лет, все они были довольно молчаливы, и все пили, предпочитая, как я, сидеть за бутылкой эльзасского, чем перед женской хоровой капеллой."
Герман Гессе- Степной волк
p\s
О кино наконец надо написать - а то мой дневник превращается в жж гота )
Странное ощущение от книги Гессе, ее хорошо читать вместе с книгой Маканин "Он и Она" по сути две книги об одном и том же, только первая молодая и полная литературной символики романтизма, влюбленности в персонажа и разговоре о проблеме поколения, а вторая это день сегодняшний - где двое людей остались выбрав одну половину мостика и закончилась все эти позывы и призывы к другому духовному миру - очень прозаично, если не сказать болезненно.
Еще мысль - "Степного волка" мог бы экранизировать Триер, если бы не перешел в "Меланхолии" на ту сторону добра и зла, именуемой - я теперь играю в добро и зло. Точнее в форму и содержание.