"Сказки Гофмана" 26 декабря 2011 г. - Семишкур, Абдразаков, Юдина, Шилова, Соловьева, Е.Сергеева

Dec 27, 2011 14:18

http://www.ng.ru/culture/2000-11-24/7_domingo.html
Вчера я с тоской вспоминала ту, старую постановку -:( Там всё было на месте: Олимпия (Л.Юдина) была куклой, Венеция была Венецией… Гофман (В.Луцюк) сидел в кабачке, а его Муза (Е.Семенчук) появлялась из пивной бочки.

Вот состав премьерного спектакля:
Дирижер - Валерий Гергиев
В главных партиях:
Гофман - Сергей Семишкур
Голос Олимпии - Лариса Юдина
Олимпия - Полина Толстун
Антония - Оксана Шилова
Джульетта - Екатерина Соловьева
Никлаус - Екатерина Сергеева
Линдорф, Коппелиус, Доктор Миракль, Дапертутто - Ильдар Абдразаков
Креспель - Юрий Воробьев

Я понимаю, что так называемые традиционные спектакли - это уже не модно -)) Тем не менее, автор оперы имел в виду конкретное время и место действия. А нам показали фантазии Василия Бархатова на темы Жака Оффенбаха..

Фантазии были такие:
1. Гофман (С.Семишкур) - алкаш. Допивается до чёртиков, и весь первый акт ходит в исподнем. Кальсоны и фуфайку дополняет что-то вроде халата. Напротив его окон - окна незнакомки, которую он называет Стеллой. Конечно, влюбляется (и вроде бы даже взаимно - со слов Линдорфа - И.Абдразакова). Тусовка с выпивкой проходит в доме Гофмана, а не в кабачке. Мне это показалось неубедительным: кроме раскладушки и пустых картонных коробок, в «апартаментах» поэта нет ничего. Не проще было бы всей компании пойти в кабак? Там всё-таки стулья и столы имеются.

2. Олимпия - героиня компьютерного «симулятора». Барышня всем хороша! И кормить её не надо -) Я сочувствовала Семишкуру всей душой, когда его обрядили в шапку из проводов, да ещё опутали всё тело этими самыми проводами. Провода подключили к «электричеству», и по телу Гофмана побежали яркие огоньки красного цвета - лампочки были «всамделишные». Волшебные очки Коппелиуса превратились в деталь «тренажёра». На экране проецировалось изображение Олимпии (актриса БДТ П.Толстун), которая была сексуальна, игрива, соблазнительна и т. п. Претензий к виртуальной Олимпии у меня нет. Есть у меня претензии к режиссёру -( Дело в том, что в самой музыке ощущается то, что Олимпия - механическая кукла. И ария Олимпии так и поётся - механически. А виртуальная Олимпия на куклу ну никак не походила! -( Юдина одиннадцать лет назад сама изображала Олимпию, и пела тоже сама -) Теперь она изображает нанятую «злодеем» певицу, призванную обмануть Гофмана своим чудным голосом. На экране - виртуальная Олимпия, в ушах - реальный голос. Получилось не слишком убедительно, тем более что Юдина спела на троечку -(

3. Венеция - это маскарад, в котором участвуют гости Гофмана, пришедшие к нему на Рождество. «Джульетта» - не реальная героиня, а переодетая в неё гостья, призванная соблазнить Гофмана и забрать у него его отражение. Слишком сложно, мягко говоря -( Кстати, она довольно своеобразно получает желаемое: валит поэта на его раскладушку и прикладывает к его лицо подушку (Ого! Рифма получилась: «раскладушка-подушка»). На подушке отпечатывается лицо Гофмана - вот вам и «отражение» -))

Вся декорация сделана так, что певцы поют примерно на середине сцены и глубже. Для Мариинки - непростительная роскошь! -:( В итоге нормально слышно было всех «через раз» -(

Если говорить о собственно музыкальной стороне (конечно, главной составляющей спектакля), то многое мне понравилось. Претензия к Гергиеву у меня одна - он очень часто заглушал своих певцов, не учитывая, очевидно, специфику их «расстановки» на сцене.

В Семишкура, полагаю, полетят самые острые стрелы критики - как профессиональной, так и любительской. А мне он понравился! Да, до лучших образцов исполнения партии Гофмана ему далеко; и всё-таки он был весьма убедителен. Не понравился мне только в картине «Джульетта» (последней) - похоже, просто силы у него закончились -(

Гораздо большего я ждала от Е.Сергеевой. Очень симпатичная мне певица замечательно сыграла Никлауса, похожего на Гавроша. Пела, к сожалению, как-то «странно» - рывками -:( . Именно услышав её голос в партии Музы-Никлауса, я вдруг сообразила, что с акустикой в спектакле творится что-то неладное.

Шилову, однако, слышно было хорошо. Правда, она единственная выходила к рампе - когда злодей Миракль соблазнял её перспективами театральной жизни, и Антония вглядывалась в зрительный зал.
Вся картина «Антония» прошла очень интересно. Смутила меня только Гоголевская (Голос матери Антонии) -( Она была ужасна до невозможности! При всё при том, что само явление Голоса матери в виде певицы в кроваво-красном платье было обставлено весьма изобретательно -( При другом вокале вся сцена вообще стала бы едва ли не ключевой сценой спектакля.

В картине «Джульетта» нам показали аттракцион (Паска отдыхает) - вдруг на головы гостей Гофмана стал опускаться потолок! На верхнем этаже, оказывается, тоже кто-то жил -) Наверное, сама Джульетта. Там был один-единственный предмет мебели - кровать, на которой названная дама (её изображала статистка в платье и парике Джульетты) развлекалась с кавалером. До раздевания, впрочем, не дошло. Появился ещё один «кавалер» и зарезал…. кого? Да, вроде бы, обоих… Вся эта пантомима шла тогда, когда Гофман пел о коварстве Джульетты.
Джульетта-Соловьева разочаровала. Пела каким-то стёртым голосом ( Выглядела она, однако, хорошо.

«Главный злодей» оперы, единый в четырёх лицах, в исполнении Абдразакова был хорош! Особенно в сцене «Антония». Тем не менее, маэстро умудрился заглушить его и Воробьева в дуэте двух басов -(

В спектакле было много разных режиссёрских находок. Что и говорить - выдумка у Бархатова есть. Красиво сделана панорама дома напротив, в окнах которого Гофман видит Стеллу. Во время «Венецианского карнавала» жильцы этого дома выходят на балконы и наблюдают за вечеринкой у поэта. Соло скрипки тоже звучит с одного из балконов.

Проспавшись после рождественской вечеринки, Гофман видит, что в окнах его Стеллы вывешено объявление «SALE». Да и была ли она на самом деле?

Спектакль на этом закончился. Кстати, он задержался, по обыкновению, минут на 20-25. Мысленно я благодарила Гергиева, что не на час.

Публика поначалу аплодировала вяло. Первое действие прошло практически без аплодисментов (даже Олимпии похлопали жиденько) - настолько всех шокировали провода и картонные коробки -( Потом уже зрители проснулись. Да и сценография стала радовать глаз -)) На финальных поклонах аплодисменты были довольно громкие, но не слишком долгие. Публика побежала в гардеробы, чтобы успеть на метро.

Наверное, это хорошо, что у нас в Петербурге снова можно послушать эту оперу Оффенбаха - «Сказки Гофмана». Музыка там роскошная!

Сколько продержится постановка - я не берусь гадать. Подозреваю, что недолго -(

Несколько фото с поклонов:


Шилова, Соловьева, Абдразаков, Гергиев, Семишкур, Юдина



Те же и Соловьева, вышедшая к рампе



Бархатов, Сергеева. Гоголевская, Марголин (?), Шилова, Соловьева, Абдразаков



Постановочная бригада во главе с режиссёром и артисты. Сергеева, оказывается, такая маленькая! А Гоголевская  -наоборот -:(

Соловьева, Сказки Гофмана, Шилова, Е.Сергеева, Юдина, Семишкур

Previous post Next post
Up