Савонлинна - славный городок! Оперные фестивали проходят в крепости 15 века Олавинлинна, и такая особенность придаёт спектаклям особый шарм.
Решив совместить приятное с полезным (то бишь - посетить фестиваль и заодно доказать финнам свою заинтересованность в их стране), я съездила в Савонлинну на концерт Хосе Куры.
Год назад Кура ускользнул от меня, так и не появившись на сцене Берлинской оперы в роли Отелло -:( На этот раз певец на сцену вышел.
Я боялась дождя, но напрасно. Зал давным-давно затянут парусиновым куполом, и никакая непогода зрителям не могла бы помешать.
Вот отсканированная программка сего мероприятия:
Как оказалось, в концерте принимала участие ещё и сопрано Tarja Turunen. Дирижировал Jari Hämäläinen.
Ну, что сказать? Увидев на сцене микрофоны и мощные колонки, я приуныла. Рассчитывала всё-таки на нормальный концерт, без аппаратуры. В итоге всё оказалось не так уж и плохо. Первое отделение певец пел так, как и положено тенору -:) Во втором отделении перед обоими певцами уже поставили микрофоны, и они стали петь как заправские эстрадные певцы, только лучше -:)
Кура появился перед нами в Прологе из «Паяцев». Явление было эффектным - он спустился сверху, по лестнице. В этом зале, как известно, на сцене есть два «окна» - справа и слева. На спектаклях естественная декорация - крепостная стена с проёмами в ней - обыгрывается. Вот и в концерте певец обыграл особенности зала (и правильно сделал).
Одет он был очень просто - в чёрные брюки и чёрную футболку с короткими рукавами.
После тёплого приёма первого номера Кура стал беседовать с публикой по-английски. Бóльшая часть аудитории (к коей я не отношусь, увы) его отлично понимала. Несмотря на мой "никакой" английский, я всё-таки поняла, что Кура зовёт публику спуститься с верхотуры вниз, в партер. В партере были свободны самые дорогие места, и галёрка с радостью приняла его приглашение. Так я оказалась в 13 ряду партера (отличное место, кстати - лучше, чем первые пять рядов, так как 13 ряд находится на подъёме, а первые ряды не поднимаются).
Потом певец сказал, что в зале находится Матти Сальминен - «тот самый Филипп, который в итоге убил его Карлоса» (мой вольный перевод с английского). Зал устроил овацию Сальминену, вставшему со своего зрительского места.
Из всей программы первого отделения мне очень понравились Пролог из «Паяцев» и ария Дика Джонсона из «Девушки с Запада». Интересно было послушать и арию из «Вилис».
Вообще, если честно, я не ожидала, что Кура находится в такой хорошей форме. Больших претензий к его вокалу у меня не было; разве что иногда хотелось, чтобы и у Канио, и у Каварадосси было в голосе поменьше истерики -:)
Второе отделение получилось «смешанным» - эстрадно-оперным. Открывала его сопрано песней Сольвейг. Барышня, по-моему, должна петь только мюзиклы. Зачем она взялась за Грига - я не знаю -:(
Совершенно неожиданно мне понравилось, как Кура пел в микрофон! Он, казалось бы, пел вполголоса, совершенно не напрягаясь, и достиг колоссального эффекта. Публика, собравшаяся в этот вечер, принимала его с восторгом! Облом вышел только на «Призраке оперы». Они с партнёршей пели дуэтом, причём она-то всё выучила назубок, а Куре пришлось подглядывать в «бумажку». В итоге дуэта не получилось.
Зато получились роскошные бисы! Ария Пинкертона - Addio, fiorito asil - прозвучала впечатляюще. Сопрано спела что-то из мюзикла (я в мюзиклах не сильна, поэтому не знаю - из какого). После нескольких вызовов Кура и его партнёрша спели Yesterday под гитару (естественно, гитара появилась на сцене как бы невзначай, и Кура на ней сам «сбацал»).
Финальная Nessun dorma была встречена общей овацией, переходившей в вой. Публика топала ногами и орала как ненормальная. В общем, Кура имел полный триумф -:)
Кстати, и оркестр играл очень прилично.
Всё снималось двумя камерами, расположившимися на верхнем ярусе. Может быть, запись когда-нибудь и опубликуют.
Вообще, элемент некоей «халтуры» в этом концерте присутствовал; но, выйдя из зала, я всё-таки пришла к выводу, что решение певец принял правильное. Публика получила то, что нужно: немного «серьёзной» музыки, немного «задушевной», немного «попсовой». Народ в зале был разный, и все должны были быть довольны.
Поскольку торопиться было некуда, мы решили дождаться выхода Куры из крепости. Попасть туда можно только двумя путями: через мостик и по воде. У мостика собралась небольшая группа поклонников. Особо выделялась компания из четырёх (или пяти?) молодых девиц, одетых в вечерние платья. В итоге оказалось, что ждали они сопрано!-:) Выяснилось это уже тогда, когда все сроки вышли. Примерно через час после окончания концерта сопрано появилась на мостике, и все желающие взяли у неё автографы и сфотографировали певицу. Наверное, она у них в Финляндии - звезда мюзиклов -:) После этой фотосессии девицы ушли.
А Кура к нам так и не вышел -:( Не везёт мне с ним! Думала, что хотя бы сфотографирую его вблизи. В зале было темно, и снимки вышли так себе. Но то ли он уплыл на лодке (или катере, или яхте), то ли по каким-то причинам задержался в крепости. В общем, в итоге только одна молодая барышня потопала по мостику обратно в крепость - искать кумира -:) Может, и нашла…
Выкладываю то, что получилось.
Общий вид крепости и мостик, по которому туда можно попасть
Снимок из разряда "Найди Куру!"
Сопрано (в центре) фотографируется с поклонниками
Снимок после некоторой обработки в фотошопе - певец прощается с публикой
Тенор на фоне оркестра