"Лоэнгрин" Р.Вагнера в Баварской опере 3 февраля 2011 г.

Feb 06, 2011 20:49

Три вечера в Баварской опере.

Вечер третий - “Лоэнгрин” Р.Вагнера 3 февраля 2011 г.

Была у меня одна мечта - послушать немецкую оперу в немецком театре. 3 февраля 2011 года мечта осуществилась -:)

Поскольку моя заначка «растаяла» накануне, я решила больше не тратиться на билет и прослушать «Лоэнгрина» со своего стоячего места. Кстати, место оказалось шикарным - самый центр 3 яруса. В Баварской опере своеобразная нумерация кресел. Правая сторона имеет чётные номера, левая - нечётные. Моё стоячее место №1 оказалось в самой середине. Слева от меня было место №3, справа - №2. Для стоящих зрителей в Баварской опере сооружены удобные перила (если можно так выразиться) - обитые мягким плюшем, широкие. Можно на них опираться локтями, а можно просто стоять, подпирая стенку…

Вот состав на спектакль:
Musikalische Leitung Kent Nagano
Inszenierung Richard Jones
Bühne und Kostüme Ultz
Licht Mimi Jordan Sherin
Produktionsdramaturgie Rainer Karlitschek
Chöre Sören Eckhoff

Heinrich der Vogler Christof Fischesser
Lohengrin Ben Heppner
Elsa von Brabant Elza van den Heever
Friedrich von Telramund Evgeny Nikitin
Ortrud Alexandra Petersamer
Heerrufer des Königs Markus Eiche
Brabantischer Edle Francesco Petrozzi
Kenneth Roberson
Peter Mazalán
Tareq Nazmi
4 Edelknaben Tölzer Knabenchor

Постановка эта известна благодаря видеозаписи, сделанной в 2009 году. Острословы мгновенно окрестили её «Лоэнгрин на стройке». Что и говорить - решение весьма спорное, но небезынтересное. Вместо старинного герцогства - современная стройка. Возводится дом - от фундамента до крыши, и Эльза работает на этой стройке. В финале спектакля Лоэнгрин поджигает дом, потому что мечта о семейном счастье оказалась несбыточной…
Фотография с сайта театра:


Поскольку опера эта в Германии почти что культовая, то мне было очень интересно наблюдать, как немцы её слушают. Кстати, рядом со мной стояли, судя по всему, большие любители оперы (в большинстве - мужчины). Никто не шептался во время пения (а на «Кармен» публика из партера иногда позволяла себе переговариваться), на увертюре в зале стояла идеальная тишина. Что и говорить - Вагнера немцы любят…

Что меня удивило - так это то, что на экране над сценой появились субтитры на… немецком языке! Кстати, ещё на «Кармен» я обратила внимание на то, что в Баварской опере уважают свою публику. Субтитры просто аршинные -:) В Мариинке буквы в два раза мельче.

В общем, на всякий случай весь текст оперы был продублирован на экране. Никакого английского! -:) Кстати, в буклете текст оперы тоже напечатан полностью.

Вот я написала, что хотела послушать немецкую оперу в немецком театре. Но ведь ещё мне хотелось послушать немецких певцов в немецкой опере! А в результате дирижёром выступил японец, Лоэнгрином - канадец, Эльзой - представительница Южной Африки, Тельрамундом - русский… Лишь Ортруд и Генриха Птицелова пели немцы, да ещё маленькие партии были поручены немецким певцам.

Хотя - какое имеет значение национальность певца? Главное, чтобы он пел хорошо -:)

Увертюра подкралась незаметно. Ещё на «Кармен» я заметила, что в Баварской опере выход дирижёра не сопровождается аплодисментами. Тем не менее, когда Нагано взмахнул палочкой, всё сразу же стихло. Увертюра была исполнена превосходно! Я слушала оркестр и поймала себя на мысли, что Вагнера, оказывается, можно играть «прозрачно», и громыхание ударных и медных вовсе не обязательно -:) В спектакле участвовали четыре музыканта, игравших на каких-то длинных горнах (увы, я не знаю, как называются эти медные инструменты). Горны были очень длинные, и музыканты расположились в левой ложе бельэтажа. На поклонах они получили настоящую овацию.

Премьеру этой постановки пели Й.Кауфманн и А.Хартерос (они и записаны на DVD). Не буду сравнивать исполнителей «живого» спектакля с этой записью. Просто отмечу как факт, что внешние данные Кауфманна-Лоэнгрина ложатся на эту постановку. Увы, Хеппнер в неё не вписался -:(

Но сначала - о других исполнителях.

Хор и здесь не подвёл. Замечательный коллектив! Мне немного было жаль хористов, одетых в рабочую одежду. Конечно, им не привыкать рядиться в самые разнообразные платья. И всё же… Хористам приходилось ползать по сцене (возможно, это были статисты), укладывать кирпичи и производить прочие манипуляции, необходимые на стройке. Хотя - если Эльза и Лоэнгрин работали мастерком, то почему бы и хору не поучаствовать в такой грязной работе?

Высокую планку спектаклю задал Генрих Птицелов - К.Фишессер. Очень красивый бас, дейстительно королевский-:) Он и Эльза- Э. ван дер Хеевер были, по-моему, лучшими в этот вечер. Хеевер пела замечательно! Лишь пару раз она немного «пережала», как мне показалось, с эмоциями. У неё - высокое сопрано. В репертуаре - Елизавета из «Дона Карлоса», Донна Анна из «Дон Жуана». Она вообще много поёт Моцарта («Так поступают все» и «Милосердие Тита» тоже в её репертуаре). Внешность у этой певицы вполне сценическая.

Незадолго до своего отъезда я видела передачу «Царская ложа», в которой Е.Никитин давал большое интервью. Он упоминал о Тельрамунде в Мюнхене. Сказал, что сейчас для него главная задача - не получить уничтожительные рецензии на эту работу. «Уж лучше бы меня вообще не заметили!» - примерно так он сказал. Что ж, не могу сказать, что я была в восторге от его пения. Фирменные никитинские хрипы никуда не делись -:( В общем, певец был весьма неплох, и только. Двигался по сцене очень свободно, выполняя все указания режиссёра. И на поклонах ему аплодировали очень хорошо.

Ортруд - А.Петерзамер поначалу мне понравилась, но примерно с середины спектакля она просто начала визжать. Так, визжа, она и закончила спектакль -:(

Но все недочёты отдельных исполнителей меркнут рядом с Лоэнгрином - Хеппнером -:( Вот где была катастрофа! Не ожидала услышать в немецкой опере в немецком театре (не самом последнем, мягко говоря) такое ужасное пение. Поначалу, когда он запел за сценой, его голос мне понравился. Но длилось это не больше минуты -:( Первый акт певец провёл ещё туда-сюда, но уже во втором все его проблемы вылезли наружу. Он хрипел, сипел и пускал «петухов». Не знаю, каково его нынешнее состояние вообще, но в вечер 3 февраля с голосом у него явно что-то случилось. В финальной арии, в самом пафосном месте: «Mein Vater Parzival…», был выпущен самый жирный «петух» -:)

Наверное, дублёра у Хеппнера не было; иначе не объяснить то, что певец вышел на сцену в таком сложном спектакле, будучи в ужасающей вокальной форме. Мало того! Хеппнер дебютировал в роли Лоэнгрина в 1989 году, то есть 22 года назад! Певец немолод, толст и, мягко говоря, некрасив. К тому же он весь спектакль проходил, припадая на одну ногу. Эльзе можно было посочувствовать -:) Хотя - у каждой женщины свой рыцарь… Этой достался именно такой.

Конечно, при хорошем пении физические недостатки певца практически ничего не значат. По крайней мере, для меня. Но Хеппнер пел плохо - увы, увы… Уж лучше бы на сцену выпустили какого-нибудь дебютанта.

Публика в Баварской опере оказалась вежливой. Никто ни разу не свистнул. Но когда артисты выходили на поклоны, кому-то аплодировали громко и кричали «Браво!», а кому-то жиденько хлопали. Мой сосед слева, например, демонстративно не аплодировал Ортруд и Лоэнгрину.

Тем не менее, я очень довольна, что послушала «Лоэнгрина» в Баварской опере. И убедилась в том, что немцы действительно любят Вагнера -:)

Нагано, Хеевер, Баварская опера, Хеппнер, Лоэнгрин, Никитин

Previous post Next post
Up