На этот вечер балета пошла исключительно из-за Олеси Новиковой, которая должна была выйти на сцену в «Теме с вариациями» после долгого перерыва, связанного с рождением ребёнка.
В программе были «Серенада» с Е.Кондауровой, Д.Корсунцевым, М.Думченко, С.Гумеровой и Д.Фирсовым, «Па-де-де» (А.Сомова - В.Шкляров), «Тарантелла» (Н.Гончар - Ф.Стёпин) и «Тема с вариациями», в которой солировали О.Новикова и Л.Сарафанов.
Балеты и па-де-де, представленные в этой программе, мне нравятся все, поэтому на сцену смотрела с большим интересом. В «Серенаде» самой воздушной и одухотворённой была Думченко, хотя я никак не могла абстрагироваться от её сутулой спины. По-моему, Майе очень нравилось просто быть на сцене; по крайней мере, я это почувствовала. Кондаурова блистала холодной красотой. Меньше других понравилась Гумерова, хотя претензий к ней у меня не было.
Показанные во втором отделении «Па-де-де» и «Тарантелла» дали пищу для размышлений((( Сомову и Шклярова принимали очень хорошо, да и танцевали они неплохо. Гончар и Стёпин - гораздо менее «звёздные» исполнители, и почти до конца номера им не аплодировали. Если судить по большому счёту, то Сомова частенько не попадала в музыку, а Шклярову не хватило темпа и какого-то куража. Мне могут возразить: «Чего тебе надо? Ребята танцевали очень хорошо!» Отвечаю: «Па-де-де» Баланчина надо танцевать блестяще, или не танцевать его вообще. Оставим в покое громкие имена (Барышникова, например). На Мариинской сцене я видела эталонное исполнение этого номера. Танцевали Д.Вишнёва и В.Самодуров, и это действительно было здОрово! Они не просто играючи справлялись со всеми техническими сложностями; в их дуэте было соперничество, которое, впрочем, никак не походило на соревнование. Герои явно симпатизировали друг другу, и каждый старался «показаться» в самом выигрышном свете. В коде оба стремительно выбегали из кулис, прыгали-крутились-вертелись, и исчезали в кулисах «с ускорением» (естественно, под бурные аплодисменты зала). Ничего подобного я вчера не увидела.
«Тарантелла» мне не понравилась. Если Стёпин ещё как-то старался соблюдать стилистику номера, то Гончар, как мне показалось, просто выполняла порядок движений. Возможно, она просто была не в форме. Я видела её в «Тарантелле» в паре с Сарафановым, и она танцевала тогда гораздо лучше.
Опять-таки, у меня перед глазами до сих пор стоит пара М.Куллик - В.Ким. Они блестяще танцевали «Тарантеллу»! Мне приходилось читать, что ребята танцевали «не совсем Баланчина», так как у них не было возможности репетировать с представителем Фонда.
Не знаю, насколько эти предположения верны, так как артисты наверняка имели записи исполнителей NYCB. Во всяком случае, танцевали они с большим задором и даже азартом.
Наконец, после второго антракта мы увидели «Тему с вариациями» на музыку Чайковского. Олеся сияла! По-моему, она чуть-чуть поправилась (если можно так сказать об артистке балета). Не всё ей удалось. В частности, в финале вариаций она раньше музыки останавливалась после туров. Тем не менее, можно считать, что вернулась она на сцену в хорошей форме. Сарафанов так виртуозно и легко танцевал свои соло, что некоторым зрителям его танцы показались «не слишком сложными». В частности, моя спутница заявила, что «не очень-то он много прыгал»-))) (я разрекламировала Сарафанова как самого большого виртуоза в театре). В длинном-предлинном адажио чувствовалось небольшое напряжение, и всё же оба исполнителя мне понравились.
Жду Олесю Новикову в текущем репертуаре. Надеюсь, не за горами её выходы в больших классических балетах.
Парочка фотографий:
Поклоны после "Темы с вариациями"
О.Новикову и Л.Сарафанова вызывали долго. Даже занавес пару раз поднимали!