Хованщина 19 декабря 2009 г. - Бородина, Ванеев, Галузин, Алексашкин

Dec 20, 2009 14:12

«Хованщина» прошла при полном аншлаге. Чудеса у нас творятся в последнее время, честное слово! То зал полупустой, то народ валом валит на оперу.

Впрочем, «Хованщину» в Мариинке дают очень редко, да и состав подобрался знатный. Опять же - реклама, какая-никакая. Билеты по более-менее приемлемым ценам были раскуплены давно. Когда я спохватилась, оставался в продаже только партер. Кто-то из знатоков зала несколько лет назад на форуме Мариинки вполне серьёзно написал, что в партере хорошая акустика лишь на крайних местах с третьего по пятый ряд. Короче, «обилетилась» я как раз с учётом этих рекомендаций. И не пожалела! Прекрасно было слышно и певцов, и оркестр.

Дирижировал Гергиев. Пели: В.Ванеев - Досифей, С.Алексашкин - Иван Хованский, В.Галузин - Андрей Хованский,  А.Стеблянко - Голицын, Н.Путилин - Шакловитый, О.Бородина - Марфа, В.Горшков - Подъячий, Ж.Домбровская - Эмма. В танце персидок солировала А.Сысоева.

Спектакль был очень хорошим, по-моему. Чудеса начались с увертюры. Я очень давно не была на «Хованщине», и живое звучание оркестра показалось нереальным. Если бы ещё соседки-болтушки не мешали!-( Дамы пришли на спектакль большой компанией (человек 5-6) и сели как раз за мной и рядом со мной. Старая история! Люди думают, что во время увертюры и оркестровых вступлений к картинам можно разговаривать - ведь действие ещё не началось!-( В общем, от оркестра я была в восторге. Как и от хора, который лишь иногда вызывал некоторое сомнение (почему-то сопрано вступали несколько неслаженно). После хора в финале второго действия публика аплодировала так горячо, что занавес лишний раз подняли - для приветствия хора).

Исполнители маленьких ролей (Гергалов - пастор, Каменский- Варсонофьев, Зорин - Клеврет) тоже не испортили картину. В.Горшков - Подъячий предсказуемо спел и сыграл очень хорошо. Домбровская органично смотрелась в роли Эммы, но иногда «повизгивала». Персидка Сысоевой выгодно выделялась молодостью и ладной фигурой на фоне товарок из миманса (из третьего ряда, увы, было видно, что пленницы у Хованского все «в возрасте»). Станцевала неплохо, но лично я в этом танце ничего особенного не увидела - ни эротики, ни простой игривости или кокетства.

А теперь - о главных персонажах. Все сыграли просто замечательно! Сидя рядом со сценой, я видела лица исполнителей очень чётко. Конечно, не стОит сравнивать оперных певцов с драматическими артистами. В каждом жанре - свои тонкости, свои критерии оценки актёрского мастерства. И всё же - когда видишь оперного певца, проживающего на сцене роль, а не просто правильно поющего свою партию, то испытываешь двойную радость. По крайней мере, так всегда бывает со мной как зрителем.

Первое место смело отдаю Галузину - артисту. Андрей Хованский в первой картине появляется в состоянии сильного подпития. У него шатающаяся походка; на физиономии - все следы недавней гулянки. Преследуя Эмму, Андрей, однако, вполне может себя контролировать… Пел он в первом действии замечательно. Следующее появление Андрея Хованского (в третьем действии), как мне кажется, было лучшей сценой этого спектакля в исполнении Галузина. Ничего не знающий о смерти отца и аресте стрельцов Андрей обвиняет Марфу в том, что она отняла у него Эмму. Тщетно пытается он призвать на помощь преданных стрельцов - они схвачены, и скоро их ожидает плаха. Когда Андрей понимает, что жизнь его круто переменилась, он мгновенно меняется. «Марфа, спаси меня!» - эта фраза была произнесена уже другим человеком - подавленным, жалким. Таким он предстает перед нами и в последней картине.

Прекрасно сыграл и спел Ванеев Досифея. Вторая работа этого певца (недавно слушала его Томского) вызывает у меня полное удовлетворение, хотя в моём понимании Досифей всегда был более жёстким человеком ( который должен петь более «глубоким» басом). Досифей предстал в этом спектакле человечнее и «мягче», чем его обычно изображают. Может быть, я просто мало видела и слышала Досифеев?

Алексашкин сыграл Хованского совершенно замечательно, но его проблемы с голосом никуда не делись (иногда проскакивала хрипотца). А вообще - в целом он мне понравился.

Проблемы с голосом часто возникали и у Путилина - Шакловитого. Но уж очень колоритным вышел этот персонаж! Путилин с лихвой компенсировал технические недочёты прекрасной актёрской игрой (тётеньки, сидевшие за моей спиной, никак не могли понять, кто это в первой картине писал донос на Хованского - Стеблянко или Путилин? Оба не худенькие, и оба с бородами).

Стеблянко когда-то прекрасно пел Андрея Хованского. Теперь он - князь Голицын. Почему-то в Мариинке эту партию поручают «бывшим Андреям». Между прочим, князь Голицын был «мужчиной в соку», а не пенсионером((( Стеблянко спел, по-моему, весьма прилично. Когда-то я видела в этой партии Матвея Гаврилкина - бывшего Манрико, Самозванца и пр. Тогда партия была сильно сокращена. Вообще, предыдущая версия оперы, шедшая в театре, отличалась от нынешней. Не мудрено! Сейчас идёт редакция Шостаковича, а раньше шла редакция Римского-Корсакова.

Главной героиней вечера считаю Бородину-Марфу. Пела она, по-моему, превосходно! Играла вполне убедительно. Я часто слышу в адрес Бородиной упрёки в холодности (особенно в тех партиях, которые требуют яркого темперамента). Сама недавно была разочарована, посмотрев по телевизору её сольный концерт из ММДМ, в котором певица пела русские романсы. Пела, по-моему, просто неинтересно и безлико… Но вернёмся к спектаклю. Марфа была и сильной, и слабой. Она была прежде всего женщиной, любящей и страдающей. Никакой особой идейности в этой Марфе не было. Сцену гадания Бородина спела хорошо, но как-то ровно, что ли… А вот песня «Исходила, младёшенька…» мне очень понравилась. В ней чувствовалась тоска… И финальная сцена прошла у Бородиной прекрасно. Замечательные «низы» просто завораживали! Недаром Андрей называл её «колдовкой».

После спектакля были очень хорошие аплодисменты. Хороший, ровный спектакль. Мне не хватило в нём какого-то особого нерва. Так бывает - все поют небезупречно, но публика просто захвачена действом, и недочётов не замечает, потому что есть этот самый «нерв» (или «драйв»-)). Уже потом, возвращаясь домой, я сообразила, что на сегодняшний день этот состав действительно был лучшим. Ну, может быть, на какие-то небольшие роли можно было найти исполнителей не хуже; но Марфы, Андрея и Досифея точно лучше нет. Или - пока нет…  
На поклонах - В.Ванеев-Досифей, О.Бородина - Марфа (уже почти скрылась за занавесом), С.Алексашкин - Иван Хованский, А.Стеблянко - Голицын.
Н.Путилин - Шакловитый, А.Сысоева - Персидка
В.Галузин - Андрей Хованский, О.Бородина - Марфа, В.Ванеев - Досифей
В.Гергиев, О.Бородина, В.Галузин и кусочек В.Ванеева. 

Ванеев, Бородина, Галузин, Алексашкин, Хованщина, Стеблянко

Previous post Next post
Up