10 апреля на исторической сцене Мариинского театра давали "Жизнь за царя" Глинки. Состав был такой:
Дирижер - Валерий Гергиев
Иван Сусанин - Станислав Трофимов
Антонида - Екатерина Савинкова (первое выступление)
Ваня - Светлана Карпова
Богдан Собинин - Кирилл Белов (первое выступление)
Спектакль идёт в режиссуре Д.Чернякова, но танцы польского акта с недавних пор идут в постановке А.Лопухова и С.Кореня. Для меня это стало большим сюрпризом 🙂 Я видела "Ивана Сусанина" (как известно, в советское время оперу называли именно так) ещё в 1975 году, и в 1980-е годы тоже. Танцы польского акта были очень похожи на те, которые мы увидели 10 апреля 2023 года.
Но в 1975 году постановка была классическая: с тулупами, сарафанами, крестьянской избой. Сусанин погибал в заваленном снегом лесу, с ёлочками в натуральную величину. А сейчас-то постановка совсем другая!
Спектакль в режиссуре Чернякова решён в пастельных тонах (художники по костюмам - Д.Черняков и О.Лукина, художник по свету - Г.Фильштинский). Я не собираюсь критиковать или хвалить режиссуру и художественное оформление этого спектакля, просто констатирую факт. Вот картинка с сайта театра - 1 действие:
И вдруг нам показывают роскошный польский бал (костюмы выполнены по эскизам Ф.Федоровского) - буйство красок, роскошь тканей и т. п. Если включить воображение, то можно, например, прийти к такому выводу: нам предлагают сравнить весьма скромную жизнь русского человека и жизнь «там» :)
Я почему-то вспомнила "Ивана Грозного" Эйзенштейна: вдруг в чёрно-белом фильме возникает цветная вставка - "Пляска опричников" 🙂 Но такова была задумка самого режиссёра. А в "Жизни за царя" польский акт воспринимается инородной вставкой. Правда, вставка эта очень красивая 🙂
Если говорить о собственно спектакле, то впечатления мои можно разделить на две части: организационную и художественную. Первая - на «двойку», вторая - на «пятёрку».
Спектакль, который должен был закончиться в 23:10, закончился в полночь. Начало нам традиционно задержали, причём на 28 минут! И антракты затянули. В общем, всё как всегда: либо ты едешь в театр на машине, либо после спектакля вызываешь такси.
Да, ещё есть третий вариант: ты уходишь из театра во втором антракте. Многие так и сделали 🙁
Кстати, ещё в 18:45 было слышно, как в зале идёт репетиция.
А теперь, собственно, о музыке. Я очень давно не была на этой опере, и может быть именно поэтому слушала всё и всех с огромным удовольствием. И оркестр меня порадовал, и певцы.
Очень хорош был Трофимов! Ну просто очень. И пел, и играл отменно. Иногда пел не то, что было на бегущей строке :) Если не ошибаюсь, иногда Трофимов переходил на текст С.Городецкого (советского варианта оперы). Но не уверена 🙂.
Оба дебютанта тоже понравились, хотя можно было к ним придраться. Кстати, Белов уже пел Собинина в концертном исполнении (мне подсказали опытные товарищи). Карпову в роли Вани слушала впервые. Иногда мне казалось, что она звучит недостаточно громко.
Почитала мнения об этом спектакле в сети. Они разнятся. Что ж, у всех нас свои уши 🙂
Фотоаппарат меня подвёл. Похоже, с ним всё 🙁 С разрешения Натальи Яшиной выкладываю несколько её фотографий с поклонов.
С.Карпова - Ваня
К.Белов-Собинин
Е.Савинкова-Антонида
С.Трофимов - Сусанин
Общие поклоны.