Ничто не предвещало появления в составе этого «Трубадура» Анны Нетребко. Лично я просто хотела послушать любимую оперу, тем более что Ди Луну должен был петь Лука Сальси. Спектакль у нас самый заурядный (что уж скрывать-то?), в него любой исполнитель сможет войти даже без репетиций.
Короче, купила я самый дешёвый билет по спецпрограмме, и собралась послушать оперу с пятого ряда балкона. Манрико должен был петь Эйвазов, Азученой была заявлена Семенчук. А Леонору собиралась петь «будет объявлено особо» :)
Не являясь поклонницей Эйвазова, рассудила так: «Конечно, Манрико - партия сложная и очень красивая, но кроме тенора в опере есть и другие герои, и певцы заявлены очень хорошие. Уж как-нибудь переживу, если Манрико мне не понравится».
Потом Сальси превратился в Маркова. Замена вполне равноценная, если не сказать больше: Марков - прекрасный певец, а его Ди Луну я очень давно не слышала.
И вдруг, как гром среди ясного неба, Леонорой заявили Нетребко. Кнопка «Купить билеты» с сайта театра мгновенно исчезла, чтобы через какое-то время появиться снова, но уже с совершенно другими ценами на билеты, причём эти билеты стали именными.
В день спектакля можно было наблюдать нераспроданный зал с убойными ценами на галёрку - 12000 рублей, не говоря уж о партере за 30000 - 40000 рублей.
Но (о, чудо!) народу в зале было в итоге очень много. Партер почти заполнился, да и на ярусах люди сидели. Лично я со своим билетом за 600 рублей устроилась в первом ряду бельэтажа.
Но вернёмся к опере :) Состав был такой:
Дирижёр - Валерий Гергиев
Леонора - Анна Нетребко
Азучена - Екатерина Семенчук
Манрико - Юсиф Эйвазов
Граф ди Луна - Алексей Марков
Феррандо - Станислав Трофимов
Инес - Екатерина Крапивина
Руис - Михаил Макаров.
Гергиев вошёл в яму через 15 минут после объявленного начала спектакля (редкая удача для публики, надо сказать). Оркестр в этот вечер был хорош, но в самом начале было заметное расхождение с хором, да и на протяжении всего спектакля певцам приходилось подстраиваться под музыкантов.
Трофимов начал очень хорошо, но во второй части арии почему-то стал покрикивать :(
Явление Нетребко во второй картине зал встретил аплодисментами. Первую арию она спела вполне нормально, но ничем не поразила. Я бы даже сказала, что спела она скучно. Кстати, и аплодисменты после арии были скорее вежливыми, чем бурными. (Первая бурная реакция зала была после рассказа Азучены :))
Манрико, как известно, сначала поёт за сценой. Эйвазов зазвучал вполне прилично, и я было решила, что этот певец заслуживает гораздо больше внимания, чем мне казалось. Но чуда не случилось. Как и в недавней «Аиде», тенор стал петь вибрирующим звуком, и очень громко.
С появлением на сцене Маркова я стала наслаждаться вокалом. Одна из моих любимых сцен в «Трубадуре» - трио из первого действия. Марков на фоне партнёров звучал интереснее. Прекрасно спел арию «Il balen del suo sorriso», и получил свою порцию «Браво!» :)
Правда, был момент, когда мне стало тревожно за его голос - возникла хрипотца :(
Разумеется, это всё моё личное восприятие :) Эйвазову тоже кричали «Браво!» :)
Если говорить об актёрской игре, то Семенчук переиграла всех, да и Марков был очень, очень хорош.
Эйвазов дождался бурных аплодисментов после стретты (спел её с повтором).
Настоящая овация ждала Нетребко после второй арии Леоноры, которая была спета на пиано, и очень красиво (такое впечатление, что дыхание у Анны было безграничным). Но после овации надо было продолжать :) И тут что-то пошло не так. Я не специалист, и не хочу придираться к мировой звезде :) Просто мне показалось, что она элементарно устала. Тем не менее, «Tu vedrai che amore in terra» спела с повтором :)
Кстати, я отметила для себя тот факт, что все достоинства и недостатки вокала нашей оперной звезды №1 в живом звучании такие же, как в записях.
Финальная сцена Манрико и Азучены мне понравилась. И Эйвазов, и Семенчук пели проникновенно, и мне подумалось, что Эйвазов напрасно старается петь как можно громче (у меня такое впечатление от его вокала практически всегда). Хотя дело не в громкости, а в тембре. «Не мой» это голос :(.
Финал утонул в громких аплодисментах. Публика вызывала артистов на поклоны много раз. Вообще, у спектакля были все признаки шумного успеха, разве что букеты на сцену не выносили.
Тем не менее, у меня сложилось впечатление, что реакция зала была не такой бурной, как на предыдущих спектаклях с участием Нетребко, на которых я была. Возможно, из-за той спешки, с которой театр пытался продать билеты на этот спектакль, и в итоге зал остался нераспроданным. А может, дело в чём-то другом :)
Спектакль мне безусловно понравился, но нет предела совершенству :)
Одним из недостатков оформления этого конкретного спектакля стало странное освещение сцены. Потёмки были практически всё время :( Даже на поклонах было темно. Я пыталась хоть что-то сфотографировать, но львиная доля фотографий ушла в корзину. Выкладываю то, что хоть как-то получилось.
Марков
Марков и Семенчук
Позади не попавшего в фокус Эйвазова - Нетребко и Трофимов
А здесь Нетребко не в фокусе
Марков, Семенчук, Эйвазов, Нетребко, Трофимов и Макаров
Нетребко и Трофимов
Семенчук, Гергиев, Нетребко
Половинка Эйвазова, Семенчук и Гергиев
Общие поклоны