Вообще-то, это трансляция на канале "Arte" была. В зале - никого... Дирижер (М.Мариотти) - в чёрном "наморднике", хористы и миманс - в чёрных "намордниках". Хористы, между прочим, в них и пели.
После спектакля музыканты аплодировали певцам и хору, а те, в свою очередь, аплодировали музыкантам.
Состав с сайта театра:
Direction musicale :
Michele Mariotti Mise en scène :
Lotte de BeerIl re : Soloman Howard
Amneris : Ksenia Dudnikova
Aida : Sondra Radvanovsky
Radames : Jonas Kaufmann
Ramfis : Dmitry Belosselskiy
Amonasro : Ludovic Tézier
Un messaggero : Alessandro Liberatore
Sacerdotessa : Roberta Mantegna
Незадолго до этой трансляции в сети появились фотографии с репетиций. Народ обалдел! Вот такая Аида нарисовалась:
А что? Девушка фигуристая. Что это у неё с ручкой? Неужели в крови испачкала?
Пела за эту прелестную барышню Сондра Родвановски. Куклой руководили три кукловода, а Сондра рядом с ними пристраивалась:
Все эфиопы были куклами примерно такой же наружности, как Аида. Амонасро - тот вообще был без ног:
Поначалу мне казалось, что Родвановски и Тезье жутко не повезло: ну что это за роли - рядом с куклами? Но после начала трансляции мнение моё резко переменилось :) Эти певцы были одеты в скромные, но весьма приличные костюмы чёрного цвета. Пой себе, не отвлекаясь на режиссуру :)
Представителям правящего класса повезло гораздо меньше. Фараон носил мундир, увешанный орденами (ну ладно, в принципе и так сойдёт).
Начальник стражи Радамес тоже был в мундире и брюках с лампасами. И то сказать - он всё-таки военный. Рамфис, вообще-то, главный по идеологии должен быть жрецом, а перед нами предстал этакий русский барин с брюшком. Почему он верховодит? Может, у Фараона деньги закончились, и Рамфис предоставлял ему кредиты?
Вот кто меня просто потряс своим внешним видом, так это Амнерис. Ксения Дудникова предстала перед зрителями в образе купеческой дочки. Розовое платье с бантиками и тюрнюром, огромная шляпа в сцене вернисажа в музее (интересно, каком?) - всё это великолепие Амнерис ужасно не шло. А она так была влюблена в Радамеса, что хотела себя приукрасить именно для него. Радамес был в подчинении у её отца, и ему приходилось быть с Амнерис вежливым и почтительным.
Вот здесь вернувшийся с победой Радамес, Амнерис и её папаша. А рядом - "живая картина": венок возлагается на голову героя.
Фотографии сделаны Парижской оперой, они весьма удачны, если иметь в виду то, как герои на них получились :)
Если говорить о спектакле, то у меня почти нет слов, чтобы описать свои впечатления. Это же надо было додуматься до такого!
Радамес предстаёт полным идиотом! В кого он влюблён? Вот в эту страшную куклу? Рядом - такая живая, такая "тёплая" Амнерис, по уши в него влюблённая, а он тянется к фантому. И не надо мне доказывать, что у этой Аиды нежная, трепетная душа :)
Я понимаю, что сердцу не прикажешь, но нельзя же всё превращать в балаган :( Остаётся предполагать, что Радамеса зомбировали эфиопы :)
А финальная сцена, такая любимая многими поколениями меломанов? Радамеса бросают в темницу, где полным-полно трупов. Очевидно, у него довольно скоро начинаются галлюцинации, и Аида ему только мерещится. Недаром Радамес поёт финальный дуэт в обнимку с трупом.
Вот он, босой и несчастный:
А вот Аида уходит. На переднем плане Радамес с куклой.
Вместо танцев перед нами разворачивается представление "живых картин". Здесь и Наполеон на коне, и американские военные под звёздно-полосатым флагом, и греческие колесницы...
Хористы и миманс - в чёрных масках, которые жутко мешают восприятию и без того идиотского зрелища :(
А теперь скажу несколько слов о том, как они пели. Не всё же о режиссёре рассказывать :)
Хотя судить о певцах по трансляции можно постольку-поскольку. Была бы в зале - написала бы более развёрнутый отчёт...
Поскольку я широко известна в узких кругах как поклонница Кауфманна, начну с него :) Трижды я слышала Йонаса в живом исполнении этой чудесной оперы: один раз в концертном исполнении в Риме и дважды - в спектаклях Баварской оперы. Не буду кривить душой: до римского концертного исполнения мне казалось, что партия Радамеса будет ему не по голосу. Тем не менее, певец доказал, что его трактовка этой партии не просто имеет право на существование, но и очень интересна.
В трансляции мне не слишком понравилась ария. Чувствовалась осторожность, певец как будто бы берёг силы. В спектакле один антракт (после сцены триумфа), и мои впечатления от Йонаса до антракта были сложные. С одной стороны, играл он в этой постановке то, что предписано режиссёршей (полагаю, здесь был найден компромисс), и герой его иногда выглядел нелепо (один дурацкий шлем, явно не по размеру его головы чего стОит). С другой стороны, вокал мог бы быть и поярче.
Впечатления переменились после антракта. Кстати, хочу упомянуть и Родвановски, которая до антракта мне тоже показалась не очень яркой Аидой. Но сцена у Нила прошла очень хорошо, а финал просто тронул почти до слёз.
В целом я осталась довольна этим Радамесом и этой Аидой :)
Шикарно спел Тезье :) Певец честно сделал свою работу, "озвучивая" куклу без нижней части туловища. У неё и вместо одной руки была культя...
Белосельский ожидаемо был очень убедителен. Только я не поняла, кого он изображал?
Ксения Дудникова в роли Амнерис мне очень понравилась! Несмотря на нелепость костюма, который ей не шёл, певице удалось создать цельный образ влюблённой женщины, терзаемой ревностью. Пела она очень хорошо! Не знаю, что именно задумала режиссёрша, но я не увидела и не услышала дочь фараона. Это была "папина дочка", которой казалось, что все её прихоти всегда будут исполняться, но жизнь показала, что она жестоко ошибалась...
В общем, спасибо певцам, с честью вышедшим из дурацкой ситуации, в которую поставила их дама-режиссёр.
Может, я и ошибаюсь, но мне кажется, что
Lotte de Beer "Аиду" не любит. Не изучала её творческий путь, но подозреваю, что оперы Верди - не её "конёк".
И это очень прискорбно :(
P.S. На ютубе уже появились ролики из этой трансляции. Вот финальная сцена:
Click to view