Этот спектакль все ждали с нетерпением, потому что Светлана Захарова очень дано не танцевала на этой сцене Никию. Я видела одно из первых её выступлений в этой партии. Юная Никия была простодушна и даже наивна... Став тенью, она преображалась, и как будто бы приподнималась над этой грешной землёй. Никогда не любила в классических балетах позы в стиле "нога у уха", но Захарова просто поразила меня красотой этих поз :)
Прошло много лет, и у меня появилась возможность снова увидеть Светлану в любимом балете. Интерес к спектаклю подогревался ещё и тем, что в партии Солора должен был выступить Денис Родькин, а в партии Гамзатти заявили Олесю Новикову.
Но Родькин получил травму, и фамилия исполнителя партии Солора долго не была известна. Наконец, на сайте театра возникла фамилия Якопо Тисси - солиста Большого театра.
В театре яблоку негде было упасть. Моисеева восседала в ложе бенуара, и в этот вечер к ней обращались все участники спектакля. Перед началом балета Ю.Фатеев сказал приветственное слово в адрес юбиляра. Он упомянул балерин, с которыми работала Ольга Николаевна - Мезенцеву, Асылмуратову, Махалину и Захарову. Об участнице спектакля Новиковой не было сказано ни слова. Очевидно, и. о. худрука посчитал, что у Олеси иной статус (ведь она солистка), и упоминать её не обязательно.
Общее впечатление от этой "Баядерки" осталось прекрасное! Труппа старалась изо всех сил. Все исполнители танцевали с энтузиазмом, отдавая должное балерине и педагогу, которой был посвящён спектакль. Григорий Попов - Магедавея, Раб - Константин Зверев были очень хороши! Жаль, что исполнители этих партий не выходят на поклоны :(
Захарова танцевала очень красиво. Но что меня удивило - так это то, что в её Тенях появилась не просто уверенность виртуоза, но даже какая-то лихость. Причём эта лихость была элегантна :) Почему-то вспомнилась известная запись 1940 года с Дудинской и Чабукиани, хотя я не могу сказать, что Светлана похожа на Дудинскую :) Вот такая ассоциация возникла буквально с самого начала Теней. Балерина была уверена в себе, и передавала эту уверенность партнёру. Лишь в вариации с шалью она допустила погрешности буквально на ровном месте, хотя начала очень хорошо.
В первом акте Захарова танцевала в замедленных темпах (выход Никии), уж не знаю, почему. Рисунок рук тоже отличался от привычного. Мне было очень интересно смотреть на эту Никию! Сцену с Гамзатти Захарова провела по привычному шаблону (здесь это слово не совсем уместно, но я другого так и не подобрала). Лишь в финале мне показалось, что она повторила мизансцену Мезенцевой: "Ах, что я наделала!" Никия в ужасе застывает перед соперницей и её служанкой, и уже потом убегает из дворца...
Танец со змеёй мне очень понравился своим рисунком. Тело Захаровой способно на многое :) В антракте слышала прохладный отзыв о Никии Захаровой, но, как известно, у всех нас свои представления об этом танце, и у всех нас свои любимые Никии :)
Олеся Новикова станцевала лучшую Гамзатти из всех, которые я видела в её исполнении. Она замечательно сыграла свою героиню, у которой, как говорится, была своя правда :) Танец Новиковой приобрёл уверенную звонкость, позы - чёткость и победоносность. Брава!
Ну, а что же герой, за которого бились эти две девушки? Якопо Тисси выбежал на сцену "весь в белом", и его Солор до конца спектакля носил костюмы белого цвета (кстати, я где-то читала, что белый цвет в Индии - цвет траура). Тисси оказался красавцем брюнетом. Как говорится, "брюнет может не быть красавцем, но красавец просто обязан быть брюнетом" :)) Поначалу я просто удивлялась этому Солору! Он почему-то всё время вставал в третью позицию, и не слишком-то был похож на воина - уж очень элегантно двигался. Мизансцены были не привычны зрителю Мариинки, но это не значит, что они были плохи :) Когда дошла очередь до танцев, то этот Солор взялся за дело весьма уверенно. Он был надёжен в дуэтах с обеими партнёршами, хотя иногда было видно, что ему трудно. В сольных выходах лучше всего ему удались жете. У Тисси оказались очень лёгкий прыжок и феноменальная растяжка, и эти свои достоинства он демонстрировал и в гран па второго акта, и в Тенях. Заноски в начале вариации не впечатлили, но всё же они были не так уж и плохи.
Кстати, на ютьюбе появились клипы этого спектакля. Возможно, по этим записям у читающих эти строки сложится иное впечатление от исполнителей...
В очередной раз порадовалась нашему кордебалету, Великому брамину В.Пономарёва, Индусам во главе с Петушковой, да и всем-всем-всем :)
Хороший получился спектакль! Спасибо всем его участникам!
Вот фотографии с поклонов:
После первого акта - О.Новикова и А.Яковлев-Раджа
Захарова кланяется своему педагогу, Пономарёв тоже кланяется :)
После второго акта:
Участники гран па
Новикова
Индусы
Золотой Божок - Я.Байбордин
В.И.Пономарёв - Великий брамин
Олеся вынесла букет из-за кулис, поблагодарила партнёра, в потом поднесла букет Моисеевой:
Общие поклоны
Новикова и Тисси крупным планом
Светлана Захарова
После третьего акта:
Наши чудесные тени. Спасибо вам, девочки!
А.Лукина - третья вариация. Мартынюк и Селина станцевали первую и вторую тени очень хорошо; жаль, что не получились на фотографиях :(
Захарова и Тисси
Светлана благодарит педагога
Поклоны перед занавесом: