Я редко хожу на "Бахчисарайский фонтан", потому что не очень люблю этот балет. Музыка кажется неинтересной, а хореография вторичной. Так получилось, что во времена моего активного хождения в Кировский театр в 1980-е годы в "Фонтане" в основном танцевали "пионеры и пенсионеры" - артисты, которым либо ещё, либо уже не доверяли главные партии в классических балетах. Конечно, бывали исключения, но всё-таки "Бахчисарайский фонтан" прочно укоренился в моём сознании как балет поколения Улановой и Сергеева, вдохнуть новую жизнь в который было дано немногим... Жалею, что так и не увидела Лопаткину в роли Заремы, не говоря уж о Мезенцевой, которую тоже в этой роли не видела. В общем, "Фонтан" может привлечь меня исключительно интересными мне именами в составе.
Состав на спектакль 20 мая 2018 года был как раз очень интересным! Никого из заявленных главных героев в этом спектакле ещё не видела, поэтому решила обязательно пойти в театр.
Дирижировал Б.Грузин. В главных ролях выступили О.Новикова - Мария, Е.Кондаурова- Зарема, Я.Пушков - Вацлав, Д.Корсунцев - Гирей, Г.Попов - Нурали, О.Белик - Вторая жена Гирея, С.Иванова-Скобликова- Танец с колокольчиками.
Так получилось, что четыре места рядом с моим (а я сидела на последнем ряду галёрки) были свободными. Перед самым началом балета на эти места перешли двое детей дошкольного возраста в сопровождении мамы и папы. Я видела, как они метались по боковушке второго ряда (в театре с незапамятных времён эти места называются "капитанский мостик"), откуда хоть что-то рассмотреть можно только стОя. Конечно, им повезло, что нашлось как раз четыре места в середине яруса. К моему величайшему разочарованию, эта семья устроила мне "весёлый" первый акт :( Дети были абсолютно не подготовленными к тому зрелищу, которое их ожидало. Мама, сидевшая рядом со мной, достала смартфон, и прямо во время действия (точнее - во время адажио Марии и Вацлава) стала читать содержание балета. Видно, взрослые недалеко ушли от детей, и тоже толком не знали, о чём этот балет :) В общем, прочитав содержание картины, мама тотчас же пересказывала его детям. Я пару раз шикнула в их сторону, а потом постаралась абстрагироваться от этой ситуации, целиком погрузившись в действие.
Возможно, не будь в этом спектакле такой чУдной Марии, я бы вскипела, но Новикова сразу же приковала моё внимание. Её Мария излучала свет! В ней была и горделивость шляхтенки, и нежность юной девы, влюблённой в молодого человека... В общем, это было стопроцентное попадание в образ, по крайней мере в моём понимании этого образа.
Вспомнила давнюю статью В.М.Красовcкой в сборнике "Ленинградский балет сегодня", посвящённую творчеству Натальи Макаровой. Сборник был выпущен в 1967-68 годах (в двух томах), то есть до отъезда Макаровой на Запад. Мария Макаровой испытывала неподдельный интерес к... Гирею! Наверное, Вацлав был слишком юн для неё :) Интересная трактовка роли, не правда ли?
Кстати, в антракте две зрительницы, сидевшие прямо передо мной, обсуждали "поведение" Марии. Одна из них выразилась примерно так: "Ну, и попробовала бы восточного мужчину! Может, ей бы понравилось!" Ей-богу, не вру :) Так что разным зрителям сюжет "Бахчисарайского фонтана" видится по-разному :)
Но вернёмся к нашему спектаклю. Пушков в целом произвёл неплохое впечатление, но всё-таки у них с Новиковой были проблемы в партерных поддержках. "То недокрут, то перекрут" - так можно сказать. Работать ещё есть над чем, конечно. Новикова танцевала свободно, и даже некоторые мелкие помарки в её танце выглядели органично.
Пожалела, что сижу далековато от сцены, лишь однажды: когда на сцену влетел Гирей Корсунцева, который одним махом заколол Вацлава, потом заметил Марию, подбежал к ней и сорвал вуаль с её лица. Новикова умеет передавать чувства своих героинь одним взглядом :) Жаль, что я его так и не увидела...
Зато я увидела, как преобразился Гирей :) Это очень эффектная сцена, ею заканчивается первое действие. Вообще, это самая любимая мною сцена во всём "Фонтане", если не считать диалога Марии и Заремы :)
Все исполнители партии Гирея, казалось бы, делают в этой сцене одни и те же движения, но всё-таки каждый вносит в неё что-то своё. Про героя Корсунцева я могу сказать просто: он выбежал на сцену одним человеком, а после встречи со взглядом Марии стал другим. Он изменился кардинально! И так и не пришёл в себя до самого конца этой грустной истории...
Поклоны после первого действия:
Мазурка - А.Красовская и Н.Еникеев. Все характерные танцы в спектакле были исполнены очень хорошо.
О.Новикова и Я.Пушков. Пушков получил большой букет роз, и вручил его партнёрше.
Перед вторым действием моя дислокация изменилась: я пересела от опасного соседства подальше :) Правда, болтливую семейку согнали с мест владельцы билетов, опоздавших на первое действие.
Я с нетерпением ждала Зарему Кондауровой. Казалось, кому, как не ей, танцевать эту партию? Кондаурова обладает красивой внешностью, хорошим ростом, и темперамент при ней - чего ещё желать? "Кондаурова должна быть идеальной Заремой" - так я думала.
После второго действия моя уверенность в Кондауровой как идеальной Зареме заметно поубавилась. Что-то в ней мешало мне...То ли излишняя старательность, то ли даже некий налёт вульгарности. Если честно, я расстроилась и даже немножко испугалась. "Не может этого быть, потому что этого не может быть никогда!"
Мне показалось, что костюм Заремы второго акта Кондауровой просто не идёт, отсюда и странные впечатления от этой героини.
Впрочем, сцену с жёнами Гирея, высмеивающими поверженную любимую жену, Кондаурова провела блестяще! Поворот гордой головы в сторону "товарок" - и те сразу же замолкли.
В книге "Я-балерина" Т.М.Вечеслова рассказывает о своей работе над образом Заремы. В частности, о том, что только надев костюм Заремы, она почувствовала себя героиней этого балета. Вот такой это непростой спектакль! При всей примитивности его хореографии.
Сцены в гареме прошли хорошо. Очень понравились Иванова-Скобликова и Белик! Просто молодцы!
Вот Белик на поклонах:
Иванова-Скобликова не получилась. увы :(
Кондаурова:
Третье действие, на мой взгляд, было лучшим. Гирей, потерявший себя, пришёл к Марии, которая при всей хрупкости своего облика держалась с большим достоинством. Для неё Гирей был чудовищем, убившим её близких... И Мария была готова умереть.
В сцене Марии и Заремы мне понравились обе исполнительницы. Кондаурова показала всё отчаяние своей героини! Склонившись перед соперницей, она испытывала стыд унижения... А Мария не понимала, чем она может помочь этой красавице. Удар кинжала был для неё почти что спасением...
И Зарема понимала, что ей не жить. Она встретила взгляд Гирея с большим достоинством.
В четвёртом акте (или картине?) самым эффектным номером является татарская пляска, которая всегда вызывает бурю аплодисментов. Так было и на этот раз. Очень хорош был Г.Попов-Нурали! Я даже немного попиратила :) Вот окончание этой пляски:
Нурали смотрит на Гирея, а тот ничего не видит, и ничего не хочет видеть.
Поклоны после спектакля:
Г.Попов. Хорош!
Новикова и Корсунцев
Кондаурова и Корсунцев
Выносят цветы. В центре -Б.Грузин.
Кондаурова
Корсунцев
Грузин и Новикова
Новикова
Новикова и Попов
Кондаурова и Корсунцев
Корсунцев
Кондаурова. Этот костюм ей как раз очень идёт!
Спектакль получился очень интересным! Во-первых, не ожидала ничего особенного от Гирея, а увидела героя, который в одну секунду потерял себя. Весь мир его рухнул! Как он будет жить дальше? Нет у меня ответа.
Не была особо ярой поклонницей Корсунцева в его молодые годы, но, кажется, становлюсь ею теперь, когда он стал переходить на новые роли :)
Во-вторых, я увидела идеальную Марию, и поняла, почему Гирей в одну секунду преобразился :)
В-третьих, увидела, казалось бы, примитивный и даже сонный, а на самом деле жестокий мир гарема, в котором никто не может чувствовать себя уверенно, даже "звезда любви, краса гарема" Зарема.
Спасибо артистам за подаренные эмоции!