"Орфей и Эвридика" Глюка в Ла Скала 11 марта 2018 г. - Флорес, Карг, Саид

Mar 15, 2018 19:33

Задумывая поездку в Милан, естественно, я ориентировалась на репертуар самого знаменитого оперного театра Италии, и "Орфей и Эвридика" с участием одного из любимых певцов - Флореса - вполне меня устроили.
Не являясь большой поклонницей барочной оперы, я отдаю должное Глюку как "одному из крупнейших представителей классицизма" (так его характеризует википедия). Классицизм мне как-то ближе, чем барокко :)
Когда-то в Ленинградском Малом оперном театре шли две оперы Глюка - "Ифигения в Авлиде" и "Ифигения в Тавриде". Жалею, что так и не собралась послушать их, тем более что Клитемнестру пела молодая Евгения Гороховская.

Честно признаюсь: к спектаклю Скалы я была не совсем готова. Конечно, прочитала содержание оперы, да еще у меня был опыт просмотра/прослушивания видеозаписи спектакля Оперы Австралии и спекталя с участием Кожены, которая пела Орфея, и Петибон, певшей Амура.
Какая редакция меня ожидала, сколько там чистой музыки - этого я не знала.

Уже после моего  возвращения домой в фейсбуке возникла маленькая дискуссия по поводу того, стОит ли слушать в этой опере тенора. Мнения разделились :) По мне - так очень даже стОит! Тем более что редакция с участием тенора - авторская (сведения от buquojed , которому я в таких вопросах полностью доверяю). Кому-то больше по душе Орфей-меццо, кому-то - контратенор, но мне милее всего именно тенор, тем более что этот тенор - Флорес :)

Ещё один момент: я не была готова к тому, что вокруг этой оперы не будет ажиотажа. Как тут не вспомнить толпу спекулянтов (среди которых большинство - русскоязычные, скажем так), торгующих билетами перед началом "Кармен"! В кассе - пусто (или почти пусто), а на улице полно весёлых дядечек, желающих вас осчастливить билетами на галёрку всего-то за 150 евро!

Зал на "Орфея и Эвридику" не был распродан. Перед спектаклем заглянула на сайт театра - в партере было полно свободных мест, не говоря уж о местах второго и третьего рядов боковых лож. Билеты на эти места очень дорогие :( Если в партере хотя бы сцену видно, то из вторых рядов боковых лож видно не всю сцену, даже если ты не сидишь, а стоишь :( А третьи ряды (там обычно одно место) - это вообще издевательство над публикой, ибо оттуда не видно ничего, даже если ты стоИшь :(

К чести меломанов Милана и его окрестностей, галёрка всё-таки была раскуплена. Поскольку я сама сидела в первом ряду галёрки, да ещё по центру, могу утверждать, что народу на самый верхний ярус набилось множество, и кое-кому пришлось стоять. Публика вела себя почти нормально (две тётеньки, болтающие во время пения, не в счёт, т.к. и они вскоре стихли).

Пришли в театр заранее. Вот фойе галёрки перед спектаклем:



А вот это фойе в антракте:





Как можно убедиться, публика на галёрке одета демократично. Может быть, я чего-то не понимаю, но мне кажется, что эти люди пришли в театр именно из-за оперы, а не "на людей посмотреть, себя показать" :)

Зал за несколько минут до спектакля:



Оркестровая яма пуста!

Люстра (куда ж без неё):



Средний "пояс" лампочек вращался туда-сюда, хотя это было почти незаметно. Наверное, люстра колебалась под воздействием сквозняка. Кстати, на галёрке сквозняк был будь здоров, пока двери не закрыли. На концерте всё того же Флореса тремя годами ранее я что-то сквозняка не заметила. Правда, тогда было лето...

Но перейдём к собственно событию вечера - опере! Вот состав с сайта театра:

Conductor - Michele Mariotti
Staging - Hofesh Shechter and John Fulljames
Choreography - Hofesh Shechter
Sets and costumes Conor Murphy
Lights - Lee Curran
revived by Andrea Giretti
Produced for Covent Garden by director John Fulljames and choreographer Hofesh Shechter, in this version the orchestra literally takes centre stage.
CAST
Orphée - Juan Diego Flórez
Euridice - Christiane Karg
L'Amour- Fatma Said
Поначалу постановка меня озадачила, но к концу спектакля я так ею прониклась, что мне всё стало нравиться :)

Во-первых, мне понравилось то, что оркестр поместили на сцене. Сцена была разделена на три зоны. Оркестр был в середине, и платформа, на которой он находился, периодически опускалась-поднималась.
Во-вторых, в этом спектакле активную роль играл балет. Поначалу я думала, что это своя, "скаловская" труппа, но оказалось, что это не так. Балет танцевал модерн (все бегали босиком, приседали по второй позиции, бойко передвигались, создавая причудливые орнаменты из тел и т. п.). Оказалось, что балета в "Орфее" Глюка очень, очень много :)
В-третьих, хор был тоже очень активен. Изображая фурий, хористы вели себя почти агрессивно, пока Орфей не заиграл на своей лире :) (за Флореса играла арфистка, а он просто рядом стоял).
Действие постоянно перемещалось то в третью зону, то в первую, то во вторую, когда поднимали платформу с оркестром.

Рассказывать о постановке трудно, это надо видеть. И слышать :) Вроде бы, действия как такового и нет, но всё находится в движении :)

Оркестр, ведомый Микеле Мариотти, был очень хорош! И хор мне понравился. Опять-таки, я хочу подчеркнуть, что впервые слушала эту оперу живьём. Может быть, знатоки Глюка и найдут за что покритиковать музыкантов, но мне всё понравилось.
Балет показался немного однообразным, если иметь в виду хореографию, но всё-таки я хочу похвалить артистов, которые танцевали самозабвенно.

Наконец, расскажу о певцах. Из трёх исполнителей главный ролей я знала до этого вечера только тенора. Певица, певшая Эвридику, родилась в 1980 году. То есть, она сейчас находится в самом расцвете сил. Посмотрела её послужной список, и убедилась в том, что Christiane Karg поёт музыку разных стилей и эпох. Спела она достойно. Мне не очень близок темб её голоса - немного "металлический" (я другого слова не подберу), но это уже мои проблемы.

Fatma Said, певшая Амура, мне тоже очень понравилась, и уже без оговорок. Оказывается, сведения о ней есть даже на сайте Мариинского театра! Что-то она и у нас пела. Родилась в 1991 году в Каире, сейчас проживает в Берлине.
Амур в этой постановке очень активен. Певице иногда приходилось перелезать через перила, которыми был огорожен оркестр :)

Как бы ни были хороши девушки, но звездой вечера всё-таки был Флорес. И дело не только в том, что у него "имя", и партия Орфея - самая большая в опере. Флорес пел чрезвычайно выразительно! При всей моей к нему симпатии, я готова признать, что в голосе Флореса иногда чувствуется некая "механистичность" (некоторые его даже с механическим соловьём сравнивали). Слушая Флореса в партии Ромео (в опере Гуно), я волей-неволей отметила для себя эту его особенность.

Но Орфеем Флорес стал замечательным! В его голосе были все оттенки чувств... Кстати, я подумала о том, что ведь недавно Хуан Диего спел Вертера в опере, которая стилистически чуть ли не противоположна "Орфею и Эвридике", но в которой герой "так страдает, так страдает" :) Не помог ли Вертер Орфею? Вполне возможно, что помог.

Конечно, Флоресу пришлось преодолевать вокальные трудности, с которыми он справился блестяще. Опять-таки, не знаю всех подробностей, связанных с партией Орфея в "теноровой" редакции. Возможно, что певец что-то и упростил.

На поклонах всем достались овации. Вот кланяется балет:



Позади - платформа с оркестром.



Хористы были одеты в самые простые костюмы.

Вышел Амур:





А это уже Эвридика:



Самые неудачные фотографии у меня были связаны именно с Эвридикой, к сожалению. В фокус никак не могла её поймать :(

А вот и главный герой - Орфей. Зал встретил его оглушительной овацией:



На лице Орфея какие-то знаки (я так и не поняла, зачем их нарисовали).





Кстати, знаки очень удачно переходят в бороду и усы. Вообще, сейчас щетина в моде :)

Общие поклоны:



Дирижёр:



Поклоны с оркестром, хором и балетом:



Занавес закрыли, но публика не унималась. Поклоны перед занавесом:



Балетные



Амур





Орфей

А это вся честнАя компания:



После спектакля пошли к служебному входу. Флорес вышел довольно быстро. Увы, у служебного входа Скалы темным-темно, а мой фотоаппарат не приспособлен к фотографиям в потёмках. Вот что получилось:





Щетина видна :) Вспоминаю упрёки в адрес Кауфмана, который "не бреется уже давно, пора бы уж перестать носить щетину" :) Кстати, параллельно с "Орфеем" в Скале в Лисеу давали "Андре Шенье" с Кауфманом, который по такому случаю побрился :)

Флорес довольно быстро удалился в сторону автомобиля, который его поджидал. Вот более-менее удачные фото с поклонниками (шофёр уже дверцу открывает):







Автомобиль, на котором уехал Орфей:



Эвридику мы так и не дождались. Зато к нам вышел Амур!



Фатима Саид - в шапочке :) Я поздно сообразила, что надо было снимать её на среднем или даже дальнем плане. Крупные планы в потёмках - не для моего фотоаппарата.

Вот ещё фото Амура с какой-то поклонницей:



Довольна ли я спектаклем? Безусловно! Рада, что не разочаровалась ни в музыке, ни в исполнителях :)

Орфей и Эвридика, Флорес, Ла Скала, Милан, опера

Previous post Next post
Up