Гала в честь Н.Кургапкиной 8 марта 2009 г.

Mar 09, 2009 21:17



На вечер Кургапкиной грех было не пойти. Видела я Нинель Александровну на сцене, пусть уже не молоденькую. До сих пор помню, как принимали её зрители.

Видела первые шаги в театре выпускниц Кургапкиной - Аюповой, Поликарповой, Волобуевой. Кажется, у неё было всего три выпуска. Слишком большая нагрузка легла на плечи педагога - училище и театр. Пришлось выбирать что-то одно, а именно - репетиторскую работу в театре.

Программа бенефиса Кургапкиной была очень пёстрой. Не знаю, чем руководствовались её составители? Вроде бы все ученицы, бывшие и нынешние, уже состоялись как танцовщицы. Одна Лопаткина чего стОит! Но всё же выбор некоторых номеров для бенефиса вызвал недоумение.

Впрочем, обо всём по порядку. За несколько дней до бенефиса среди балетоманов пронёсся слух, что в театре грядут сокращения, причём значительные. Первенец Кургапкиной - Жанна Аюпова, числящаяся балериной Мариинки, но очень давно не выходящая на сцену, оказалась не нужна родному театру, даже в качестве педагога-репетитора. Впрочем, как и недавняя бенефициантка Махалина. Сократили и Шешину, которая занята в текущем репертуаре. Аюпова и Шешина были заявлены в концерте…

Сидела я во втором ряду партера, справа. Кургапкина появилась на сцене перед началом концерта в сопровождении заведующего труппой Ю.Фатеева. Фатеев немного «пораспинался» по поводу юбилярши, и предоставил ей слово. Публика встретила Кургапкину овацией и криками «браво!». Мне вообще очень понравилось, как начался этот вечер - с оваций виновнице торжества. Потом Кургапкина прошла в ложу, и все участники вечера кланялись ей и передавали цветы.

В первом отделении давали первый акт «Спящей красавицы» - в декорациях и костюмах спектакля Вихарева, но в хореографии Петипа-Сергеева. Вот это мне было совершенно непонятно! Впрочем, первые акты в обеих версиях «Спящей» очень похожи…

Танцевали Е.Образцова-Аврора, А.Иосифиди- Фея Сирени, И.Баймурадов - Карабосс, Р.Бобовников, Д.Пыхачов, Ю.Смекалов, А.Яковлев 2-й - Женихи принцессы.

Общее впечатление от Образцовой-Авроры осталось хорошее. Я вообще считаю, что это - её роль. К сожалению, Евгении не всё удалось сделать безупречно. В адажио чувствовалась напряжённость, когда она убирала руку, чтобы подать её другому кавалеру. Были помарки и при исполнении вариации. Принимали Образцову хорошо, но без особенного восторга.

Второе отделение открывало «чёрное» па-де-де из «Лебединого» в исполнении Т.Ткаченко и И.Колба. От выступления Ткаченко осталось, как ни странно, хорошее впечатление, хотя выступила она неровно. Ещё до этого вечера некоторые посетители форума высказывали недоумение таким выбором репертуара для этой танцовщицы. А, между прочим, Ткаченко давно танцует в четвёрке больших лебедей. Её Одиллия получилась кокетливо-капризной. Моя спутница посчитала, что она была вульгарной. Не знаю - мне так не показалось. Неплохо станцевала вариацию, фуэте открутила «на троечку», гуляя по сцене. Колб станцевал как обычно (каждый додумает - как).

Потом И.Ниорадзе и Е.Иванченко станцевали монолог и адажио из «Легенды о любви». Я когда-то видела Ниорадзе в спектакле, и она мне понравилась, хотя и без каких-либо откровений. Но это было давно… И вот - такой знакомый монолог, такое знакомое адажио. Если честно, то я была удивлена. Давно не испытываю интереса к творчеству Ниорадзе, и от её Мехменэ Бану ничего особенного не ждала. А она мне понравилась, особенно в начале монолога и в конце адажио (то есть уже без партнёра). Может быть, сыграло роль то, что сидела я близко к сцене, и видела лицо балерины. Но главное - я увидела её героиню действительно страдающей… Иванченко был, как всегда, импозантен, но немного бесстрастен. С главной трудностью - «свечкой» - справился не слишком легко, но всё же без видимых недочётов. Мне нравится, когда на голове Ферхада - корона, как задумано Вирсаладзе. Иванченко обошёлся чалмой. Что ж, в чалме, наверное, удобнее - она не цепляется за балерину-:)))

Далее нам показали удивительный номер, многое говорящий о состоянии балета «Сильфида» в Мариинке. Танцевали Е.Шешина и Р.Бобовников. Шешину когда-то взяли в Маринку из Малого оперного (ныне Михайловского) театра, где она танцевала Сильфиду. Взяли как раз на этот спектакль (очевидно, когда основная труппа уехала на длительные гастроли). Если не ошибаюсь, Шешина трудилась чуть ли не шесть спектаклей подряд, так как других балетов в афише не было, и других исполнительниц заглавной партии - тоже. Могу ошибиться; сама тогда в театр не ходила, но читала какую-то рецензию на этот переход балерины. Как написал автор статьи, Малый оперный потерял, а Мариинский - не приобрёл…

Бобовникова видела накануне в полноценном спектакле. Что ж, на вечере Кургапкиной он станцевал лучше. Наверное, потому, что фрагмент балета не отнимает столько сил, сколько спектакль целиком. И всё равно - это, конечно, не Джеймс! Если судить «по гамбургскому счёту». Шешина в некоторых моментах даже понравилась. Сейчас некоторые Сильфиды не утруждают себя такими тонкостями, как рон-де-жамб в шагах к Джеймсу. Шешина не забывала работать ногами. Некоторые вращения в аттитюде тоже вышли у неё неплохо. Но, конечно, общее впечатление от этой Сильфиды было не самое радужное. Прыжка у Шешиной нет, а без него Сильфида - не Сильфида…

Далее следовал фрагмент из «Призрачного бала» на музыку Шопена в постановке Д.Брянцева. Танцевали Э.Тарасова и М.Зюзин. Мне они оба очень понравились.  Все позы, поддержки, простые переходы были исполнены легко, изящно и с каким-то особым настроением. Этот балет шёл на сцене недолго, причём давали его в основном «на выезде»; я так и не сподобилась сходить, о чем теперь жалею. Кстати, публика приняла исполнителей очень тепло. Аплодисменты впервые заставили артистов выходить на поклоны ещё и ещё. По-моему, Тарасова была очень тронута таким приёмом.

Завершало второе отделение па-де-де из «Эсмеральды» на музыку Пуни в постановке Н.Берёзова. Танцевали его У.Лопаткина и И.Козлов. Когда-то на одном из Московских международных конкурсов пятнадцатилетняя испанка (фамилию не помню) станцевала вариацию из этого па-де-де, и имела большой успех. Буквально вскоре после этого конкурса на одной из утренних встреч Виноградова со зрителями Ю.Махалина показала эту вариацию (с бубном) - просто бесподобно!

Па-де-де шло под фонограмму. С самого начала меня насторожило то, что в антре исполнители исполняли параллельные движения - как в фигурном катанииJ)) И адажио было каким-то безликим. Мне вообще было не понятно, кто у Эсмеральды партнёр. Наверное, всё же Гренгуар. Козлов в соло что-то пытался изобразить. Один раз прыгнул высоко и завис в «шпагате». Но в целом…. Тяжёл, неповоротлив-:(((

Ульяна понравилась в некоторых позах. В коде открутила туры - довольно лихо (после «Корсара» с её участием я решила, что в быстром темпе диагональ ей уже не сделать). Пресловутая вариация с бубном понравилась мне гораздо меньше, чем вариация в исполнении Махалиной. Конечно, Махалину я видела давно. Но помню, что проход с ударами ногой и коленом по этому самому бубну был роскошным, в хорошем темпе и с фиксацией поз. Лопаткина - балерина опытная. Даже если она не может ускорить темп, она делает вид, что всё в порядке… В общем, впечатление от этого па-де-де было смазано некоторыми невнятными пассажами в вариации балерины (о Козлове тактично умолчу).

Тем не менее, вызывали эту пару долго и горячо.

Третье отделение открыли Ж.Аюпова и И.Колб в «Видении розы». Конечно, этот балет поставлен совсем не на такого специфического танцовщика, как Колб (Колба очень даже уважаю)! Я понимаю, что Нижинский был один такой, но всё же… Умолчу о других современных исполнителях этого балета. В конце концов, не они вчера танцевали Аромат розы. Аюпова была встречена хорошими аплодисментами. Жаль, что партия Девушки такая небольшая… В общем, балет дошёл до своего конца, публика откликнулась на него тоже хорошо. Она была очень благодарной - эта публика.

Следующим номером шла «Вальпургиева ночь» из «Фауста» Гуно в постановке Л.Лавровского. Когда-то я видела в этой картине К.Тер-Степанову, М.Куллик, В.Иванову… Это были танцовщицы разных комплекций и темпераментов. Помню, как ядовитый критик (уже неважно - кто) сравнил исполнение картины «Вальпургиева ночь» советскими артистами с парадом физкультурников, на котором знаменем была солистка - Вакханка. Ну, не было эротики на сцене! Похоже, что это утверждение было не совсем справедливым, потому что и Плисецкая, и Максимова были очень хороши в этом балете. Из наших выделю, пожалуй, изящную Тер-Степанову и темпераментную Куллик.

Вчера танцевали Т.Ткаченко - Вакханка, И.Кузнецов - Вакх и А.Иванов - Пан. Сидя во втором ряду партера, я разглядывала некоторые подробности строения тел солистов. Оказалось, что красавцу Кузнецову всё же не мешало бы похудеть (не у одного Козлова такие проблемы, как живот). Иванов был практически раздет, и все недостатки его фигуры были на виду. Впрочем, его партия - Пан - как раз предполагает исполнителя с таким строением ног, как у Иванова. Ткаченко опять-таки в целом понравилась. Есть в ней что-то от вакханки, и прежде всего - игривость и эротизм. Но картина прошла неровно. Кузнецову и Ткаченко не удалась одна поддержка. «Стульчиков» было три или четыре, и на последнем из них Вакх уже просто осторожно «выжимал» партнёршу (наверное, помня о неудаче). Иванов в бешеном темпе открутил большой пируэт (под одобрение зала). Но вакханалия не удалась - я так считаю. Наверное, слишком близко я сидела…

После поклонов из-за кулис вынесли большого плюшевого медведя, и Ткаченко лихо забросила его в ложу своему педагогу. Кургапкина была очень довольна!

Далее последовали «Три гносианы» в исполнении Лопаткиной и Козлова. Почему-то на этот раз я восприняла их совершенно спокойно…

Потом И.Ниорадзе станцевала Лебедя Сен-Санса в постановке М.Фокина. Видела я не раз эту исполнительницу, но почему-то именно вчера вдруг заметила, что у Ниорадзе длинные красивые руки. Кое-что в этом Лебеде мне показалось безвкусным (трепетания рук иногда были похожи на судороги, иногда руки напоминали верёвки), но в целом исполнение понравилось. Наверное, настроением.

Завершало концерт па-де-де из «Дон Кихота» в исполнении Е.Образцовой и В.Шклярова. Вариацию станцевала Е.Шешина. Начали ребята лихо: Володя дважды держал Женю на одной руке очень долго (по-моему, в ущерб динамике антре), оба лихо подавали себя в «испанских» позах… Но потом у них начались проблемы. Проклятый второй ряд!-:))) Может быть, я не заметила бы с третьего яруса то, что заметила из партера. Были «завалы» в поддержках, когда балерина вращалась в руках партнёра.

Шешина станцевала свою вариацию тяжело. Меня удивило то, как неубедительно она справилась со второй частью. Вообще, как мне кажется, если бы она станцевала какую-нибудь другую вариацию, где не надо было бы прыгать, то выглядела бы лучше.

Образцова понравилась мне в классической вариации (без веера) a la Максимова - станцевала с настроением и очарованием… Шкляров тоже был очень неплох. Вообще, идея закончить концерт этим па-де-де оказалась удачной. Сразу же после него заиграла музыка из спектакля «Дон Кихот», которой завершается последнее действие. Под звуки этой музыки вышли все участники концерта (почему-то не было Аюповой), а потом - и сама юбилярша.

Овации продолжались очень долго. Кургапкина их, безусловно, заслужила! Только я так и не поняла, почему ей не зачитали правительственную телеграмму (а была ли она?), и почему Фатеев в начале вечера не сказал хотя бы пару-тройку фраз о творчестве этой замечательной балерины. Я теперь и не вспомню, о чём он, собственно, говорил...


Перед началом вечера - Н.Кургапкина, Ю.Фатеев


Е.Образцова - Аврора


Т.Ткаченко - Одиллия


И.Ниорадзе и Е.Иванченко


Е.Шешина и Р.Бобовников


Э.Тарасова и М.Зюзин


У.Лопаткина и И.Козлов


Ж.Аюпова и И.Колб


Нинель Александровна аплодирует Жанне Аюповой


А.Иванов, Т.Ткаченко и И.Кузнецов


Е.Образцова и В.Шкляров


Поклоны после концерта - И.Козлов, Э.тарасова и М.Зюзин


Половинка И.Ниорадзе, Э.Тарасова и Е.Образцова


Виновница торжества после концерта - изящная, жизнерадостная!

Ткаченко, Кузнецов, Зюзин, Колб, Козлов, Кургапкина, гала, Тарасова, Ниорадзе, Аюпова, Иванов, Лопаткина, Бобовников, Иванченко, Образцова, Шешина

Previous post Next post
Up