Это был дебютный спектакль для Августа Амонова - Калафа. Никогда раньше Амонова не слышала. Очень долго колебалась, идти или нет на эту «Турандот». Привлекала Лиу - Кондина, хотя и не особенно. Хотелось посмотреть-послушать певицу, дебют которой на сцене Кировского театра в 80-е годы был довольно заметным явлением, и дальнейшая деятельность которой на знаменитой сцене проходила с переменным успехом. Да и заявленную И.Гордей в партии главной героини я тоже ещё не слышала. В общем, решила всё-таки пойти. Правда, часа за три до спектакля на сайте театра появилась замена: вместо Кондиной - Джиголаты; но настрой на спектакль уже был. И было любопытство: а как там новый Калаф?
С некоторых пор «Турандот» - моя самая любимая опера Пуччини, несмотря на то, что автор её так и не закончил. Чувствуется эта незаконченность в финале…
Любимой эта опера стала благодаря видео- и аудиозаписям.
Что поделать! «Турандот» в СССР ставилась очень редко. В Большом театре она не шла, в Кировском - тоже.
Помню, приезжали к нам в Ленинград в начале 80-х годов свердловчане. Гастроли были длинные, оперо-балетные. Сходила я тогда на две оперы, которые у нас не шли: «Силу судьбы» и «Турандот». Помню до сих пор двух исполнителей главных ролей: Соловьёва и Плетенко, которые пели в обоих спектаклях. Сейчас мне трудно судить о том, как они пели. Но помню, что на фоне ленинградских певцов солисты из Свердловска выглядели очень достойно, особенно сопрано.
На сцене Мариинского театра на моей памяти нынешняя постановка - первая. Я и была-то всего на двух спектаклях… Лучший Калаф, которого я слышала «вживую» - В.Галузин. Лучший - не то слово! До сих пор помню свои впечатления от его голоса, от его бешеной энергетики! Ю.Марусин, кстати, тоже оказался весьма приличным Калафом, хотя я шла на его спектакль с большим опасением. С Турандот как-то всё не так определённо. Пару раз слышала Шевченко, с разницей в год-два. Конечно, певица она опытная; но всё же мне чего-то в ней не хватало… Опять же - возраст и габариты-)))
А теперь - о спектакле. Пели И.Гордей - Турандот, А.Амонов - Калаф, А.Тановицкий - Тимур, И.Джиголаты - Лиу, А.Спехов, А.Тимченко и О.Балашов - Пинг, Панг, Понг. Дирижировал М.Синькевич.
На этом можно было бы отчёт и закончить-(((
Но всё же коротенько напишу… Итак, впечатления можно сформулировать очень кратко: Калафа в спектакле не было вообще. Его ВООБЩЕ НЕ БЫЛО СЛЫШНО! Лишь трижды он произнёс фразу, которая до меня дошла: «Я хочу принять участие в испытании!» (простите мне мой итальянский). Фраза звучала в полной тишине, поэтому голос Калафа дошёл до моей ложи 2 яруса. Странное дело! Когда спектакль начался, я решила, что Синькевич пошёл по стопам «великого и ужасного» - стал самовыражаться, не обращая внимания на певцов. Дело в том, что Калаф встретил отца и даже что-то ему сказал, но я этого не услышала (однако, прочитала - спасибо табло!). Но постепенно персонажи спектакля стали петь свои реплики, а потом - и арии (если это можно назвать ариями), и все как-то зазвучали. Джиголаты в целом мне понравилась, хотя пела она очень неровно. Партия Лиу мне очень нравится. Возможно, поэтому и исполнительница произвела хорошее впечатление. Исполнители партий министров, по крайней мере, были актёрски убедительны, да и пели неплохо. Тановицкий тоже был неплох, но как-то особо не впечатлил. Вообще, эта партия не такая уж и большая, и уж никак не может «загладить брешь» в такой сложной конструкции, как «Турандот» Пуччини. Брешь возникает, если в спектакле нет главных героев - Турандот и Калафа.
Гордей поначалу разочаровала. Но постепенно она «вошла в роль», а в конце спектакля так и вовсе понравилась. Партия эта, конечно, неподъёмная, если петь её так, как надо петь-)))
Об Амонове мне добавить нечего. «Nessun dorma» утонула в звуках оркестра и прошла совершенно незамеченной.((( В конце спектакля, когда идёт что-то вроде дуэта главных героев (как я понимаю, Альфано по черновикам что-то там дописал, но это явно не дуэт, а какой-то диалог), я слышала только Гордей… Самое смешное, что на поклонах Амонов выглядел очень довольным. Может быть, он только делал вид, что всё в порядке? Сомневаюсь, однако! Я простила бы певцу многое: срыв финальной ноты в «Nessun dorma», отсутствие игры, «блеющие интонации» (что там ещё?) - лишь бы он просто СПЕЛ - хотя бы как-нибудь, и это пение можно было бы оценить. Как можно оценить то, чего не было? Моя сестра, с которой мы ходили на спектакль, нашла образное сравнение голосу Амонова: "Есть пистолеты с глушителем, а у него - голос с глушителем!"
Я понимаю, что опера «Турандот» - это очень сложное произведение, и ждать чудес от рядовых певцов, к коим я отношу всех исполнителей вчерашнего спектакля, не приходится.
Но если в театре нет певца на главную мужскую роль - так зачем давать эту оперу?
Я бы предпочла ещё подождать, но дождаться хотя бы «среднеевропейского» уровня исполнения «Турандот», без каких-либо откровений. В конце концов, сколько прекрасных опер не идёт на сцене Мариинки! Для меня первая в очереди - «Трубадур» Верди. Жду не дождусь!
Только, скорее будет второе… Не дождусь я-:))) Хотя я и оптимистка!
В центре круга - И.Гордей
В.Вихров - Альтоум, И.Джиголаты - Лиу, И.Гордей - Турандот, М.Синькевич, А.Амонов - Калаф, А.Тановицкий - Тимур