Концерт Екатерины Семенчук в КЗ Мариинского театра 07.11.2017 г.

Nov 09, 2017 20:27

Концерт давали в день 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции, которую теперь всё чаще называют Октябрьским переворотом. Предпочитаю первое название этого события. Казалось бы, какое отношение это имеет к концерту?

Сайт театра гласил:

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Екатерина Семенчук (меццо-сопрано)
Партия фортепиано - Дмитрий Ефимов
В ПРОГРАММЕ:
Дариус Мийо
Вокальный цикл «Петроградские вечера», соч. 55
Николай Метнер
Семь романсов
Георгий Свиридов
«Отчалившая Русь»

Театр вёл трансляцию на сайте.
Программа появилась незадолго до самого концерта. По-моему, по отношению к публике это не очень корректно. Программа должна быть свёрстана хотя бы за месяц, а ещё лучше - за два. Знакома с массой меломанов, которым эта программа ну никак не приглянулась! Екатерину в Петербурге любят, но не все готовы слушать Мийо, Метнера и Свиридова.

Хочется привести цитату из интервью, которую Семенчук дала корреспонденту газеты "Культура"  Вере Степановской (публикация 16.08.17 г.):

"В.С. - Мне кажется, что сейчас в целом известные певцы стали меньше выступать с камерными программами. В пору моей молодости я помню вокальные абонементы Малого зала филармонии, в которых выступали Ирина Архипова, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Зара Долуханова. И это были потрясающие вечера. А сейчас таких абонементов или даже циклов в Санкт-Петербурге нет.
Е.С. - Я всегда пела много камерной музыки. С пианистом Дмитрием Ефимовым меня связала наша работа над программой романсов Метнера и Рахманинова - его детище, его идея, проект, который он создал и в который он пригласил меня. Мы исполнили программу на фестивале «Звезды белых ночей» в 2015 году. Очень хотим ее записать. Уже потом мы обратились к Гаврилину и Таривердиеву, к композиторам «Могучей кучки». А сейчас мы готовим программу к 7 ноября, дню 100-летия революции. Мы хотим исполнить цикл «Петроградские вечера» Мийо, написанный в 1919 году, «Пять песен без слов» Прокофьева тоже 1919 года и «Петербург» Свиридова, который почти не исполняется целиком. Сейчас еще скажу об одной программе с Семеном Борисовичем Скигиным, с которым мы знакомы уже более 15 лет: 16 февраля следующего года в Концертном зале Мариинского театра мы исполним «Прощание с Петербургом» Глинки и «Песни и пляски смерти» Мусоргского".

Я на 100% согласна со Степановской! Камерные вечера в Капелле и обоих залах Филармонии собирали полные залы. Да что там полные - переполненные! Желающие попасть на концерт по входному билету дежурили у касс с самого раннего утра (а иногда - чуть ли не с ночи). Конечно, не все исполнители вызывали такой интерес публики, но если в афише стояли фамилии ведущих певцов Москвы, Ленинграда, Киева, то аншлаг концерту был обеспечен.

Из интервью Екатерины ясно, что певица хотела сделать тематическую программу именно к 7 ноября. Как видно из афиши, не все её планы сбылись. И всё-таки подборка на первый взгляд ничем не связанных друг с другом произведений к концу концерта вдруг сложилась в единую картину. По крайней мере, мне именно так и показалось.

Вот скан программки:



Честно скажу - к циклу Мийо я была не готова так, как бываю не готова редко :) Об авторе ничего не знала вообще, об этом цикле - и подавно. Когда шла в зал, расчитывала хотя бы на подстрочник, но его не было. Хочется попенять администрации зала на такое отношение к публике. Когда попадаешь в концертные залы за рубежом, то всегда получаешь и оригинальный текст, и его перевод. По крайней мере, так было и в Вене, и в Мюнхене, и в Турку.
Спасибо, что нам хотя бы название песен указали.

Впечатления от цикла "Петроградские вечера" остались смешанные. Мне показалось, что я уловила настроение "Старого режима", разлитое в коротеньких миниатюрах. С "Революцией" было и проще, и сложнее. В этой части задумчивые мелодии сменялись энергичными и бодрыми.

Цитирую программку: "Петроградские вечера" Шалю - это двенадцать стихотворений, по два четверостишия в каждом, где фигурируют русские имена, обыгрываются слухи и сплетни о недавних событиях.... Мийо подошёл к теме с неменьшей лёгкостью... Переход от "Старого режима" к "Революции" явно не показался ему в 1919 году ни трагедией, ни событием, изменившим мировую историю (Анна Булычева)". По-моему, лучше не скажешь!

"В России что-то такое произошло, но что именно - это нам не очень-то и интересно" - я бы так охарактеризовала цикл "Петроградские вечера".

После небольшого перерыва мы услышали романсы Метнера. Судьба этого композитора сложилась непросто. Он эмигрировал из России в 1921 году, и очень долго не получал признания своего творчества. Цитирую О.Томпакову с сайта belcanto.ru :"Н. Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX в. Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман), а из русских композиторов - к С. Танееву и А. Глазунову, Метнер был вместе с тем художником, устремленным к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И. Стравинского и С. Прокофьева".

Сколько ни слушаю романсы Метнера, не могу отделаться от мысли, что они (романсы) слишком заумны. Вот и в этот вечер что-то понравилось, а что-то оставило меня равнодушной... Пожалуй, "Ночная песнь странника" на стихи Гёте произвела самое сильное впечатление.

Во втором отделении прозвучала поэма Свиридова "Отчалившая Русь". Помню, какой резонанс в музыкальной общественности она вызвала в начале 80-х годов. По телевизору, в котором тогда было всего две программы, часто передавали концерты ведущих мастеров оперной сцены. Транслировали и "Отчалившую Русь". В исполнении Елены Образцовой я почему-то помню только последнюю песню - "О, Родина, счастливый и неисходный час!" Потом почему-то эту поэму перестали петь, или стали её петь очень редко. И вот наконец-то она прозвучала в исполнении Екатерины Семенчук.

По-моему, это была кульминация вечера. Двенадцать песен, сменяя одна другую, навевали мысли о непростой  судьбе русского человека... Семенчук спела этот цикл очень эмоционально!

Принимали Екатерину, как всегда, с большой теплотой. Рояль был завален букетами, причём очень много цветов получил и аккомпаниатор - Дмитрий Ефимов.

После концерта слышала разные мнения, от "как всё было громко, и слов было не разобрать" до "это было потрясающе!".

Сидела я на 14 ряду партера. Согласна с некоторыми критиками, потому что иногда мне хотелось "убавить громкость",  слушая цикл Свиридова, а  в романсах Метнера не всегда могла разобрать слова. Но общее впечатление от вечера осталось прекрасным!

Когда концерт закончился (нам спели ещё три биса), подумалось: в этой программе мы услышали произведения трёх композиторов, которые  по-разному восприняли события, происходившие в России в начале ХХ века. И всё-таки хотелось бы в будущем услышать ту программу, которую задумали певица и аккомпаниатор: Мийо, Прокофьев и Свиридов - о Петербурге-Петрограде.

камерное пение, Семенчук, Концертный зал Мариинского театра

Previous post Next post
Up