Шла на этот творческий вечер с двойственным чувством. С одной стороны, хотелось посмотреть на балерину, вся творческая жизнь которой прошла на моих глазах, начиная с выступлений Вагановского училища. С другой стороны, балерина Махалина никогда не была мне близка - так уж сложилось… Привлекало и участие гостей из Москвы - Г.Степаненко и И.Васильева. В общем, специально купила билет во второй ряд партера.
Развернув программку, я с удивлением увидела заявленным в первом отделении Гран па из «Раймонды» с участием юбилярши. Когда-то видела ученицу 7 класса Юлю Махалину именно в этом гран па; помню, что девочка выглядела робко, но для ученицы выступила в целом неплохо. Парадокс, но «Раймонду» с Махалиной я никогда не видела! Просто специально не стремилась попасть именно на эту балерину, а случайно - не вышло. Зная, что Махалина давно не танцует классику, я с трудом представляла себе её нынешний технический уровень. Более того - я опасалась, что юбилярше придётся тяжело. Опасения мои подтвердились…
Концерт начался с Гимна Великому городу Глиэра. Когда музыка отзвучала, открылся занавес, и зрители увидели на сцене Юлию Махалину, одетую в чёрную с золотом пачку. Наверное, когда-то она танцевала в ней Одиллию. Откланявшись, балерина убежала за кулисы, и начался концерт.
Первым номером программы было па-де-де Обера в исполнении В.Терёшкиной и А.Сергеева. Станцевали они хорошо, хотя были мелкие погрешности в адажио. В частности, Виктории не всегда удавалось держать равновесие столько, сколько нужно. Но в целом это выступление очень достойно открыло концертную программу. Викторию в па-де-де Обера я уже видела не раз, а вот Александра - впервые. По-моему, он немного подустал к концу вариации, но, повторюсь, общее впечатление от первого номера программы осталось очень хорошим.
Вторым номером показали «Умирающего лебедя» в постановке Л.Якобсона. Исполнительница - А.Иосифиди выглядела интересно. К сожалению, большой ошибкой оказалось оформление номера. Почему-то устроители концерта решили, что «для оживляжа» надо на задник проецировать изображение моря, летящих птиц, деревьев и т. п. В итоге мельтешение кадров с изображением природы мешало восприятию хореографии. Для тех, кто не видел раньше этой миниатюры, скажу, что Лебедь Якобсона - чёрный. Костюм не похож на традиционный «лебединый». Чёрная пачка сочетается с прозрачной тканью, из которой сшиты рукава и которой прикрыто декольте. Как мне всегда казалось, этот Лебедь борется за жизнь до конца… В общем, Иосифиди большого впечатления на зал не произвела. Очень жаль, потому что номер интересен сам по себе, и исполнение было весьма достойным.
Потом нам показали гран па из «Раймонды». Партнёром Юлии был Илья Кузнецов. Адажио прошло осторожно. Илья «сажал» партнёршу на сложнейшие поддержки, Юлия сияла стандартной «балеринской» улыбкой. Но, увы… Какой уж тут шик, какой балеринский апломб! Есть в этом адажио интересный момент, когда балерину в турах поддерживают кавалеры из «окружения». Обычно исполнительница партии Раймонды «наращивает» обороты от поддержки к поддержке. Махалина с трудом выполняла один оборот. Но истинное состояние балерины можно было оценить по тому, как она станцевала вариацию. Негнущийся корпус, с трудом передвигаемые ноги (особенно в конце) дали картину полной «классической» несостоятельности когда-то весьма техничной примы Мариинского театра.
Кузнецов под конец своей вариации тоже подустал, и в финале просто ждал окончания музыки. Но коду станцевал лихо. На его лице читалось: «Щас я вам покажу, на что способен!» Вставную вариацию очень хорошо станцевала Я.Селина.
Мне было интересно, как сразу же после «Раймонды» с Махалиной пойдёт адажио из «Красной Жизели» с той же Махалиной? Как балерина успеет переодеться? И будет ли она переодеваться? Всё оказалось просто: артисты, танцевавшие гран па, кланялись без балерины (которая сразу же после поклонов и вручения букета убежала в кулису); Селина взяла на себя обязанность выйти к рампе. Яне вынесли маленький букетик (кажется, это была одна большая роза). В общем, пока все принимали аплодисменты и сияли улыбками, Махалина успела переодеться и вышла на середину сцены. Кордебалет тотчас же убежал, и началось первое адажио из балета «Красная Жизель» в постановке Б.Эйфмана. Партнёром Махалиной выступил Ю.Ананян. Я видела когда-то этот балет с Верой Арбузовой в главной роли. Балерина тогда мне понравилась; но у меня до сих пор стойкое убеждение, что танцевала она как-то иначе. В первом адажио героиня Махалиной предстала полностью подавленной Чекистом… Её тело напоминало куклу, у которой выкручивают руки и ноги, и которая давно уже «разболтана». Во всем номере ощущалось унижение личности героини. Махалина мне очень понравилась в этом фрагменте.
Второе отделение открывало па-де-де из «Дон Кихота» с Г.Степаненко и И.Васильевым. Не могу сказать, что выступили они безупречно. Особенно это относится к Васильеву, который в вариации явно пытался поразить зрителей сложностью, но в итоге не совсем справился с хореографией. Вот к кому у меня не было претензий - так это к Галине! Браво! Причём, как я уже написала, па-де-де было исполнено не безупречно. Но! Степаненко явила собой образец настоящей примы. Настоящая прима никогда не показывает, что ей трудно. Настоящая прима сохраняет невозмутимость, что бы ни случилось. Небольшие проблемы были в адажио, и в этих проблемах надо винить партнёра. Степаненко лихо станцевала вариацию, весьма неплохо справилась с фуэте (открутила их практически «на пятачке», лишь в конце чуть-чуть сместившись вперёд). Диагональ туров была просто шикарной! Во второй части туры перешли в прыжки - балерина летела над сценой! Васильеву удался большой пируэт, который и принёс ему самые горячие аплодисменты.
Надо сказать, что вставную вариацию станцевала А.Никитина. По сравнению с выступлением на гала Моисеевой она сделала шаг вперёд. Вторая часть вариации снова удалась ей меньше всего, но Анастасия, по крайней мере, выглядела гораздо приличнее, чем месяц назад.
Следующим номером шли монолог и адажио из «Легенды о любви» в исполнении А.Сысоевой и И.Козлова. Наверное, у обоих был дебют. Насчет Ивана не уверена, потому что он готовил партию Ферхада ещё к прошлогоднему январскому спектаклю с Лопаткиной-Мехменэ и, возможно, уже где-то показывал какие-то фрагменты балета. Дебют тогда не состоялся.
Сразу скажу - это выступление стало для меня большим сюрпризом! Анну Сысоеву буквально накануне видела в Женском танце «Золушки», и она запомнилась. До этого спектакля все выступления Сысоевой казались мне какими-то безликими… Не знаю, кто с ней работал над партии Мехменэ, но этот репетитор работал очень продуктивно. Как известно, Вирсаладзе делал к «Легенде» не только эскизы декораций, но и эскизы костюмов. Костюм Мехменэ сделан очень умно: рукава чёрного обтягивающего «купальника» имеют такую длину, которая «помогает» кистям рук - они кажутся длиннее… Сысоева сделала акцент на кисти рук своей героини. Все позы фиксировались именно руками, и это придавало позам законченность. Сысоева оказалась музыкальной танцовщицей, что тоже стало для меня приятным сюрпризом. Помню первое выступление Махалиной в «Легенде» (раз уж речь идёт о творческом вечере этой балерины): «посмотрите, как высоко я умею закидывать ноги!» - говорил каждый «высокий» батман, «брошенный» этой Мехменэ… Батманы «бросались» с отставанием от музыки - это я помню до сих пор. Только через несколько лет после первого выступления Махалиной в этом замечательном спектакле я увидела в её Мехменэ настоящую героиню - страдающую, гордую, высокомерную, любящую… Будем надеяться, что у Анны Сысоевой всё сложится хорошо, и она сможет станцевать полноценный спектакль. Что касается Козлова, то с поддержками он справился почти на «отлично». Лишь в «свечке» были небольшие проблемы, но артисты вовремя «поймали» равновесие, и поддержка была доведена до конца. Я сидела довольно близко к сцене и видела лица исполнителей - довольно бесстрастные, надо сказать. Иван всё-таки пытался что-то выражать)))
Потом на сцену вышли В.Терёшкина и А.Сергеев и показали нам «Танго» на музыку Пьяццолы в постановке А.Мирошниченко. Сколько их уже было - этих танго Пьяццолы! Но номер, тем не менее, вышел весьма примечательным. Виктория танцевала на высоких каблуках, и выглядела замечательно. Её платье было весьма смелым. А Александр и вовсе показался мне безумно интересным! Он вообще был ведущим в этом дуэте (как и положено мужчине). Давно слежу за этим танцовщиком, и он нравится мне всё больше и больше. Номер имел большой успех у зрителей.
Завершало второе отделение второе адажио из «Красной Жизели» в исполнении Ю.Махалиной и Ю.Ананяна. На творческом вечере О.Моисеевой они уже показывали это адажио, и тогда оно понравилось мне больше. Но вообще, как мне кажется, Юлии в полной мере удалось передать трагедию своей героини.
Третье отделение открыл балет «Двое на качелях» в постановке Р.Поклитару на музыку Баха. Правда, звучала и народная испанская (?) музыка - песня, которой обычно сопровождают танцы фламенко. Исполнители - Ю.Махалина и И.Колб.
К своему стыду, пьесу Гибсона «Двое на качелях» я не смотрела и не читала. Знаю, что героиня - бывшая артистка балета. Возможно, название балета не имеет никакого отношения к пьесе. Двое одиноких людей пытаются быть вместе, но в итоге остаются одни. Инициатива сближения исходит от женщины. Герой Колба появляется на сцене в прозаическом костюме: брюках на подтяжках и белой рубашке с чёрными нарукавниками. Этакий одинокий бухгалтер… На сцене - две кровати с тумбочками; каждый «комплект» - в разных концах сцены. На героине было простое серое платье свободного покроя. Она набирает телефонный номер (телефон старомодный, со шнуром), говорит «алло». В другом конце сцены на такой же кровати сидит (лежит?) мужчина. Он снимает трубку… Идёт мелодия испанской песни, под которую оба начинают танцевать. Потом мы слышим Баха (та же музыка - в «Стептексте» Форсайта). Герой собирает чемодан и переходит «на территорию героини». Она счастлива! Но ему всё время что-то мешает. В итоге он возвращается со своим чемоданом в свой «угол», оставляет его, а сам уходит со сцены. Героиня снова звонит, но ей уже никто не отвечает…
Трудно пересказывать подобные спектакли. Их лучше смотреть… Оба исполнителя мне очень понравились. Я вообще считаю, что подобные балеты - стихия И.Колба. Он был выразителен как артист, и он был прекрасным партнёром Махалиной. А героине Махалиной просто очень сочувствуешь на протяжении всего балета.
Зритель принял спектакль прекрасно.
Потом нам «для перемены декораций» сыграли музыкальную интродукцию «Вальс для Дианы», посвящённую принцессе Диане. Исполнители - Марк Поиль (скрипка) и Роланд Ли (фортепиано). Очень спорный номер в вечере балета, хотя и интересный сам по себе.
Завершался творческий вечер «Оживлённым садом» из «Корсара». Композиция была составлена из выхода кордебалета, адажио Медоры и Гюльнары, па-де-де Медоры и Раба и коды. Медорой в адажио и коде была Махалина, а в па-де-де - Е.Осмолкина. Рабом был А.Баталов.
После «Раймонды» ждать от Махалиной исполнения вариации не приходилось. Юлия покрасовалась в адажио, в коде кое-как отпрыгала (прыжка у неё нет, увы). А основную «тяжесть» приняли на себя Осмолкина и Баталов. Осмолкина была в ударе. Роль Медоры - для неё. Может, я что-то упустила, или просто не помню, но мне кажется, что в Мариинке Екатерина танцует только Гюльнару. Пора, пора станцевать и Медору!
Баталов станцевал на хорошем «конкурсном» уровне. Они с И.Васильевым на этом творческом вечере были теми самыми «трюкачами», на которых и ходят некоторые зрители. Что ж, если бы добавить к исполнению Баталовым немного «восточной» пластики (Рузиматов здесь недосягаем), то было бы совсем хорошо…
В финале, как это водится, на сцену вышли почти все исполнители этого концерта. Речей никто не произносил. Наверное, это хорошо. Юля долго выходила кланяться одна, с участниками концерта и отдельно - с гостями из Москвы… Зрители кричали «Браво!», «спасибо!» и «молодцы!».
Общие впечатления от концерта:
- С классикой Махалина покончила навсегда, но в современных ролях ещё может выходить с большим успехом;
- Галина Степаненко - Балерина с большой буквы;
- Анна Сысоева может быть интересной Мехменэ Бану;
- Александр Сергеев растёт на глазах;
- Вика Терёшкина - это Вика Терёшкина, без комментариев;
- Даёшь Осмолкиной Медору!
- Козлову - срочно худеть!
А вообще, если серьёзно, мне жаль, что в сорок лет у бывшей ведущей балерины Мариинского театра нет никаких шансов станцевать классический спектакль. Вспоминаются такие балерины, как Колпакова, Комлева и Кургапкина, которые блестяще танцевали и в пятьдесят лет. Вспоминается Терехова, которая в сорок пять показывала чудеса. Да и Галина Степаненко являет собой пример творческого долголетия.
И ещё мне жаль, что мой «роман» с балериной Юлией Махалиной так и не сложился…
Фотографировала много. К сожалению, не всё получилось,особенно если освещение было скудное. Совсем не вышла Иосифиди. Но я решила всё-таки выложить даже не очень удачные фотографии (в частности, Сысоеву и Козлова) "для полноты картины"
Терёшкина и Сергеев после па-де-де Обера
Финал гран па из "Раймонды"
Поклоны - Махалина и Кузнецов
Яна Селина. Не получилась толком, но лучше так, чем никак...
После первого адажио из "Красной Жизели" - Ю.Махалина и Ю.Ананян
Г.Степаненко и И.Васильев
А.Сысоева и И.Козлов после дуэта из "Легенды"
Ю.Махалина и Ю.Ананян после второго адажио из "Красной Жизели"
После спектакля "Двое на качелях" - Ю.Махалина, И.Колб
Финал гала - поклоны после "Корсара" - Е.Осмолкина, Ю.Махалина и А.Баталов
В.Терёшкина и А.Сергеев на общих поклонах после концерта в костюмах "Танго"
Юлия благодарит участников. Среди них - дирижёр М.Агрест
Цветов вынесли море...
После того, как закрыли занавес, публика вызывала артистов ещё очень долго. В.Терёшкина и А.Сергеев
Отдельно - поклоны с московскими гостями.