Трансляция "Дона Карлоса" из Оперы Бастилии 19.10.17 г.

Oct 22, 2017 00:47

Кауфманн, Йончева, Абдразаков, Гаранча, Тезье - "какие имена", как говаривала Пиковая дама :) Для меня - состав мечты, разве что Элизабет вполне можно было бы представить другую (Хартерос или Сержан, например). Белосельский-Великий инквизитор тоже вполне вписывался в этот состав. Слышала его лишь однажды в "Набукко", и это было здОрово!

Парижский десант из нескольких знакомых, побывавший на премьере, в целом был доволен певцами, но почти все высказывались о некоторой странности режиссёрского решения (это ещё мягко сказано!). Кшиштоф Варликовский- известный затейник, слова в простоте не скажет :) Поскольку в Париж слетать у меня на этот раз не получилось, пришлось мне довольствоваться прямой трансляцией в кинотеатре "Родина".

Качество трансляции было вполне хорошим. Правда, разок отключились и звук, и картинка (аккурат на фламандских депутатах), но это можно списать на оператора, сидевшего в кинобудке :). В Москве всё прошло гладко, так что проблемы были, скорее всего, в сотрудниках кинотеатра.

Если говорить исключительно о пении, то, естественно, я сужу о нём по тому, как звукорежиссёр подал нам исполнителей. Кто из них был громче, а кто тише, могут судить лишь те, кто был в зале Оперы Бастилии. Судя по реакции зала, практически все главные герои были хороши. Мне могут возразить, что "публика - дура", на что я отвечаю: "публика, конечно, дура, но она - не дура".

Поскольку я очень люблю исполнителя заглавной партии, мне сразу же хочется сказать несколько слов о нём. Слышала Кауфманна в "Доне Карлосе" дважды - в Мюнхене и Зальцбурге. Это были итальянские "Карлосы", и в обоих спектаклях певец был чрезвычайно хорош! Слияние вокала и актёрской игры поражало воображение... Нельзя было сказать, что "вот здесь у тенора трудное место, и певец уделил ему особое внимание, выключившись на несколько секунд из действия, а вот здесь очень сложная мизансцена, и ему было не до пения". Французскую версию Йонас до этой парижской серии ещё не пел, это был его дебют.

Прослушав оперу до конца, сделала вывод, что "французский" Карлос сложнее "итальянского" (имею в виду именно партию Карлоса). О трудности пения на французском языке говорят практически все певцы-не французы. Когда Кауфманн объявил о том, что будет участвовать в этой парижской постановке, он в каком-то интервью говорил, что это будет практически новая партия. Я в глубине души засомневалась в этом, но после прослушивания оперы готова согласиться с таким утверждением. Всё другое: естественно, другой язык, другие голосовые акценты в, казалось бы, таких знакомых фразах.  И сама партия ужасно трудная. Неоднократно цитировала в жж и самого Кауфманна, и нашего прославленного тенора Владимира Атлантова, и Доминго, так что повторять их слова о трудности партии Карлоса не буду :) На мой вкус, в этой трансляции Кауфманн спел очень прилично.  Конечно, есть у меня кое-какие придирки  и к арии, и ещё кое к чему; но, опять-таки, могу вспомнить высказывание певца о том, что лично для него ария Карлоса - это самое  трудное из всего того, что он пел в операх Верди. И я до сих пор ещё ни разу не слышала безупречного "живого" исполнения этой арии (может быть, просто надо прослушать спектаклей 50-60, а у меня багаж скромнее :))

Прекрасно спел Тезье! Пару-тройку небольших огрехов можно не считать. Люблю его голос, а особенно - в операх Верди.
Мне очень нравится и Йончева, которой в этот вечер почти всё удалось; правда, мне не слишком понравилась ария. По-моему, у Сони голос немного легковат для Элизабет. По крайней мере, именно в арии это чувствовалось.

Гаранча - брава! Хороша была :) Особенно впечатлила сарацинская песня. Если честно, не ожидала, что она так хорошо споёт Эболи :)

Белосельский немного разочаровал. Возможно, это мои трудности, потому что мне хотелось бы слышать бас погуще и пострашнее.

Абдразаков был великолепен! Роскошно спел арию, да и всё остальное. Слышала упрёки и в его адрес (мол, Филиппа нужно петь не таким лёгким голосом), но мне всё в его исполнении понравилось.

Но это только присказка, сказка - впереди. Я сознательно не упоминала те образы, которые создали эти великолепные певцы. Варликовский, как мне кажется, в этом спектакле многое поставил с ног на голову. Знаю, что многим  постановка понравилась (в интернете чего только не прочитаешь - и хулу, и похвалу). Я не хочу сказать, что мне всё не понравилось, но всё-таки есть в этом "Карлосе" такие  моменты, с которыми я смириться не могу (хотя меня всё равно никто не спрашивает, могу я смриться с ними или нет).  Итак, что же происходит при дворе Филиппа Второго?

Когда я сидела в зале, то волей-неволей вспоминала старый (ещё довоенный) анекдот про колхозника, впервые попавшего в Большой театр на "Евгения Онегина". Анекдот этот не очень-то смешной, и даже в чём-то пошловатый, но иногда я его вспоминаю, когда вижу на сцене нечто, что не укладывается в моей голове :) Попробую рассказать об этом "Доне Карлосе" примерно в таком же стиле. Представьте себе человека, который впервые смотрел и слушал оперу "Дон Карлос" как раз в этой трансляции.

"Пошла посмотреть спектакль из жизни королевского двора.  Действие происходит в середине ХХ века. По крайней мере, одежда явно из того времени. Мужчины - в костюмах с ватными плечами (оттого почти все казались "квадратными"), почти все дамы - в платьях в талию, с пышными юбками. Костюмы, кстати, мне не понравились. Особенно неудачным показалось зелёное платье королевы. Даже не само платье, а те побрякушки, которые она нацепила. Платья  Эболи показались гораздо удачнее.

Ну и странные дела творились при дворе короля Испании Филиппа Второго! Вообще-то, хоть он и король, и у него даже корона и горностаевая мантия есть, но обитал он то в каком-то офисном помещении, то в спортзале. По крайней мере, ничего роскошного в обстановке я не заметила. Костюмчик, правда, у него приличный, и мундир красивый.

Короче, король был вдовцом, и собирался женить сына на французской принцессе Элизабет, чтобы положить конец войне. А потом наверняка посмотрел на себя в зеркало и подумал: а чем я не жених? Я - красавец-мужчина в полном расцвете сил! И французская принцесса, уже одетая в подвенечное платье, чтобы идти к алтарю с принцем (и уже держащая под уздцы коня), послушав так называемый французский народ в виде довольно прилично одетых хористов, решила всё-таки стать королевой, а не принцессой. У девушки были о-го-го какие амбиции! Кстати, весть о предложении короля ей принёс симпатичный молодой человек по имени "граф Лерма". Этот граф потом отирался возле покоев королевы, и в конце концов добился её благосклонности. Но это я вперёд забегаю.

А что же принц-то? А он оказался слабаком! Как только невеста дала ему отставку, он впал в истерику, и перерезал себе вены! Правда, его вовремя откачали (медицине зачёт!). Но парень с тех пор как будто бы тронулся умом, и так до конца оперы и не вышел из этого состояния. К тому же он после этого случая с невестой бегал босиком, как будто бы у него отняли ботинки (наверняка чтобы не убежал), и постоянно падал на пол, дёргаясь в конвульсиях, и плакал. Похоже, из-за отсутствия ботинок принц простудился, потому что иногда откашливался (один раз - довольно громко).

Вот он лежит на кушетке в изоляторе:



Кушетка эта прошла через весь спектакль. Кто только на ней не валялся!

Но вдруг на сцене появился любимец французской публики Людовик Тезье! Он изображал маркиза Позу, с которым принц когда-то дружил. Прикинув что к чему, маркиз решил отвлечь несчастного от его невесёлых дум, и стал агитировать его примкнуть к протестантам-фламандцам (у маркиза явно были свои далеко идущие планы, и он хотел занять достойное положение при правителе Фландрии и Брабанта). Принцу эта идея сначала не понравилась, но куда ему было деваться? Надо было что-то делать, чтобы окончательно не свихнуться. Он зациклился на королеве, но маркиз Поза пообещал устроить ему свидание с бывшей невестой, чтобы как-то выяснить с ней отношения.

Надо сказать, что маркиз очень быстро занял положение фаворита короля. Пожалуй, при дворе у него была только одна достойная соперница - Эболи. Вот это была бой-баба! Такой палец в рот не клади. Девушка владела холодным оружием и курила (вообще-то, при дворе испанского короля многие курили, в том числе и слуги).

Королева и принц встретились, но ничего хорошего обоим эта встреча не принесла. Элизабет пришла на встречу в тёмных очках, и это меня насторожило: может, король её бьёт, и она скрывает под очками фингал? Оказалось, что фингала всё-таки нет. Но королева  явно тяготилась объяснением с принцем, который пал перед ней на колени, и обхватил руками её стан. Весь вид Элизабет говорил: "Как вы с отцом мне надоели!"

У Эболи были свои планы на счёт принца. Раз уж папаша увёл у Карлоса невесту, Эболи решила занять её место. Не тут-то было! Вызвав принца на свидание запиской, Эболи уже предвкушала успех, но просчиталась. Она была Карлосу не нужна :( И тогда Эболи решила отомстить Карлосу и Элизабет, и нашла простейшее решение: она выкрала шкатулку королевы, в которой та хранила фотокарточку бывшего жениха - Карлоса, чтобы потом предъявить "улики" королю.

Вот тут Эболи и Карлос, с которого девушка уже успела снять пиджак:



На свидание он пришёл в костюме:



А потом мы увидели, что на самом деле происходит в королевской семье. В самой массовой сцене - аутодафе - народ расселся в аудитории, чтобы посмотреть на казнь еретиков, а короля с королевой всё не было. Оказывается, Филипп... запил! Он был в таком непотребном виде, что просто не мог держаться на ногах. И вообще, весь вид у него был расхристанный и несчастный... Королева в своём дурацком зелёном платье с дурацкими побрякушками сидела на стуле и терпеливо ждала, когда муж приведёт себя в порядок. А он вдруг... бухнулся перед ней на колени и обхватил её стан! Прямо как его сыночек :) И нам стало ясно, что в этой семье полный разлад, потому что по виду королевы было понятно, что она едва терпит своего мужа.

Тут вдруг возник маркиз, который стал помогать королю надеть мундир (это с каких же пор маркизы прислуживают королю?), потому что народ в аудитории уже заждался. Маркиз тоже был в военной форме, явно предчувствуя военный переворот на этом празднике жизни - аутодафе. Он, вроде бы,  всё просчитал - и выступление фламандских депутатов, и речь принца, но всё пошло не так, как им было задумано.

Принц явился на этот праздник в парадной военной форме, при оружии и даже в головном уборе - фуражке. При первом же взгляде на него стало ясно, какой он вояка :) Как такому военачальнику можно было доверить власть? Сам Карлос, похоже, понял, что выглядит нелепо, и фуражку всё-таки снял. Вот тут можно увидеть объяснение отца и сына:



После выступления фламандцев стало ясно, что никакой Фландрии, а заодно и Брабанта Карлосу не видать - папа ему никогда их не доверит (и правильно сделает).Тут у Карлоса сорвало крышу, и он даже выхватил шпагу! Вроде бы, не свою, а папину. В этот момент Поза сообразил, что дело пахнет керосином. Он отошёл в сторонку и... закурил! "Разбирайтесь сами" - наверняка он именно так и подумал. Но после призыва короля отобрать у принца шпагу никто не решился разоружить Карлоса. Побоялись, что этот ненормальный их прирежет. Маркиз затушил сигарету, и всё-таки решил вмешаться. И сразу же стал герцогом! Карлоса отвели в тюрьму, а публика, наконец, увидела еретика - одного! В аудиторию вошёл Великий инквизитор, и запел Голос с неба. Что стало с еретиком? Я не поняла.

После всех этих событий папа-король впал в депрессию. Он запел "Она меня никогда не любила!" в присутствии Эболи, которая подсуетилась ещё и на этом фронте, став любовницей короля. Всю арию Филиппа она пролежала в кресле. Кстати, на её жакетике сияла награда - крест (ясно, за какие заслуги). Когда королю объявили, что пожаловал сам Великий инквизитор, Филипп быстренько-быстренько спровадил любовницу в какую-то каморку. Но Великий инквизитор, хотя и был "как бы слепым" и носил чёрные очки, эту манипуляцию заметил, и покачал головой: "Ай-ай-ай!".

Инквизитор оказался жестоким. Маркиз ему явно не нравился, и стало ясно, что Позу скоро "уберут". В финале беседы с королём гость снял очки, и мы увидели жуткие глаза, обведённые кровавым контуром :(

После ухода Инквизитора в комнату вбежала Элизабет. Король предъявил ей улику в виде фотокарточки Карлоса (кстати, на фотокарточке Карлос вполне милый). В ответ на этот упрёк ("у вас с ним что-то есть!") королева сделала каменное лицо, и сразу стало ясно, что сейчас между мужем и женой произойдёт  скандал. Он и произошел: король повалил жену на пол, и попытался её задушить (я думала, что овладеть, но в комментариях меня поправили). Но он не учёл того, что дверь в помещение не заперта. Внезапно вошёл Поза (он как чувствовал, что что-то должно произойти), король произнёс фразу "Помогите королеве!" и поднялся с пола. В комнату вошла и Эболи, как будто бы мимо проходила.

После ухода мужчин дамы разговорились. Эболи призналась Элизабет, что влюблена в принца, и что тот её отвергнул. Королева ей посочувствовала (оказывается, и у неё есть сердце!), и тут вдруг Эболи разоткровенничалась ещё больше. Она рассказала и об украденной шкатулке, и о своей связи с королём. Элизабет снова надела на лицо непроницаемую маску, и вышла из комнаты. В дверях её ждал красавчик Лерма, с которым королева обнялась и, вроде бы, даже поцеловалась. Какие у них были отношения? Тут уж каждый, как говорится, всё понимает в меру своей испорченности :) Лерма вошёл в комнату и забрал у Эболи крест.

Эболи спела свою арию, и поспешила к Карлосу в тюрьму. Решила, что с принцем могут сделать всё что угодно.

А посадили его в клетку, которая просматривалась со всех сторон. В клетке находились тюремная койка, раковина и унитаз. У меня сразу возник вопрос: как Карлос пользовался унитазом, если всем всё видно? Бедняга, его и здесь ущемили в правах!



Поза пришёл к другу детства, чувствуя свой скорый конец. Его авантюра с Фландрией провалилась, к тому же все компрометирующие Карлоса бумаги он забрал себе. И оказалось, что во всём виноват именно маркиз!  В принципе, так оно и было. В общем, не успели друзья обменяться несколькими фразами, как раздался выстрел, и Поза упал, истекая кровью. Он хотел подползти к клетке с принцем, протягивая к нему руку, но не успел. А Карлос не мог вырваться из своего заточения :( Перед смертью Поза шепнул Карлосу, что тот должен всё-таки ехать во Фландрию, но перед отъездом он должен повидаться с королевой в условленном месте - в монастыре.

Внезапно в тюрьму пришёл король, сопровождаемый офицерами. Он обратился к сыну с тёплыми словами: "Ты не виноват!", после чего клетку открыли. Вместо того чтобы броситься в объятья папы, принц набросился на него с истерикой! "Это был мой единственный друг, а ты его убил!".

Король попытался хоть как-то смягчить Карлосу тяжесть утраты, устроив Позе похороны с почестями. Положили маркиза на всё ту же кушетку, на которой страдал Карлос, и накрыли его знаменем:



История двигалась к развязке. Великий инквизитор очень вовремя появился в тюрьме, остановив толпу. Народ требовал, чтобы ему предъявили принца, иначе бы возник бунт. Инквизитор гаркнул, и все притихли.
Вместе с толпой в тюрьму проникла и Эболи. В принципе, она  Карлосу уже была не нужна, потому что его выпустили из клетки.
Потом Карлос исчез. Куда делась Эболи? Не знаю.

В монастыре королева спела арию, и дождалась принца. Они простились, и Карлос уже собрался уходить, но внезапно перед ними возник король со своей свитой и с Великим инквизитором. Королеве давно всё надоело, и она приняла яд. Когда принц понял, что ничего хорошего его не ждёт, он решил застрелиться. Поднёс пистолет к виску, но всё медлил и медлил. Вдруг откуда-то сверху раздался голос, обладателя которого все узнали: это был голос дедушки Карлоса - Карла Пятого. Все замерли, и спектакль закончился :)

Надо сказать, что на протяжении всего спектакля нам периодически показывали видеопроекции: лицо страдающего Карлоса, подносящего пистолет к виску, но так и не решившегося спустить курок,  лицо Филиппа, лицо Элизабет и отвратительную рожу с рогами, изо рта которой торчали человеческие ноги. Сатурн, пожирающий своих детей? Вроде не похож...

Ещё я заметила, что роль бессловесных слуг исполняли исключительно артисты с азиатской или африканской внешностью. Эти люди были одеты в униформу. Они иногда переносили предметы мебели с места на место, но в основном они стояли по периметру сцены и даже курили, наблюдая за жизнью королевской семьи.

В общем, после этого спектакля я в очередной раз убедилась в том, что и в королевских покоях люди страдают".

P.S.  Если вы дочитали эту "типа рецензию" до конца, я всё-таки хотела бы сказать  ещё пару слов о режиссуре. Я согласна с тем, что Варликовский поставил спектакль об одиночестве. Все герои его постановки одиноки, все они страдают... И у каждого - своё одиночество. Это очень ясно прослеживается при просмотре видео, и наверняка люди в зрительном зале это тоже чувствуют.

Но я не могу понять, зачем режиссёр заставил своих артистов (и певцов прежде всего!) так часто падать на пол, ползать на коленях, петь в неудобных позах?  Про босого Карлоса, бившегося к тому же в конвульсиях,  я уже сказала. Да, конечно, это сейчас вполне в порядке вещей. Поющие по стойке "смирно" певцы нынче  вызывают недоумение у любителей режиссёрского театра, да и сам режиссёр наверняка не хочет, чтобы его постановку сочли старомодной.
Читала в инете о том, что самим певцам постановка нравится, и работали они над ней с энтузиазмом. Что ж, по крайней мере мне не так за них обидно :)

Хочу ещё раз сказать: мне очень понравилось то, как пели практически все. Жаль, что не удалось побывать на живом спектакле...

P.P.S. Добавлено почти через неделю.
В сети развернулась дискуссия по поводу этой трансляции. Люди, бывшие в зале, защищают спектакль и исполнителей. Естественно, есть масса положительных отзывов и об этой видеотрансляции.

Дорогие читатели журнала! Я ни в коей мере не претендую на истину в последней инстанции. И верю слушателям, бывшим на живом спектакле. И не собираюсь ни с кем спорить. Наверное, проще было бы вкратце высказаться по поводу увиденного, чтобы никто не обиделся. Но что сделано - то сделано.

Париж, Абдразаков, Белосельский, Кауфманн, Йончева, Тезье, Гаранча, Дон Карлос, опера

Previous post Next post
Up