Это было дебютная для Елены Стихиной "Тоска" на Новой сцене Мариинского театра. И это был, наверное, самый потрясающий оперный дебют на моей памяти за последние лет десять, если не считать дебют той же Елены Стихиной в "Саломее" на всё той же сцене несколько месяцев назад :)
Наверное, "Тоска" - самая загадочная опера Пуччини. Существует масса трактовок образов трёх главных героев. Не буду перечислять выдающихся певцов, "отметившихся" в этой опере, тем более что не являюсь знатоком истории этой оперы и её исполнителей. Хотя у меня есть свои любимчики :)
Конечно, многое зависит от голосов и актёрских способностей певцов, не говоря уж о режиссёрах, которые в какие только условия не помещали героев этой истории. Наш спектакль мне, вообще-то, не нравится. Перенос действия во времена Муссолини (это ведь явно 30-е годы ХХ века) с упоминанием Бонапарта и королевы кажется мне надуманным...
Елена Стихина блестяще вписалась в этот спектакль! Её Тоска была не просто примадонной, она была очень юной и порывистой примадонной. Влюблённой, ревнивой и... немного наивной. Всё в её жизни было хорошо, и вдруг в один миг эта жизнь показала свою изнанку. Мерзавец Скарпия так унижал героиню, что лично для меня её решение ударить негодяя кинжалом (между прочим, в виде креста) показалось не спонтанным, а вполне логичным. Тоска наивно полагала, что все испытания позади, а спектакль с мнимым расстрелом - это всего лишь спектакль...
Пела Стихина замечательно! Конечно, это мои личные ощущения (её кое-кто и критиковал). Я люблю такие голоса - свободно льющиеся, с безграничным дыханием. К тому же тембр у этой певицы - юный, что, по-моему, редкость.
Маркова в партии Скарпии слышала тоже впервые. Ох, и мерзавец же был этот Скарпия! Циник и подлец он был. Пел Марков, по-моему, очень хорошо.
В эту компанию вполне вписался и Каварадосси-Айвазян. Видела его Каварадосси несколько лет назад (помню, Тоску тогда замечательно пела Монастырская), и певец показался мне "деревянным". Играл исключительно выбрасыванием руки в сторону, хотя пел хорошо :) В спектакле со Стихиной Айвазян уже вполне уверенно держался на сцене, и очень прилично пел.
Мне понравилось то, что оба главных героя были молоды (по оперным меркам, конечно :)) Ведь как бывает: Тоску поёт певица лет тридцати-тридцати пяти, а Каварадосси - тенор лет пятидесяти (или больше). Конечно, умные певцы прекрасно обыгрывают эту разницу в возрасте. А ведь бывает и наоборот! У Тоски - "последний шанс" с молодым художником. Тут уж приревнуешь не только к Аттаванти, но и к фонарному столбу :))
И Скарпия Маркова ведь был вполне молод, что делало его ещё более омерзительным :)
В этом спектакле, к сожалению, было и слабое звено - громыхающий оркестр под управлением Кнаппа. Впрочем, я не могу сказать, что оркестр был совсем уж плох. Мне было обидно, что The Deum в исполнении Маркова не прозвучал так, как мог прозвучать...
Из всего спектакля могу выделить весь второй акт. Марков и Стихина, безусловно, были главными триумфаторами этого вечера.
У Стихиной уже есть приглашения петь за границей. Будет очень обидно, если эта певица упорхнёт от нас, не отпев в Петербурге хотя бы два-три сезона. Надеюсь, что при любом раскладе она будет находить возможность петь и у нас. Поёт же у нас Марков :) Кстати, и у Айвазяна начинает складываться международная карьера, что меня очень радует.
Несколько фотографий с поклонов:
Авазян
Марков и Айвазян
Стихина. В такой позе она пробыла довольно долго :)
Айвазян и Стихина
Марков, Айвазян, Стихина, Кнапп
Цветы примадонне
Марков и Айвазян с цветами