Это был дебют Батоевой в партии Жизели. Ждала чего угодно, в том числе и полуудачи, но всё-таки надеялась на то, что Надежда создаст запоминающийся образ.
Бывают такие спектакли, когда всё радует глаз и душу. Чаще всего происходит это совершенно неожиданно :) А бывает и так: ждёшь чего-то необыкновенного, а в итоге разочаровываешься.
Не знала я, что у Батоевой предстоит дебют. Сайт театра почему-то такие вещи не фиксирует, если речь идёт о страничке, посвящённой конкретному спектаклю. Правда, сообщения о дебютах появляются в разделе новостей, но я туда заглядываю лишь время от времени. В общем, увидев состав, решила обязательно посмотреть на Батоеву-Жизель и Сергеева-Альберта, потому что обоих в этом балете ещё не видела. Приятным "бонусом" к этой паре восприняла Кондаурову в роли Мирты. Смекалова-Ганса уже видела, и он показался мне слишком злым. В общем, ничего особенного от него не ждала.
Состав с сайта театра:
Дирижер - Борис Грузин
Жизель - Надежда Батоева
Граф Альберт - Александр Сергеев
Ганс - Юрий Смекалов
Мирта - Екатерина Кондаурова
Классический дуэт: Софья Иванова-Скобликова и Давид Залеев.
Только недавно узнала, что Грузину 80 лет! Выглядит он не на свои годы :) И дирижирует балетом по-прежнему с большим пониманием того, что видит на сцене.
Публика пришла на этот спектакль разная. Были и постоянные зрители, конечно; но всё-таки летом "на балет" ходит очень много туристов, которые не всегда понимают, на что они идут. В общем, я настроилась на то, что мне будут мешать разговоры, вспышки фотоаппаратов и экраны смартфонов. Всё это в итоге было, но в очень умеренных количествах. Возможно, я не слишком отвлекалась на помехи потому, что меня захватило зрелище, происходившее на сцене :)
Спектакль стал нравиться с первых же минут. Проход пейзан, выход Ганса, появление Альберта - все эти, казалось бы, незначительные эпизоды явились частью "мозаики" по имени "Балет "Жизель" на исторической сцене Мариинского театра". Конечно, я с интересом наблюдала за сценой Альберта и Оруженосца (каким жестом граф отошлёт своего слугу?) и за терзаниями Ганса, но больше всего меня интересовала героиня балета - Жизель.
У Надежды Батоевой получилась очень милая, эмоциональная и жизнерадостная героиня. Она не думает о своём слабом сердце, потому что очень любит жизнь. Мне нравится такая трактовка образа Жизели. Возможно, она когда-то и была традиционной, но как-то вышла из моды, что ли (я не шучу!). Во время танца Жизель внезапно останавливается, когда понимает, что вот сейчас может упасть без сознания... Альберт бросается к ней, начинает целовать ей руки - ну, просто идеальный возлюбленный! И девушка быстро приходит в себя. Эта сцена мне очень понравилась своей естественностью; я бы даже сказала, что нам сыграли "по-мхатовски" :)
А что же Альберт? Сергеев давно стал моим любимым артистом, потому что в любой роли чувствуется его индивидуальность. Не хочу упоминать о его недостатках (они, естественно, есть, как у любого другого исполнителя), потому что вижу, как он умеет их маскировать. К достоинствам же этого танцовщика могу отнести тщательную проработку образов, которые он создаёт.
Альберт явился в деревню поразвлечься, но поразвлечься не зло. Жизель - такая милая! А Батильда? Она слишком хороша; она ни на минуту не забывает о своём статусе, и не допустит никаких вольностей (полагаю, даже после свадьбы эта героиня будет держать мужа на некотором эмоциональном расстоянии). В этом спектакле Батильдой была Е.Баженова, а Герцога изображал В.Пономарёв, то есть нам и здесь повезло :))
В Альберте очень явно просматривался аристократ. Изображая крестьянина, он не удосужился придать своим манерам некоторую "крестьянскую простоту". В первой мизансцене с Жизелью и Гансом, когда лесничий пытается убедить Жизель в "неправильности" её выбора, Альберт поначалу почти скучает. Затем его настроение меняется: "Этот мужлан слишком много о себе понимает!" Альберт пытается устранить соперника, взяв его за руку, но тот явно сильнее, и на какие-то "тычки" просто не обращает внимания. Тогда наш герой буквально взрывается (куда девается его сдержанность?) и хватается за шпагу, которой нет :) Это всем знакомая мизансцена, но как же по-разному её проводят разные артисты! Помнится, Пыхачов-Ганс сразу же заподозрил в Альберте переодетого аристократа, как только тот выдал себя этим непроизвольным жестом (я до сих пор помню выражение его лица в это мгновение). А Ганс Смекалова, похоже, заподозрил в Альберте аристократа ещё раньше :)
В первом акте прекрасно станцевали и кордебалет, и исполнители крестьянского па-де-де (вот подарок балетоману - Иванова-Скобликова и Залеев, не уставшие к концу, как многие другие исполнители :))
У Батоевой на редкость удачно прошла вариация, что при первом выступлении встретишь не часто. Чисто технически было не к чему придраться, но дело даже не в этом. Героиня выражала радость, прижимая руки к груди, и это было так эмоционально! Я ни у кого таких жестов не помню :) Вспомнила выражение "всплеснуть руками" - оно как раз про эту Жизель :) И платьем Батильды она восхищалась очень искренне.
И в сцене сумасшествия она меня очень удивила! Чем? Тем, что не была похожа ни на кого. Батоева явно не занималась психоанализом, готовясь к "Жизели", а просто играла несчастную девушку, которую обманул возлюбленный. В какой-то момент она рухнула на колени, и обхватила голову руками... Это было очень неожиданно, и оставило сильное впечатление.
И ещё одно замечание: Батоева всё танцевала в музыку.
В общем, первый акт прошёл замечательно! Хочется ещё несколько слов сказать о Гансе-Смекалове. Давно не видела Смекалова в этой партии, и была приятно удивлена. Его герой по-прежнему был злым, но ему можно было и посочувствовать. В образе Ганса, кроме чёрной, появились и другие краски :)
Второй акт прошёл тоже очень хорошо. И кордебалет держал строй, и две вилисы (Цхвитария и Мацци) танцевали вдохновенно, не говоря уж о Мирте-Кондауровой. Вот ещё один подарок балетоману: в партии Мирты - балерина, а не корифейка (никого обидеть не хочу, если что). Прыгала диагональ с заносками :)
Оба героя вели себя на кладбище предсказуемо :) Ганс мучился угрызениями совести, Альберт страдал. Он не сразу нашёл нужную ему могилу, кстати (вот ещё один, казалось бы, незначительный штришок к образу). Ганс шёл точно к "цели" (он явно присутствовал на похоронах), а Альберт наверняка специально собрался навестить могилу Жизели именно ночью, чтобы ему никто не мешал, и ему пришлось долго искать её.
Появление Жизели- вилисы ошеломило его! "Не может этого быть!" - читалось на лице Альберта.
Если уж быть совсем беспристрастной, то в дуэтах Жизели и Альберта были незначительные сбои. Одна из поддержек не получилась до конца, были и другие мелкие ошибки. В частности, к концу финального па-де-де Батоева явно устала (мне так показалось, по крайней мере). Но когда видишь, что люди живут в образах, а не просто исполняют хореографию, такие мелочи не портят общего впечатления от спектакля.
Появились официальные фотографии на страничке Мариинского театра. Вот они:
Жизель
Жизель и Альберт
В финале мы увидели безутешного Альберта, падающего рядом с могилой Жизели. Такое впечатление, что жить ему не хочется... Хотя этот молодой человек обладает достаточно трезвым умом, и наверняка довольно быстро придёт в себя.
P.S. Всё, что я здесь рассказала, было увидено мною с пятого ряда третьего яруса. Очень может быть, что из партера эта история выглядела иначе :)
Поздравляю Надежду Батоеву с удачным дебютом!
Фотографии с поклонов:
Кордебалет кланяется. Спасибо вам, девочки!
Мацци и Смекалов
Кондаурова
Вышли Батоева и Сергеев
Главные герои крупным планом
Надежде подарили огромные букеты!
Кондаурова с цветами
А здесь видно, что и Цхвитария получила цветы :)
Поклоны перед занавесом:
Смекалов
Кондаурова
Батоева и Сергеев
Кондаурова и Смекалов
И снова - главные герои!
Общие поклоны: