Итак, премьера «Идоменея» состоялась. Почему-то хотелось верить в то, что зритель увидит на сцене древних греков (можем же мы, зрители, хотя бы помечтать?). Но их мы не увидели. Когда поднялся занавес, на сцене была декорация, изображающая зал ожидания в каком-то морском вокзале. На заднем плане с помощью анимации плескалось бушующее море...
Дирижировал В.Гергиев. Сразу скажу - оркестр звучал бесподобно. Я сидела в боковой ложе 2 яруса, из которой очень хорошо видела оркестр и дирижёра.
Придя в театр почти за час до начала спектакля, я слышала, как в зале шла последняя репетиция. Перед началом спектакля в оркестровой яме происходили торопливые приготовления к премьере. Сам Гергиев в какой-то «несерьёзной» голубой рубашке что-то говорил нескольким музыкантам; Павел Смелков (наверное, дублёр маэстро), находясь в зрительном зале, через бортик передавал Гергиеву какие-то листки. В общем - полное впечатление аврала. В итоге спектакль «опоздал» на 15-20 минут.
Пели: Идоменей - Е.Акимов, Идамант - Н.Евстафьева, Илия - А.Калагина, Электра - Ж.Домбровская, Арбас - Ю.Алексеев, Жрец Нептуна - М.Макаров (Михайловский театр), Голос оракула Нептуна - Ю.Воробьёв.
Режиссер спектакля - М.Штурмингер, художники-постановщики - Р.Мартин и А.Донхаузер.
По сюжету, сын Идоменея Идамант спас дочь Приама Илию в шторм. Спас он не только её, но и других троянских пленников, а потом и освободил их. Спектакль начинается с того, что пассажиры в оранжевых жилетах, усталые и продрогшие, бредут в здание вокзала. Когда запела Калагина - Илия, мне показалось, что сижу я неудачно. Элементарно не хватало звука, хотя оркестр никоим образом не мешал певцам. Да и как он мог мешать, когда во время речитативов звучал клавесин. В общем, пой себе «по-моцартовски» в своё удовольствие! Потом запела Евстафьева - тот же эффект «нехватки звука»… И только когда на сцене появилась Электра - Домбровская, стало как-то веселее. Её голос звучал уверенно. Я всего во второй раз слышала Домбровскую, и во второй раз получила удовольствие от её пения. Не могу сказать, что она пела безупречно; но пела она интересно. В отличие от Евстафьевой и Калагиной, Домбровская хотя бы владеет колоратурой. Её героиня влюблена в Идаманта и мечтает стать его женой; а Идамант любит Илию (взаимно). Естественно, что Электра волей сюжета превращается в «злодейку».
На героях были современные костюмы. Дорожные чемоданы на колёсиках - так те вообще прямо из сегодняшнего дня… Электра, распевая свою «воинственную» арию, доставала из кармана пистолет. Шикарен был её выход на сцену, когда Электра готовится отплыть вместе с Идамантом домой, в Аргос. Одетая с иголочки, она выкатывает поочереди четыре чемодана (когда Домбровская пошла за четвёртым, в зале раздались аплодисменты), а потом надевает огромную белую шляпу с полями.
Меня до конца спектакля мучил вопрос: если все эти персонажи такие современные, то что же они так боятся богов? Ответа я так и не получила.
Заглавный герой Идоменей появляется на сцене тоже в оранжевом жилете. Плыл-плыл, плыл-плыл и, наконец, доплыл… Поскольку Нептун пощадил Идоменея и оставил ему жизнь, критский царь поклялся принести в жертву богу первого человека, которого он встретит на берегу. Встречает он сына - Идаманта. Папа и сын друг друга сначала не узнают (троянская война была длинной, и мальчик рос без отца). Приставив автомат к виску незнакомца, Идоменей было уже пристрелил его (в жертву Нептуну, естественно), но парень упомянул имя Идоменея. В итоге выясняется, что встретились отец и сын. Естественно, что отец ужаснулся такому обстоятельству. Сын всё никак не мог понять, почему отец не радуется, а отсылает его вместе с Электрой в Аргос - подальше от глаз Нептуна. Вдруг Нептун забудет про клятву Идоменея, а Идаманта тем временем возьмёт под крыло какой-нибудь другой бог? Эту мысль подал Идоменею его друг - Арбас.
Да, чуть не забыла - Идоменей имел виды на Илию, но девица всё никак не могла понять, чего он хочет. Или она просто делала вид, что не понимает? Постоянно называла Идоменея отцом. Это царю не понравилось… Он-то думал, что ещё «хоть куда», и девушку можно прельстить перспективой стать критской царицей.
Акимов мне сначала тоже не понравился. Чего-то не хватало - то ли мощи звука, то ли моцартовской лёгкости… Наверное, и того, и другого. Впервые его голос «лёг на ухо», когда четыре героя - Идоменей, Идамант, Илия и Электра запели квартетом. Вот этот ансамбль прозвучал уже очень даже неплохо. Переменила я своё мнение и об Евстафьевой. В третьем акте её дуэт с Калагиной произвёл впечатление. Мне очень понравилось, как она выглядела. Мальчики-юноши в исполнений женщин-певиц частенько вызывают недоумение и насмешку, если поющие их тётеньки имеют солидные габариты. Евстафьева - певица стройная; но, будучи стройной, надо ещё и двигаться по-мужски, а это не всем удаётся. Не знаю, работал ли кто-нибудь с певицей над сценическим движением, или это - её самостоятельная проработка роли. В любом случае - она молодец!
Блестяще сыграла и очень хорошо спела Домбровская свою последнюю сцену. Когда молодые влюблённые соединились и получили корону, Электра поняла, что битву за любимого проиграла. Что тут началось! Сначала она просто возмущалась и проклинала судьбу; потом вообще пришла в бешенство и схватила жертвенный нож, который лежал на алтаре. Этим ножом Идоменей должен был убить сына, но, как известно, голос оракула Нептуна провозгласил, что любовь победила, и жертвы не нужны. Про ножик все на радостях позабыли. В общем, Электра сначала якобы хотела заколоться сама, а потом передумала и, схватив кроткую Илию, приставила нож к её горлу. Ну, прямо захват заложников какой-то! Идамант смотрел на всё это с большой задумчивостью - меня это изрядно позабавило… Когда Идоменей попытался приструнить царевну, она выхватила тот самый пистолет и выстрелила! Идоменей упал навзничь. Тут я судорожно стала вспоминать сюжет: вроде бы все должны остаться живы, кроме Электры, которая «в отчаянии падает ниц». Но это - тоже, вроде бы, не совсем чтобы смерть…
А потом вспомнилось, что, одеваясь, Идоменей под рубашку не забыл поддеть бронежилет (так, на всякий случай). Какой молодец! Это спасло ему жизнь. Царь немножко полежал на спине, а потом поднялся, расстегнул рубашку и достал пулю (под хохот зала, естественно). Электра сразу как-то сникла…
Подвожу резюме. Деньги потрачены немалые. На сцене - масса народу, одетая в чёрные одежды, в белые «матросские» костюмы, в спасательные жилеты… С помощью анимации на весь задник проецируется бушующее море, потом - скульптура Нептуна. В общем, на эти средства можно было бы обрядить действующих лиц в греческие одежды, сделать действительно впечатляющую бурю…
Понравилась Домбровская, очень неплохо пела и играла Евстафьева. Прекрасно пел хор. Поскольку сравнивать мне эту постановку не с чем, то впечатления остаются незамутнёнными никакими сравнениями. В театре давно поют Моцарта. Но у меня сложилось мнение, что Моцарта всё же надо петь по-другому. Как? Да как поют его по всему миру.
Единственный "пиратский" снимок - во время действия. В итоге - самый удачный. Слева, с "бритой головой" - жрец Нептуна М.Макаров. До сих пор не понимаю, почему надо было приглашать на эту маленькую роль "человека со стороны" . На жертвенном алтаре - А.Калагина-Илия и Н.Евстафьева - Идамант
Жаль, Домбровская на поклонах не получилась... Но всё-таки выкладываю это фото
Ещё поклоны с Домбровской
В белом пиджаке - Е.Акимов
Е.Акимов, А.Калагина, В.Гергиев и постановщики, мною не идентифицированные.