«Спящая красавица», прошедшая в честь 70-летия Габриэлы Комлевой, подтвердила самые худшие мои опасения. Правда, «беда пришла» оттуда, откуда я её не ждала. ((
С самого начала меня просто удручал состав спектакля. Ирину Голуб видела только в балетах Баланчина и в небольших классических партиях (уже и не вспомнить - каких); но что-то подсказывало, что ей будет тяжело… Когда вместо получившего травму Андриана Фадеева -Дезире заявили Иванченко, то тревога моя усилилась. Правда, Женя - парень фактурный; уж поднять-то свою партнёршу сможет. А вот как быть с танцами? На форуме театра возникла информация о том, что А.Петушкова будет танцевать Бриллиант, а Н.Гончар - Флорину. «Чур меня, чур!» - только и хотелось воскликнуть. Долговязая, какая-то нескладная Петушкова с образом Феи Бриллиантов ну никак не ассоциировалась! Бойкая и слишком прямолинейная Гончар не представлялась Флориной ещё в бОльшей степени. Да, ещё нам обещали Васнецову- Фею Сирени! Партия, которую танцевали Алла Шелест и Алла Осипенко, будучи в расцвете сил, несмотря на статус «второй роли» в этом балете, очень трудна. А Васнецова всё никак не научится твёрдо стоять на ногах; хотя девушка она красивая, и внешне для Феи Сирени подходит.
Вообще-то, «сергеевскую» «Спящую» я не видела давно. Хотелось сравнить эту версию с привычной уже версией Вихарева, убедиться в правоте Константина Михайловича, когда он решился сочинить для Дезире вариации во втором и третьем актах. Да и Фея Сирени у него танцует гораздо больше, чем в спектакле Петипа..
Танцевали: Король - В.Пономарев, Королева - Е.Баженова, Аврора - И.Голуб, Дезире - Е.Иванченко, Фея Сирени - Д.Васнецова (1 выступление), Н.Гончар - Флорина, М.Зюзин -Голубая птица.
В директорской ложе сидела юбилярша. Перед началом спектакля на сцену вышел Сергей Викулов и, в отличие от А.Белинского на юбилее О.Моисеевой, пустился в довольно сбивчивые поздравления, воспоминания и рассуждения. Я понимаю, что он - не оратор, но всё же… В итоге, зачитав две правительственные телеграммы, Викулов освободил сцену для танцев.
Когда открылся занавес, я поняла, что нас «надули»((( Дело в том, что где-то в печати промелькнула информация о реставрации декораций и костюмов спектакля. Ничего подобного! Те же старые декорации и костюмы. Впрочем, не это главное (хотя в таком балете, как «Спящая», оформление очень важно, как мне кажется). В Прологе подозрительно мало было народу на сцене. Мало было его и во всех трёх актах балетаL((( Говорят, миманс только что вернулся из Лондона, куда ездил на гастроли с оперой. Ходить по сцене было некому…
Фей пролога танцевали М.Ширинкина (Нежность), Ю.Касенкова (Резвость), А.Никитина (Щедрость), Н.Гончар (Смелость) и В.Мартынюк (Беззаботность). И.Баймурадов - Карабосс.
Сидела я не далеко и не близко. Может быть, из первых рядов партера или ближайших в сцене лож бенуара и были видны какие-то особенные нюансы актёрской игры всех персонажей балета, но в этот вечер лично я нисколько не пожалела о том, что сижу во 2 ярусе, в третьей от сцены ложе. Потому что временами за артистов становилось стыдно (а за кого-то - и страшно).
Баймурадов меня разочаровал. Его Карабосс оказалась весьма злобной старушонкой; но масштабы её личности были настолько мелки, что даже «налажавшая» в вариации Фея Сирени - Васнецова смотрелась рядом с этой феей достойной соперницей. Как говорится, они друг друга стОили. Хорошо станцевали свои вариации Касенкова и Мартынюк. Гончар - с переменным успехом. Ширинкина понравилась в первой части, но финал был явно «смазан». Никитиной я поставила бы четвёрку с минусом. Вроде бы всё было неплохо, но и только.
Из-за того, что сцену теперь покрывает линолеум, пропали люки - очень важный элемент в оформлении балета. ((( Видение юной Авроры, которое всегда изображает ученица, «выныривало» из-за спин придворных. Фея Сирени тоже появлялась из-за спин, но уже собственной свиты. Карабосс в 1 акте исчезала, убежав в кулису, а не проваливаясь в люк ( а когда-то из люка ещё и дым шёл - для пущего страха). Наконец, скромная старушка, преподнесшая Авроре букет, превращалась в злую фею тоже «где-то там». По-моему, с люками надо что-то делать! Ну, нельзя танцевать классику на современном покрытии! Пропадает очарование старинного балета…
Когда зазвучала музыка крестьянского вальса, я поняла, что мы увидим вариант спектакля в редакции Сергеева, который когда-то танцевала сама Комлева. В начале 90-х годов спектакль был отредактирован. Многие сцены были переделаны «назад к Петипа». Вернули сцену с вязальщицами, которая как раз идёт перед крестьянским вальсом. Убрали верхние поддержки из адажио 2 акта; изменили коду Авроры в сцене дриад. Ничего этого в спектакле 5 февраля 2009 года мы не увидели. Не увидели мы и фонтан(((. Он присутствовал на сцене в виде декорации, но воды в нём не было. Кризис, однако((( Журчание струй фонтана тоже когда-то производило на зрителей впечатление.
Выход Авроры Голуб станцевала в целом неплохо (это на фоне всего остального). Четыре жениха - И.Козлов (1 выступление), А.Яковлев 2-й, Р.Бобовников и Ю.Смекалов (тоже 1 выступление, и тоже, как и Козлов, парень перешёл из труппы Б.Эйфмана) пытались «подать» свою потенциальную невесту как можно лучше. Но девушка сопротивлялась как могла.((( Мне не понравились аттитюды Голуб, когда кавалеры по очереди подают ей руки, и она не очень стильно смотрелась в «обводке» (променаде). Вообще - грандиозное адажио 1 акта смотрелось скучно(((. Лучшее, что станцевала Аврора - это кода 1 акта. Вариация изобиловала мелкими и крупными помарками.
Во втором акте на сцене было тоже очень мало народу((( Декорация осеннего леса, которая всегда мне нравилась (и которой очень часто аплодировали зрители, когда открывался занавес) смотрелась блекло … Иванченко вышел очень стильно. Сразу было видно, что это принц. Смена имиджа явно пошла Евгению на пользу (это я про сброс лишних килограммов). В общем, Дезире отпрыгал вариацию в меру своих возможностей; придворные удалились, появилась Фея Сирени, а за ней возникло видение Авроры. И началось…((((
Адажио из 2 акта в постановке Сергеева всегда было чуть ли не самым трудным местом во всём балете. Обводка, когда балерина стоит в позе с опущенным корпусом, а кавалер держит её за талию и поворачивает, всегда впечатляла меня. На первый взгляд - не так уж и трудно это выполнить, особенно опытным мастерам… Не знаю, кто был виноват - Женя или Ира, но вся первая часть этого адажио (самая медленная) была погублена безвозвратно((( Видение Авроры имело какой-то «стопор», и поворачиваться не хотело. Вращение происходило рывками; опорная нога регулярно сгибалась в колене. В общем, ужОс((( Но это были ещё цветочки; ягодки начались потом. Дезире должен был поднять Аврору на вытянутые руки (кажется, именно эту поддержку называют «гробик» - героиня вытянута в струнку). Иванченко вроде бы «выжал» партнёршу, но «не срослось», как говорится. Голуб начала падать вниз. Кто виноват? Наверное, не только Евгений. Хорошо, что он всё-таки опытный танцовщик. Не растерявшись, Иванченко зафиксировал Аврору на уровне плеч и так и пронёс её по пустой сцене (нереиды все разбежались - кто куда).
Вариация и кода Авроры меня тоже не убедили. После исчезновения видения Авроры в спектакле Сергеева идёт порывистая, полная страсти вариация Дезире. Иванченко открутил дежурные жете по кругу в привычном темпе. Я понимаю, что после загубленного адажио настроение у него упало ниже плинтуса, но всё же можно было вложить в эту вариацию хоть какую-то страсть…
Когда на сцену выплыла ладья (называемая балетоманами «калошей» из-за явного сходства с этим предметом обуви), я приготовилась лицезреть любимую «Панораму». Но её тоже не было((( Калоша с Феей Сирени и Дезире уныло покатилась к левой кулисе…
Далее всё было по сценарию: Дезире разогнал всех летучих мышей и уродцев и разбудил Аврору поцелуем.
В третьем акте парад сказок прошёл очень даже неплохо. На фоне главных героев даже бойкая Флорина-Гончар (у которой было первое выступление в этой партии) смотрелась неплохо. Конечно, поэзии ей не хватало, но она очень старалась - это было видно. М.Зюзин станцевал Голубую птицу очень прилично; увы, об исполнителе уровня Ю.Соловьёва можно только мечтать…
А.Петушкова меня удивила. Я не думала, что она так прилично станцует Бриллиант. Первая часть так просто была хороша. Вторую она испортила невнятными руками. И темп был тоже приличный. Конечно, по сравнению с той же Г.Комлевой или с М.Куллик в этой партии Петушкова станцевала посредственно. Но в реалиях сегодняшнего дня её дебют можно признать удачным.
В.Мартынюк и Ф.Мурашов - Кошечка и Кот сорвали, как это бывает, более горячие аплодисменты, чем главные герои после упомянутого выше адажио. Неплоха была и А.Лавриненко - Красная Шапочка (Серым Волком был А.Марченко).
Когда главные герои вышли на свадебное па-де-де, я ожидала хоть какого-то подобия праздника. Всё-таки «Спящая красавица» - праздничный, феерический балет. А зал на спектакле был очень вялый. Лишь крики отдельных клакеров оживляли действие. Особенно смешно было услышать «браво» после провально исполненного второго акта. Начали главные герои хорошо; когда же дошло дело до партерных поддержек, в которых Аврора лихо вращается в руках Дезире, а потом в «падающей» поддержке он опускает её на своё колено, опять начались проблемы. Иванченко подкручивал партнёршу, придавая ей дополнительное ускорение; но это ускорение опять не желало быть плавным! Опять Аврора вращалась рывками… Да лучше бы они закрутили меньше туров, но сделали их чисто! Всё впечатление от адажио было испорчено.
Вариацию Голуб станцевала неплохо. Иванченко - так просто порадовал в начале своего соло. Увы, как это с ним бывает, между первой и второй частью вариации танцовщик деловито прошагал несколько шагов, чтобы занять удобное «исходное положение» ((( Выключился из образа начисто! И финал этот Дезире станцевал формально - жете по кругу были исполнены не совсем «по Сергееву» и не в музыку. Кода мне тоже не понравилась: Голуб «пустилась в пляс», забывая о статусе сказочной принцессы.
Когда в апофеозе появилась Фея Сирени, мы опять не увидели фонтана(((
После спектакля Комлева вышла на поклоны и была встречена овацией. Кстати, вот тогда-то фонтан и забил! Сэкономив на спектакле, театр расщедрился на фонтан для юбилярши. Артистов вызывали, как это водится, неоднократно; но вызывали их из-за Комлевой. Иначе чем объяснить «мёртвый» зал во время спектакля? После второго акта занавес не поднимали; после первого подняли, несмотря на отсутствие аплодисментов.
Грустное зрелище представили собой ученицы Габриэлы Трофимовны… Может быть, не надо было давать «Спящую» в таком урезанном виде, да ещё с явно не готовыми исполнителями?
У меня есть смутная надежда, что на репетициях всё получалось как надо, и поэтому Комлева решилась выпустить Васнецову и Голуб в таких сложных ролях. Но надежда эта - действительно, очень смутная…
В фойе бельэтажа была развёрнута очень интересная выставка. посвящённая творчеству Комлевой. Костюм к миниатюре "Качуча"
А это - уже костюм Авроры
Костюм из "Жар-Птицы" в постановке Б.Эйфмана
Костюм к "Хрустальному дворцу"
\Картина 1987 года - Комлева в костюме Жизели
А это - миниатюра "Ковбои" в постановке Л.Якобсона
Одна из витрин выставки
И.Голуб-Аврора и её женихи на поклонах после 1 акта
Е.Иванченко и И.Голуб после адажио 3 акта
Финал спектакля
Поклоны
Н.Гончар, М.Зюзин, И.Голуб, Г.Комлева, Д.Васнецова
Цветы для юбилярши