Никогда до этого дня не видела Лопаткину в Корсаре. «Жизнь идёт, мы стареем меняемся, а я всё никак не соберусь на Корсара с Лопаткиной», - так я думала уже давно. Когда-то «проворонила» Мезенцеву в этом балете (хотя видела-перевидела все составы), и вот решила, наконец, восполнить пробел в своём балетном образовании.
Сам спектакль в последний раз видела так давно, что уже и не помню - с кем… Да это и неважно. К сожалению, не питаю к «Корсару» как к спектаклю нежных чувств. Хожу исключительно из-за исполнителей. Сюжет вполне балетный, но нет в нём того, что можно назвать «жизнью человеческого духа». Можно, конечно, изобразить стремление к свободе и всё такое прочее, но хореографического материала для этого стремления недостаточно (это я о Медоре). Можно классно сыграть Ланкедема - пройдоху, торгаша, труса и т. п. Лучшим Ланкедемом для меня остался Константин Заклинский, который, кстати, танцевал ещё и Конрада. Можно изобразить Бирбанто этаким соперником Конрада в борьбе за «простые корсарьи души». Можно, конечно, разнообразить роль Гюльнары отчаянием в па-д’эскляв, но вообще-то эта героиня проста как три рубля. Попала в гарем, стала любимой женой Сеид-паши - очень хорошо! Корсары освободили вместе с Медорой - тоже ничего! Этот Али очень даже симпатичный мальчик-J))) В общем, вариантов удивить зрителя какой-то особенной трактовкой роли немного… Остаётся хорошо танцевать! К сожалению, с хорошими танцами на этот раз вышла неувязочка.
До полудня на сайте театра в качестве Конрада был заявлен Козлов. Он уже как-то станцевал один спектакль со своей звёздной партнёршей. Народ недоумевал… Хотя я так и не поняла - как можно умудриться плохо станцевать Конрада? Там всего одна вариация в па-де-труа; в остальном - держи партнёршу да играй от души! Выходит, и этого он не смог. Часа в два я заглянула на сайт ещё раз. Билет заранее не брала, потому что нас, зрителей, регулярно «надирают» с составами, особенно если заявляют Ульяну. Ульяна значилась, а Конрадом неожиданно заявили Кузнецова. Да ещё Миша Лобухин должен был танцевать Али - красотища! И я поехала в театр.
Первый сюрприз: билетами у театра никто не тряс. Ну никто! Спекулянты, обычно отирающиеся возле входа или стоящие в тамбуре, куда-то пропали. Наверное, решили сами сходить-))) В кассе мне предложили жуткие ложи за балконом по полному тарифу - 640 рублей (там стоять надо весь спектакль) и второй ряд лож бельэтажа - тоже ничего хорошего, да ещё за приличные деньги. Я решила подождать еще минут пятнадцать - вдруг кто-то продаст лишний билет? Одна тётенька пенсионного вида робко сообщила, что, возможно, в 19 часов у неё появится билет на 3 ярус (я посмотрела - боковушка 4 ряда - фи!). Метнулась к окошку администратора. Пенсионерки покупали третий ярус. Я спросила, есть ли ещё билеты на третий ярус. «А у Вас - какое основание?» Я ответила, что никакого… «Тогда идите в кассу!» Подошла к кассе во второй раз. «Что есть на сегодня? - спрашиваю. «Партер, 1 ряд, за три тысячи, и 16 ряд - за тысячу двести!». Честно - жаба меня задушила! Три тысячи - это по полному тарифу, хотя и первый ряд…
В общем, в итоге я оказалась в конце партера, о чём вовсе не жалею.
Танцевали: Медора - У.Лопаткина, Гюльнара - Е.Осмолкина, Конрад - И.Кузнецов, Али - М.Лобухин, Бирбанто - И.Ситников, Ланкедем - Ф.Степин, солистка в Форбане - П.Рассадина, одалиски - Е.Чепрасова, Н.Гончар и Т.Ткаченко. Дирижировал М.Агрест.
Спектакль начался парадно. Когда вышла Лопаткина, аплодисменты раздались не сразу. Очевидно, не все её узнали. Зал, кстати, был переполнен. Впервые за последнее время я узрела стоящих в ложах контрамарочников, так как пристроиться куда-либо было трудно. Лопаткина выглядела неожиданно большой. Может быть, по контрасту с Осмолкиной. Может быть, из-за некоторой заторможенности движений… Высокая величавая женщина в кругу товарок выглядела как аристократка среди придворных. Такой она мне и запомнилась в партии Медоры. Кругом неё мельтешили девушки разных национальностей и разных комплекций, а она посматривала на это мельтешение немного свысока… Между Медорой и Конрадом сразу же возникла симпатия, переросшая в любовь (в балете всё так быстро делается!). Конрад Кузнецова был необычайно хорош! Роль «сшита» по нему как влитая, и артист буквально купался в ней. Правда, кое-кто потом заметил, что Кузнецов слишком «пережимал» в драматических моментах, но мне так не показалось.
А потом прибежал коварный Ланкедем в исполнении Степина (у которого был дебют, как и у Ситникова- Бирбанто) и пленил девушек. Степин очень старался, но всё же волнение дебютанта сказалось самым неожиданным образом. Когда они с Осмолкиной начали своё па-де-де, бедной Гюльнаре пришлось самой разматывать шарф, закрывающий её лицо. Партнёр путался в «амуниции» и только мешал ей. В итоге Гюльнара героически успела очень быстро скинуть с себя это несчастное покрывало. Танцевали они очень неплохо. Наверное, если бы не этот дурацкий эпизод, Осмолкина станцевала бы ещё лучше.
Во втором акте очень хорошо проявил себя Ситников - Бирбанто. По-моему, он очень хороший артист. Форбан они с Рассадиной станцевали с большим азартом.
И вот началось па-де-труа. Миша Лобухин был очень хорош, но не безупречен. В средней части вариации его немного «повело» в левую от зрителя кулису; в коде он решил продемонстрировать револьтады - трюк, который делает и в па-де-де Дианы и Актеона. Танцовщик ловко переворачивается в воздухе параллельно полу. Зачем? Это очень похоже на спорт… Почему-то захотелось просто высоких мощных прыжков, на которые Лобухин мастер. Как легко красиво, полётно можно станцевать партию Али! У этого персонажа нет, по сути, никакой роли. Он - преданный друг Конрада (в другой редакции - преданный Раб). В па-де-труа Али парит над сценой, радуясь за друга и его любимую - вот и показал бы такую радость, когда тело и душа рвутся ввысь… Но это я так, ворчу по-стариковски-))) Танцевал Лобухин прекрасно, и оваций после спектакля получил больше всех.
Кузнецов тоже очень хорошо станцевал это па-де-труа. Не могу того же сказать про Ульяну. Когда она вышла на вариацию, я вдруг почувствовала, что ей трудно. Конечно, с таким колоссальным опытом, как у неё, можно замаскировать какие-то проблемы. А проблемы, похоже, были. Темп вариации был замедлен, но в целом балерина справилась с трудностями. Фуэте были далеки от идеала, но всё же приличными. Закончила она их тройным туром. Но! Па-де-де из «Корсара» у всех, что называется, «на слуху и на виду». Сколько этих па-де-де танцуется в концертах, на международных конкурсах! Сколько есть видеозаписей! И сколько замечательных исполнителей танцевали эту хореографию! Ульяна проиграла очень многим из них.
Из одалисок в третьем акте больше всех понравилась Ткаченко. Ансамбля не получилось; Гончар и Чепрасова немного поспотыкались. В общем, не лучшее впечатление осталось от этого па-де-труа.
Оживлённый сад как развёрнутая хореографическая картина привлекает меня гораздо меньше, чем ансамбли лебедей, теней, виллис, сильфид и танцовщиц «Пахиты» (как их назвать? «Пахитниц»?). Были проблемы с синхронностью кордебалета, но в целом всё смотрелось очень даже неплохо. Осмолкина отскакала свою вариацию живенько. Но с помарками в турах. Не избежала огрехов и Лопаткина. Она очень хорошо смотрелась в адажио. Адажио - вообще её «конёк»…
Подвожу резюме. Больше на Лопаткину в «Корсаре» специально не пойду. Я аплодировала ей стоя после спектакля до последнего хлопка зала (кстати, поучаствовала в том, чтобы занавес лишний раз подняли; зал как-то быстро успокоился после первых поклонов). Но аплодировала не за этот спектакль, а за всё то хорошее, что я видела в её исполнении раньше. Мне вообще показалось, что Ульяна могла отказаться от спектакля по каким-то уважительным причинам (кто-то заметил, что ей элементарно было больно). Но Лопаткину в последнее время так часто меняют, что это уже не смешно…
После па-де-труа. М.Лобухин, У.Лопаткина, И.Кузнецов
После второго акта. П.Рассадина и И.Ситников на поклонах.
Поклоны после спектакля. М.Лобухин, Е.Осмолкина, Ф.Степин
Блондин с именем Али - М.Лобухин
И.Кузнецов и У.Лопаткина - после очередного поднятия занавеса.