Екатерина Кондаурова дебютировала в «Лебедином озере». Многие её поклонники ждали этот спектакль с нетерпением и надеждой. Кто-то, наоборот, скептически пожимал плечами: «А разве она сможет станцевать прилично? Не верится…».
Я всегда относилась к Кондауровой с симпатией, но горячей её поклонницей не являюсь. Может быть, потому, что видела её в классике не очень много. Хороша Екатерина в балетах Форсайта, в Симфонии до мажор Баланчина. Понравилась она мне и в «Стеклянном сердце», несмотря на негативное отношение к самому спектаклю.
Давно она танцует в четвёрке Больших лебедей, что само по себе уже рассматривается как «аванс» на исполнение главной роли. И ещё - Мирту, и ещё - Подругу Раймонды, и ещё - Фею Сирени… Вторые роли, которые для многих танцовщиц так и не перерастают в первые.
В театре в этот вечер было очень много иностранцев. Японцы, китайцы, итальянцы (судя по речи) - группами по два-три человека и целыми толпами заполнили все фойе. Я зашла в театр с толпой школьников, ведомых учительницей. Этих зрителей потом можно было услышать на протяжении всего спектакля. Дети насмотрелись телевизионных шоу, и реагировали на действие завываниями «Вау-у-у-у!!!!», «У-у-у-уууууу!!!» и «Ооо-ууууу!!!». Впрочем, орали они на поклонах, так что большого вреда во время действия от школьников не было (все звуки доносились с третьего яруса). После выхода Кузнецова-Ротбардта раздалось зычное «Браво!» - это уже ритуал…
Во время первого антракта я сунула свой нос в фойе им. Направника, в котором была когда-то году в 81м-82м. Во время антракта спектакля «Фауст» какой-то музыковед рассказывал о драматургии этой оперы. Оказалось, что там теперь вовсе не «лекторий», а «рюмочная». Мы с подругой быстро ретировались, поняв, что нас там не ждут - это было «закрытое мероприятие». К слову сказать, дамы и кавалеры, заходившие «профуршетиться», были одеты весьма элегантно. В большинстве это были иностранцы, которых «кормили» ещё и русским «брендом» - «Лебединым озером».
Итак, танцевали: Е.Кондаурова - Одетта-Одиллия (1-е выступление), Зигфрид - Д.Корсунцев, Ротбардт - И.Кузнецов, Владетельная принцесса - Е.Баженова, Наставник - П.Стасюнас, па-де-труа - Ю.Касенкова, Н.Гончар и А.Тимофеев, Шут - А.Недвига (1-е выступление), маленькие лебеди - Е.Чепрасова, Е.Васюкович, Е.Чмиль и В.Мартынюк, большие лебеди - Т.Ткаченко, А.Иосифиди. А. Петушкова и Л.Лищук. В двойке лебедей дебютировали Л.Лищук и С.Сиплатова.
Испанцы - А.Иосифиди, А.Сысоева, А.Романчиков и К.Янгуразов.
Неаполитанцы - В.Мартынюк и М.Хребтов.
Венгры - Ю.Сливкина и К.Иоаннисян.
Поляки - И.Прокофьева, С.Хребтова, Д.Баринова, О.Белик, Д.Шарапов, Д.Пыхачов, С.Саликов, С.Попов.
Спектакль произвёл очень хорошее впечатление.
Я сидела довольно близко к сцене (в крайней левой ложе 1 яруса, по нумерации - 16-й), и прекрасно видела всех исполнителей. Может быть, иногда даже слишком хорошо.
Д.Корсунцев - настоящий принц Зигфрид. Натура у него впечатлительная, и явление девы-лебедя потрясло принца до глубины души. Вообще, этот Зигфрид был юным, но решительным молодым человеком. Когда решительность сочетается с впечатлительностью, это даёт интересный эффект. Поклялся этой, поклялся той… Танцевал Корсунцев хорошо, но весьма стандартно. Да я и не ожидала от него никаких чудес. Интересно, какой он Альберт? Абсолютно не помню его в этой партии… Наверное, соберусь сходить при случае.
Дебютант А.Недвига в роли Шута очень понравился, несмотря на то, что танцевал он не идеально. Поскольку сидела я близко к сцене, то хорошо видела все «игровые моменты» его героя: «переглядки» с друзьями Зигфрида, пикировку с Наставником и прочее. Недвига держался на сцене очень естественно. По-моему, для этой партии он подходит почти идеально. Мне только показалось, что грим был слишком бледным. Шуты обычно разрисовывают себе лицо для пущего эффекта, а Недвига обошёлся обычным сценическим гримом. Или мне это только показалось? Надо бы посмотреть фото - люди снимали поклоны всех участников; у меня же Шут не получился.
В па-де-труа блеснул А.Тимофеев. Он станцевал свою вариацию очень хорошо; только вот первая часть отличалась от канонической… Давно я не видела «правильную» мужскую вариацию в этом па-де-труа. Возможно, ошибаюсь, и то, что я считаю каноном, на самом деле тоже чья-то переделка.
И.Кузнецов - Ротбардт был хорош, но я видела его лучшие выступления в этой партии.
Танцы второго акта тоже прошли хорошо. Выделю, пожалуй, неаполитанский. В.Мартынюк и М.Хребтов станцевали с веселым настроением, что, по-моему, в тарантелле просто необходимо.
Кстати, запомнился один забавный момент: в вальсе Невест с Зигфридом крайней слева стояла А.Петушкова. Когда принц приблизился к ней, девушка замерла на мгновение… На её лице читалось: «Неужели он выберет меня? Ой, счастье-то какое!» Другие невесты тоже «играли» как могли, но Петушкова запомнилась больше всех. Молодец!
Теперь - о главной героине вечера. Было видно, что Е.Кондаурова долго работала над партией. Для первого раза, по-моему, она выступила очень достойно. Её Одетта была какой-то заворожённой и печальной. Казалось бы - это общее место. Но разные исполнительницы Лебединого озера печалятся по-разному… Одетта Кондауровой не сетовала на судьбу, не жаловалась. Она как-то сразу доверилась Зигфриду… Я ждала от Екатерины немного другой Одетты - более строгой, надменной, даже властной. Рада, что ошиблась. Почему-то сложилось мнение, что Кондаурова - не лирическая танцовщица (это я постоянно слышу от зрителей театра).
Одиллия получилась весёлой. Бойкая девушка, напутствуемая Ротбардтом, вела с Зигфридом игру в кошки-мышки. Когда она получила желаемое - клятву, Одиллия довольно рассмеялась. Ничего рокового в ней не было, хотя сам костюм и грим Одиллии словно бы говорили: «Перед вами - женщина-«вамп»!»
В танце Екатерины было заметно волнение дебютантки, что вполне естественно. Осторожно станцевала она вариацию (особенно диагональ, с которой в конце она просто не справилась) и коду Одетты, да и у Одиллии не всегда всё было гладко. Фуэте открутила, смещаясь влево от зрителя и продвигаясь при этом вперёд; но фуэте были исполнены в хорошем темпе.
Вообще, мне очень понравилось, как Екатерина выглядела. По-моему, взрослый человек очень вдумчиво подошёл к костюмам и гриму. А это - признак серьёзного отношения к профессии вообще и к конкретной роли в частности.
После спектакля вынесли букеты Кондауровой и Корсунцеву, кому-то из Больших лебедей (Ткаченко, кажется. На моих снимках вторую девушку с букетом не опознать).
Общий итог: очень «крепкий» спектакль. Но хочется всё-таки каких-то откровений… Смешно ждать их от дебютантки; но я надеюсь, что очень скоро мы увидим спектакли, в которых будет видна индивидуальность балерины.
Фотографии - какие есть...
После спектакля
После второго акта
И.Кузнецов- Ротбардт. Какой-то мрачный у него здесь вид; но сам артист был собой доволен.
Зал, хотя и был весьма отзывчивым, после спектакля не очень-то вызывал исполнителей. Но группа энтузиастов всё-таки заставила работников театра поднять занавес пару раз
В ложе над оркестром во втором антракте Г.Мшанская брала у кого-то интервью. Пара-тройка операторов снимала некую даму балетного вида с тёмными волосами на фоне зрительного зала (Асылмуратову?). Жаль, я не опознала - кого (слишком поздно заметила). Снимали и дебют Кондауровой. Надеюсь увидеть эту запись в ближайшей "Царской ложе".