Задолго до открытия сезона сайт Мариинского театра вывесил составы на некоторые спектакли, в том числе и на «Баядерку» 27 сентября 2008 года: Никия - Лопаткина, Гамзатти - Терёшкина, Солор - Корсунцев. Поскольку «Баядерку» люблю нежно, даже если составы вызывают сомнение, очень захотелось пойти именно 27 сентября. Так хотелось увидеть двух интересных и достойных друг друга балерин!
Но, как известно, верить сайту Мариинского театра нельзя… Вероятность того, что тебя не «надуют», очень мала. Так и случилось. Обидно, что я заранее купила билеты в третий ряд партера не только себе, но и своим знакомым, которые выложили немалые деньги именно из-за заявленной Лопаткиной. Они её ещё не видели в этом балете… Что ж, они не видели и Терёшкину.
Впрочем, что случилось - то случилось. Открытие сезона выдалось очень интересным. Зал был напичкан иностранцами, которые очень оживлённо беседовали перед началом спектакля и в антрактах (особенно в буфетах), а после окончания третьего акта бурно реагировали на поклоны исполнителей. Правда, весь первый акт зал буквально спал. То ли не хотели мешать исполнителям, то ли просто думали, что после пантомимы не аплодируют.:)))
Из всей заявленной в итоге троицы Терёшкина-Ткаченко-Корсунцев в Баядерке я не видела только Данилу. Представляла себе стандартного кавалера с набором штампов (любовь-морковь в первой картине, сомнения во второй, угрызения совести в третьей и страдания-раскаяние в четвёртой). Корсунцев, как всем известно, очень надёжный партнёр. Но я не могла припомнить ни одного его яркого выступления как артиста. Возможно, просто мало его видела, так как не стремилась попасть именно на этого танцовщика. Когда он стал регулярно танцевать с Лопаткиной, я ходила в театр довольно редко… В общем, во вчерашнем спектакле Корсунцев меня приятно удивил. Нет, не какими-то особенными техническими достижениями. Видела я Солоров и более техничных, и более ярких. Например, в коде Теней многие исполнители делают круг воздушных туров с поднятыми над головой руками. Эта кода очень красива и эффектна, но только тогда, когда круг получается ровный, а исполнитель умудряется при этом попадать в музыку, причём в хорошем темпе. Иначе … Иначе получается то, что когда-то продемонстрировал Сергей Бережной в своей дебютной «Баядерке» - неповоротливый Солор, словно куль с мукОй, буквально плюхался на сцену, отставая от оркестра…
Есть ещё кода с так называемыми «козлами», которую чУдно танцевали Юрий Соловьёв и Игорь Зеленский (надеюсь, Игорь ещё станцует не раз), и которая превращается в пародию на народный танец, когда за неё берётся не самый мастеровитый исполнитель.
Наконец, недавно Евгений Иванченко просто открутил дежурные жете по кругу - и в вариации второго акта, и в Тенях. Это просто скучно, господа!:)))
Корсунцев в коде теней разнообразил круг жете так называемыми «разножками». Не знаю, чтО думают по этому поводу специалисты, но, по-моему, это не самый лучший вариант. Попахивает трюкачеством, уместным в каком-нибудь концерте, но не в строгих рамках Теней.
Что-то я отвлеклась от темы - Солор КорсунцеваJ)) Данила очень хорошо играл роль, и это меня удивило. Его герой любил Никию всем сердцем, мечтал убежать с ней на край света… Но, как это часто бывает, молодой человек не смог противиться обстоятельствам. Правда, честно сопротивлялся Радже, когда тот предложил ему заключить брак с Гамзатти. Увидев Никию во дворце, прятался как мог за слугу с опахалом… А в день свадьбы понял, что стал предателем. С чувством вины этот Солор и просуществовал на сцене, до последнего такта.
Татьяну Ткаченко-Гамзатти я видела однажды, и как раз в спектакле с Лопаткиной. Была разочарована и игрой, и танцем. И вот - новая встреча с этой героиней, и гораздо более приятная. Ткаченко проработала роль. Настоящая стерва, уверенная в себе, решила погубить Никию - и погубила! Правда, Татьяне не хватило мастерства доказать своё превосходство над соперницей именно танцем. Вариация была станцована неплохо, но не блестяще; фуэте получились «кривыми». Кстати, они с Корсунцевым смотрелись вместе тоже не очень органично: в антре расходились в прыжках, хотя все поддержки выполнили хорошо.
Наконец, главным достоинством этого спектакля стала Никия Терёшкиной. Года три назад я видела Викторию в «Баядерке», и в восторге не была. Отрадно, что балерина прогрессирует, и не только в техническом плане. Её героиня была цельной натурой, не идущей на компромиссы. Любя Солора, она мечтала убежать с ним… Когда Солор поклялся ей в верности у священного огня, на лице Никии можно было прочитать: «Неужели моя мечта сбудется!» Выбежав на площадь, Никия не просто предавалась отчаянию, но и обвиняла … Кого? Как ни странно, Солора! Наверное, понимала, что без его согласия никакая принцесса не смогла бы женить его на себе. И только после того, как её укусила змея, главной злодейкой стала Гамзатти, в адрес которой было брошено обвинение. Естественно, что никакое противоядие этой героине не помогло бы. Зачем ей жить, если Солор предал её мечту?
Танцевала Терёшкина великолепно. Давно я не видела такого танца со змеёй - с нарастанием темпа, с каким-то исступлением её Никия неслась навстречу своей гибели. У меня было такое впечатление, что оркестр в какой-то момент стал отставать от балерины (дирижировал М.Синькевич). Тени в исполнении пары Терёшкина-Корсунцев были почти безупречны (если не считать того, чтО я написала чуть выше о Даниле). Поддержки, обводки, да и просто красивые позы - всё было исполнено на высочайшем уровне. Виктория прекрасно станцевала вариацию Никии (в которой почти все балерины почти всегда допускают технические погрешности), демонстрируя «покой виртуоза» (так когда-то написала Вера Красовская о Никии Габриэлы Комлевой).
Исполнители других ролей были не столь интересны. Исключение - Великий брамин - В.Пономарёв. Мне показалось, что он был хорош как никогда прежде. Уж я видела-перевидела именно этого исполнителя именно в этой роли, и ничего нового не ожидала увидеть. Была приятно удивлена. Может быть, место возле сцены повлияло - не знаю. Герой Пономарева вызывал сочувствие, несмотря на невольную причастность к смерти Никии. Он любил её не меньше, чем Солор (а может быть, и больше)… Большой артист, для которого нет проходных ролей!
Тройка теней Чепрасова-Касенкова-Васнецова танцевали «кто в лес, кто по дрова». Кордебалет был хорош, но не идеален. Ману-Васюкович, Тимофеев - Божок, Ти Ен Рю, Кононенко и Щербаков - Индусы станцевали на среднем уровне.
Да, хочется отметить С.Саликова-Раба, который очень надёжно «носил» Никию-Терёшкину, и Г.Попова - очень «живенького» Магедавею.
Выходила из театра в прекрасном настроении! Сезон открыт таким замечательным спектаклем, что хочется верить только в лучшее.
Как это уже стало привычным, фотографии не получились, несмотря на то, что сидела рядом со сценой. Всё-таки выложу хотя бы эти:
В.Терёшкина на поклонах после первого акта
Т.Ткаченко и Д.Корсунцев после второго акта
В.Терёшкина и Д.Корсунцев после спектакля