Псковитянка 10 мая 2008 г.

May 12, 2008 19:49

 Впервые сходила на Псковитянку. Да, опера шла в 80-е годы в Кировском театре,но я так и не сподобилась её послушать; а потом оперу сняли с репертуара.
Наконец, в конце апреля сего года спектакль возобновили в декорациях и костюмах Ф.Федоровского (постановка 1952 года). Зрители, бывшие на премьере, отмечали роскошное оформление. Певцов, однако, хвалили не все...

Итак, пели: А.Тановицкий - Иван Грозный, Г.Беззубенков - Токмаков, В.Горшков - Н.Матута, М.Вишняк -  Туча, И.Матаева - Ольга, Л.Соколова- - Власьевна, С.Волкова - Перфильевна. В маленьких ролях выступили А.Никитин, П.Шмулевич, В.Соловьева, Г.Борченко, Ю.Воробьев, В.Антипенко.
Дирижировал В.Гергиев.

Сидела я в ложе 1 яруса. Соседка по ложе, москвичка, была накануне на концерте Пасхального фестиваля. Посетовала на колоссальную нагрузку, выпавшую на Гергиева. В общем, факт опоздания дирижёра на 15 минут восприняла стоически... Мне, однако, не понравилось дежурное опоздание нашего худрука.

Окрестр играл весьма хорошо. Правда, по традиции, певцов иногда было просто не слышно;  зато дирижёр мог самовыразиться...

Певцы оказались очень даже неплохими актёрами. Когда-то в маленькой роли видела и слышала В.Горшкова. Он не подвёл и в роли Матуты. Хороший певец и очень хороший артист. Беззубенков-Токмаков в паре с Матутой-Горшковым составили колоритную парочку. В отличие от главных персонажей (Грозного, Ольги, Тучи), их было слышно на протяжении всего спектакля, причём можно было разобрать практически  каждое слово.  Две  кумушки - Власьевна и Пефильевна (Л.Соколова и C.Волкова) тоже порадовали. Эти маленькие роли были сыграны хорошо .  Правда, у исполнительниц этих ролей нет развёрнутых арий; поэтому, возможно, оркестр их пощадил.:)))

Всегда симпатизировала Матаевой. Актриса она замечательная; но партия Ольги, похоже, ей не по голосу. Вишняк-Туча был всем хорош, только пел очень странно. Я не люблю такие голоса. У меня сложилось впечатление, что он всё время кричит для убедительности.

Что касается Грозного-Тановицкого, о котором я прочитала самые противоречивые отзывы, то в целом певец произвёл хорошее впечатление. Не понравилось появление героя на сцене. Он вышел слишком стремительно. Такое впечатление, что царь решил напугать своих подданых. Они и так бухнулись на колени, ожидая самого худшего... В общем, выбежал этакий бодрый царь-государь, стал ходить туда-сюда, как зверь в клетке. В сценах с Ольгой, однако, Тановицкий меня убедил. Пел он с переменным успехом, но в целом хорошо.

Наконец, пару слов хочется сказать о знаменитой сцене грозы в лесу. Замечательная работа художников и мастеров по свету! И лошадки под Грозным и его опричниками были весьма живенькими, кроме одной - такой робкой, что её приходилось подгонять.

Подвожу резюме: на спектакль можно водить гостей города, даже тех, кто "в оперу не ходит" - не стыдно будет за театр. Иностранцы, заполнившие партер и ярусы (фестиваль как раз открылся 10 мая Псковитянкой), остались довольны. Правда, они толпились в буфетах бельэтажа в слишком больших количествах. Жаль, что им не объяснили, что можно подняться чуть повыше в кафе 1 и 2 ярусов... Но ничего; как говорится, "не хлебом единым...", и т. д.

Фотографии, несмотря на то, что сидела рядом со сценой, получились неважными. Кстати, после жидких хлопков на поклонах (сцену так и не открыли, и артисты кланялись на фоне голубого занавеса) и выноса цветов, когда уже все пошли к выходу, группа энтузиастов вызвала исполнителей ещё раз. Исполнители обрадовались...


Выносят цветы. Слева - М.Вишняк-Туча, в центре - И.Матаева-Ольга, рядом с ней - А.Тановицкий-Иван Грозный


Слева направо - В.Горшков, М.Вишняк, В.Гергиев, И.Матаева

Псковитянка, Вишняк, Тановицкий, Матаева

Previous post Next post
Up