Итак, я всё-таки решила продолжить выкладывать старые программки, даже не найдя у себя архив 1988-1995 годов. Ничего не выбрасывала, но и найти эту коробку не могу -:(
Зато в целости и сохранности оказались так называемые неформатные программки - выпущенные к бенефисам и юбилеям. Наконец, программки к премьерам у нас тоже часто оформлялись необычно.
Короче - пока выкладываю то, что удалось найти.
Всё-таки одна обычная программка сохранилась. Но спектакль это был совершенно необычный!
Это то самое выступление Нуреева - единственное после его возвращения в город, где он учился балету.
Как я попала на эту "Сильфиду"? Попала я на неё вполне нормально, купив билет в 1 ряд 3 яруса, на середину. Когда зрители узнали, что Джеймсом будет Нуреев, началась паника -:) Где взять билет? Как проникнуть в театр без билета?
В общем, благодаря одной моей давней знакомой, у которой была дружба с капельдинершей 3-го яруса (тогда у дверей на 3 ярус стояли отдельные капельдинеры), мы впятером прошли на три билета -:) А потом так же попытались сесть на эти три места - впятером -:) Хорошо, что через пару мест рядом с нашими местами сидела знакомая мне супружеская пара. В общем, мои знакомые обменялись местами с соседями, и нас уже было семь человек на пять мест (да здравствует солидарность балетоманов! -:)) Кстати, одна зрительница со второго ряда очень возмущалась этим фактом -:( Я никак не могла понять, чем же мы ей мешаем, потому что на первом ряду в середине можно спокойно сидеть с прямой спиной, никуда не наклоняясь. Обычно в таком случае (при "налегании" на бортик) зрители первого ряда перекрывают обзор сидящим на других рядах. Но мы-то сидели как мыши! И никому не должны были мешать -:))
О подготовке этого спектакля снят небольшой фильм. Вернее, есть кадры, в которых можно увидеть репетицию.
Аюпова была прелестной Сильфидой! Её педагог Кургапкина какое-то время танцевала с Нуреевым, вводя его в репертуар театра. Судя по всему, они с Нуреевым сохранили дружеские отношения (недаром Кургапкина ездила в Париж помогать Нурееву возобновлять "Баядерку"). В общем, партнёршей Нуреева стала ученица Нинеллы Александровны.
Нурееву был 51 год. Какой уж тут Джеймс! Но он всё-таки что-то станцевал. Играл немного сумасшедшего героя (мне так показалось), которому постоянно что-то мерещилось...
Спектакль прошёл при полном аншлаге (как только ярусы не обрушились!). На поклонах знаменитому "невозвращенцу" очень хорошо аплодировали. В зале ещё можно было встретить людей, которые видели его выступления до "прыжка в свободу". По крайней мере, мне так тогда показалось.
А вот программка бенефиса молодого, но уже очень популярного артиста - Фаруха Рузиматова:
Было показано три отделения. В "Видении" мы увидели "розу, опалённую солнцем" (по меткому выражению И.В.Ступникова). Танцевал Рузиматов с большим вдохновением, но танцевал что-то своё. Впрочем, как танцевал Нижинский мы не знаем. Отец и сын Лиепа танцевали эту миниатюру иначе, чем Рузиматов (я обоих видела на сцене в этой миниатюре). Аюпова была в этом номере очень на месте.
Во втором отделении нам показали премьеру. Спектакль, на мой вкус, был проходным. Герой мучился, страдал, влюблялся и т. п. (см. название частей). Помню, что девушки были одеты в лёгкие брючные костюмы. Брюки можно было принять за юбки - настолько они были широкие. Среди партнёрш Рузиматова - Анна Плисецкая (она вскоре ушла из театра), Александра Колтун, вскоре оставшаяся на гастролях в США (была какая-то "мутная" история с Колтун и Синицыной, которые сначала звонили Виноградову, что их не выпускают из полицейского участка, а когда за ними приехали представители театра, заявили полиции, что советские чиновники их заставляют вернуться - это всё рассказывал Виноградов, но подробностей я уже не помню).
Анна Поликарпова через какое-то время стала примой труппы Д.Ноймайера, а Екатерина Катковская стала женой Андриса Лиепы -:)
Уже привычный "Дон Кихот" в исполнении Панковой и Рузиматова завершил этот вечер. Куллик в вариации заменила Батурина.
Когда мы выходили из театра, я услышала очень правильное замечание: "За билетами на этот бенефис мы стояли дольше, чем длился сам бенефис". Действительно, билеты тогда продавали за двадцать дней до спектакля в свободной очереди. Конечно, было что-то и в городских кассах, но это "что-то" очень быстро уходило по родным и знакомым. Ну, или надо было брать "нагрузку"...