Я ждала эту премьеру почти двадцать лет. Спектакль не шёл в Петербурге с начала 90-х (а может - и с конца 80-х, уже и не помню). И вот дождалась-таки!
Если говорить о самой постановке, то она практически отсутствует. В свете последних событий в театре (вспомнить хотя бы нового "Дона Карлоса") это большой плюс -:)) Ничто не отвлекает от пения -:) Певцы стоят лицом к зрителю, лишь иногда обозначая какое-то действие. Конечно, многое зависит от исполнителей. Нетребко-Леонора , например, весьма живописно валялась в ногах у Сулимского-Луны, вымаливая свободу для Манрико, в чём ей очень помогла конструкция в середине сцены в виде лестницы.
Вся сцена была одета в чёрное. Костюмы исполнителей тоже в основном имели чёрный цвет, разбавленный иногда белым, и очень часто - красным (хор в первой картине был одет как раз в чёрные костюмы с красными плащами).
Цыган одели с условно-цыганские костюмы, чёрно-красно-оранжевые. На головах у женщин (в том числе и у Азучены) были платки-тюрбаны. Помню, что когда-то в Испании наш гид рассказывал о приходе цыган в Андалусию в 15 веке, и как раз подчёркивал отличие цыганских костюмов того времени от привычных нам, жителям ХХ века.
В общем, я бы сказала, что оформление мне понравилось, если бы не одно "но": сцена очень большая, и отсутствие декораций в некоторых картинах оставляет впечатление какой-то "недоделанности" -:(( Леонора поет первую арию, лёжа на кровати. Ничего, кроме кровати, на сцене нет. Ну, разве что Инес -:))
В картине с монастырём появляются кое-какие деревья. В финале мы видим двухуровневую конструкцию: наверху - двор со стражей, внизу - темница. Вот это мне понравилось! Нам наконец-то показали возможности сцены: конструкция поднималась вверх, и мы видели смену места действия.
Ещё немного о костюмах. Странно выглядел граф -:( Прямо как сарацин -:( Бритая голова (ну, тут, возможно, просто особенность внешности Сулимского сыграла роль), какой-то свободный балахон... Манрико одели в чёрное. Айвазяну этот костюм очень подходит, так как скрывает его полноту. Эх, похудеть бы ему! Парень-то молодой, и весьма симпатичный.
Нетребко проходила весь спектакль в балахонах. Пожалуй, у Семенчук был самый фантазийный костюм, но и его нельзя считать сложной конструкцией. Вообще, все персонажи были одеты в стиле XV века (ИМХО). Вроде бы, тогда платьев "в талию" дамы ещё не носили, а мужчины ходили в длинных рубахах. Правда, Манрико одели в классические брюки и рубашку, но всё это скрывалось под длинным плащом.
Как они пели? Весьма неплохо. Нетребко поначалу жутко разочаровала. Арию начала петь как-то грубо, с очень некрасивыми низами. Было впечатление, что ей элементарно неудобно всё это петь -:( Постепенно певица вошла в раж, если так можно сказать. Я понимаю поклонников Анны: она поёт с большой самоотдачей, вкладывая в пение всю страсть. Но ведь в партии Леоноры есть разные моменты! Там, где требовалась кантилена, певице не хватало дыхания. Я пишу как дилетант, конечно, но мне так показалось. Лучшее в её исполнении - кабалетта второй арии и финал.
Сулимский изображал классического злодея. Очень жаль, что лирические моменты партии ему не слишком удались, но в целом спел он хорошо (я учитываю его возможности). Кстати, сегодня ему ещё Макбета петь! Почему именно Сулимский вышел на премьеру? Не знаю.
Феляуэр-Феррандо был неплох.
Айвазян начал прекрасно! Это звучит смешно, но лучшее в этот вечер в его исполнении (ИМХО) - это то, что он пел за сценой, включая "Miserere" -:) Первая картина мне тоже понравилась. Не знаю, что случилось с певцом (возможно, что ничего), но к середине спектакля голос его как-то ослаб. Гергиев, кстати, дирижировал весьма деликатно, и никого не глушил. Между прочим ,часть оркестра была закрыта какой-то "крышкой", и мы видели оркестр в "щель". Голос ослаб - это ещё ничего! Айвазян начал "блеять", что меня весьма разочаровало. "Блеял" он практически до самого конца спектакля. Но стретту спел неплохо, получив почти что овацию -:) И вообще, в целом мне он понравился.
Лидером спектакля лично для меня стала Семенчук. У Екатерины сейчас просто настоящий творческий подъём! Брава! Я ей парочку раз так и крикнула -:)) Очень красиво она спела финальный дуэт с Манрико (жаль, что Айвазян тут ей не слишком помог, продолжая "блеять"), да и все "ударные" места своей партии спела прекрасно.
Овации длились долго. Сначала все выходили кланяться по ранжиру, т. е. трубадур вышел на сцену последним -:) Но потом, конечно же, Нетребко стала главной звездой поклонов -:))
Общее впечатление от постановки: смотреть можно -:))
Не хочу опять обострять внимание на публике (она была вполне нормальной), но всё-таки отмечу одну характерную особенность: выходя из зала, многие звонили родным и близким и сообщали, что они "посмотрели на Гергиева и Нетребко". Вот так - "посмотрели"!
В зале на поклонах было темно, так как свет в зале не включили. Фотографии всё-таки выложу, хотя большинсво из них ушло в корзину.
Феляуэр, Семенчук, Айвазян, Нетребко, Сулимский
Семенчук и Айвазян
Нетребко