"Сила судьбы" в Баварской опере 25.12.2013 г. - Хартерос, Кауфманн,Тезье, Крастева, Ковалёв

Dec 27, 2013 00:37


Какое счастье, что я ввязалась в эту авантюру!  Лететь в Мюнхен на два дня (формально - на три), чтобы  сходить на оперу, и заодно посмотреть, как баварские католики отмечают Рождество - это действительно авантюра. Тем более что за неё надо было заплатить не такие уж маленькие деньги -:(

Но игра стоила свеч! Давно не испытывала такого восторга на оперном спектакле! Причём это был тот случай, когда понравилось практически всё - от исполнителей (включая компримариев) до режиссуры и оформления. К тому же и оркестр   порадовал -:)

Сразу скажу: к Кушею у меня масса вопросов. И я с ним не во всём согласна -:) Но я признаю то, что этот спектакль - плод вдумчивой работы режиссёра, который ставил спектакль, опираясь на очень профессиональную команду исполнителей.

Итак, перед спектаклем народ искал лишний билетик -:) 25 декабря, в Рождество! Я-то думала, что народ по домам сидит -:)). Правда, в Мюнхене в эту пору болталась масса народу, который не празднует Рождество 25 декабря. Тем не менее, зал заполнила нарядная публика, и явно в основном - своя, местная.

Место моё было очень приличным - справа на балконе (у нас это бы назвали бельэтажем). Внизу, в третьем ряду партера, мною был замечен Леонид Парфёнов (со спутницей).  Как ни странно, но на этот раз русскую речь в кулуарах театра я почти не слышала.

Вот состав спектакля:

Musikalische Leitung Asher Fisch
Inszenierung Martin Kušej
Bühne Martin Zehetgruber
Kostüme Heidi Hackl
Licht Reinhard Traub
Produktionsdramaturgie Benedikt Stampfli
Olaf A. Schmitt.
Chöre Sören Eckhoff

Il Marchese di Calatrava / Padre Guardiano Vitalij Kowaljow
Donna Leonora Anja Harteros
Don Carlo di Vargas Ludovic Tézier
Don Alvaro Jonas Kaufmann
Preziosilla Nadia Krasteva
Fra Melitone Renato Girolami
Curra Heike Grötzinger
Un alcade Christian Rieger
Mastro Trabuco Francesco Petrozzi
Un chirurgo Rafał Pawnuk

Я не хочу подробно пересказывать то, что увидела. Через день Баварская опера начнёт трансляцию, и мы увидим видеоверсию спектакля. Тем не менее, хочется всё-таки хотя бы вкратце описать свои впечатления от постановки.

Какое это время? Говорили, что 50-е годы ХХ века. По одежде массовки и хора я так однозначно сказать не могу. Скорее всего, время это весьма условное.

Спектакль этот - о жестокости войны, о её неприглядности. Война некрасива, что бы там ни говорила Прециозилла. Мне всегда казалось, что Верди написал оперу о нетерпимости, о предрассудках, которые мешают людям любить друг друга. Эта тема тоже очень чётко прослеживается и в постановке Кушея.

Итак, на увертюре мы видим семью, сидящую за столом. Помимо Леоноры и маркиза Калатравы, за столом сидят маленький мальчик (как оказалось, это Карлос), Курра и безымянные персонажи. Леонора явно чем-то обеспокоена (нам-то понятно, чем). Ой, не буду я сейчас об этом так подробно говорить  -:)) В общем, "экранизация" увертюры - это старый приём, и ничем особенным тут режиссёр не отметился. Однако надо сказать, что изобретательности ему не занимать -:) Этот стол потом будет участвовать во всех сценах. Очевидно, как символ навсегда утраченной семьи...

Мы видим, что "девушка из приличной семьи" влюбилась в.... кого? В голодранца и нахала! К тому же он - "страньеро", т. е. чужестранец -:) Герой появляется на сцене весьма жизнерадостно, и сразу же начинает действовать. Одной рукой он обнимает любимую, другой- тянется к бокалу с вином, стоящему на столе (кто-то его не допил, но  наш герой не брезглив; и вообще, манерам он не обучен -:)) И и. д., и т. п. Видела я картинки с сайта театра - Леонора такая вся стройная и восторженная, Альваро - весь такой с гривой волос -:)

Вообще, когда я слышу, что Кауфманн и Хартерос будут участвовать в новой постановке, то мне сразу становится ясно, что:
1. Аня будет в чёрном;
2. Йонаса будут ронять.

Так оно и случилось. Кушей подчеркнул физические достоинства Хартерос, которая в этом спектакле воплощала собой ангельскую чистоту, и использовал физические возможности Кауфманна, которого не просто "роняли" -:)

Кауфманн умудрился петь:
 1) лёжа лицом к полу и спиной к публике (в начале главной арии);
2) лёжа на спине в продолжение арии;
3) ползя под столом;
4) поднимаясь по конструкции, напоминающей стену для скалолазания, и т. д.

К тому же режиссёр заставил исполнителя несколько раз запрыгивать на стол с разбега (на ногах), запрыгивать на стол животом, крутиться вокруг своей оси и т. п.

Ане тоже досталось. Она просидела под столом, когда увидела брата, и в финальной сцене выползала из-под кучи крестов, изображавших пещеру отшельницы. И при всём при том она была... на высоких каблуках! Даже в пещере -:) Кстати, они с Йонасом одного роста (говорят, что у обоих рост 182 см), и в такой обуви она была чуть-чуть выше тенора (и баса -тоже). Но каблуки - это ещё что! При посвящении Леоноры в монахини мы увидели настоящую купель! И певицу натурально в неё "макали". После этой процедуры зазвучал дивный голос Хартерос, обращённый к ангелам, и пошёл занавес. Правда, к тому времени певицу успели переодеть в сухое -:)

Тезье, по-моему, было проще всего. Когда надо было петь, он просто стоял или ходил. Крастеву раздели до шортиков и какого-то бюстье, переходящего в майку (спасибо, что не догола). Ковалёв весь спектакль проходил в добротных костюмах. Он играл две роли (наверняка не спроста!).

Хватит о постановке! Скажу только, что мне показалась спорной сцена солдат с девицами (все разделись до белья, изображая свальный грех). Всё это уже было...Можно было бы придумать что-то новенькое -:(  Была ещё парочка эпизодов, которые вызвали у меня недоумение.

Но мне очень понравилась та условность, которую режиссёр довёл практически до абсурда. Хартерос не переодевали в мужской костюм. При её-то фигуре! Уж кого и переодевать в мальчика, так это её. Но на певицу просто надели мужскую шляпу и накинули широкое пальто в пол. И мне очень понравилось то, что она даже в пещере была на каблуках -:))

Мне безумно понравилось то, как одели и причесали Кауфманна! Особенно в финале. Кстати, на фотографиях с репетиций Альваро-монах был в белых брюках. В нашем спектакле он был весь в чёрном, и это пришлось ему к лицу.

Мне очень понравилось то, как одели Тезье. Его Карлос поначалу выглядит тюфяк тюфяком. Студент Переда одет в рубашку и трикотажный джемпер, он носит круглые очки. Но в батальных сценах мы видим вояку в хаки.  Карлос устал, его одежда грязна и помята... И в таком виде он и находит отца Рафаэля (в отличие от него - чистенького).

А теперь - о том, как они пели -:)) Они пели практичеки безупречно - ВСЕ! Даже фра Мелитоне был до того хорош, что я с тоской вспоминала наш спектакль. Обычно на эту партию назначают не самых интересных исполнителей.

Вообще, после первого действия (их два) я сидела и думала: "Господи, неужели я это слышу? Неужели они и дальше будут так замечательно петь?" В первом действии главной героиней, безусловно, была Хартерос-Леонора. Но я ждала второго, когда мужчины тоже должны были себя показать.

И они показали! Какой был роскошный дуэт в финале! "Урна фатале" была спета замечательно! Вообще-то я к Тезье до этого вечера  относилась прохладно. Слышала и видела его в записях, и певец казался мне скучным -:( Герои его в основном выглядели занудами...

Оказалось, что Тезье - роскошный баритон! Просто роскошный -:)) Весь диапазон у него хорош, но мне особенно понравились низы. И играл он прекрасно. В общем, полный восторг!

У Ковалёва - чудесный бас благородного звучания.

Понравилась мне и Крастева. Очень часто певицы, поющие Прециозиллу, с трудом справляются с "Ратапланом". У Крастевой всё было как надо -:) Впрочем, её героиня могла бы быть  и поживее в движениях, но вполне возможно, что певица следовала указаниям режиссёра.

Теперь переходим к моему любимчику-:)) Я всегда считала, что партия Альваро для Йонаса тяжела. Скажу прямо - я и сейчас так считаю -:) Но как же замечательно то, что он всё-таки её спел! Певец ставит для себя новые задачи, и всё время движется вперёд.

В арии он напрягся в одном месте (на форте), и у меня даже сердце ёкнуло. Но это было лишь мгновение. Спел он эту  арию с такой самоотдачей, с такой тоской, что я просто не представляю себе, чьё исполнение могло бы сейчас меня больше убедить.

Великолепно они с Тезье провели обе сцены с дуэлями. "Носилки" тоже прошли очень хорошо. В общем, перед нами предстал романтический герой - не условный, а настоящий. Как часто нам приходится абстрагироваться от внешности певца, исполняющего роль молодого героя! Ещё раз повторю - у Кауфманна было продумано всё, включая грим, причёску и костюм. И двигался он не так, как европейцы (возможно, я уже утрирую, но мои впечатления именно таковы: индейская кровь Альваро всё время давала о себе знать).

И при таких великолепных партнёрах Хартерос была всё-таки главной героиней! Я слышала её Дездемону, Елизавету (дважды), Леонору в "Трубадуре" и вот теперь - Леонору в "Силе судьбы". И лично для меня героиня "Силы судьбы" стала вершиной её творчества.

В других спектаклях у меня были к ней придирки (мелкие и не очень), а в  "Форце" Хартерос показалась практически идеальным воплощением героини! Орали "Брава!" ей больше всех (естественно, ибо ей всегда орут больше всех -:)), и совершенно по делу.  И Тезье, и Кауфманн тоже получили свои овации (вполне заслуженные). И всё-таки Йонасу иногда приходилось включать все свои ресурсы, чтобы справиться с партией (поклонники Йонаса прекрасно знают выражение его лица, когда он напрягается - очень специфическое), Тезье иногда глушил оркестр. А Хартерос пела как ангел -:)

Закругляюсь. Да простят меня Тезье и Крастева, но их персонажи, как мне кажется, вполне можно представить себе в другом исполнении. Я имею в виду эту конкретную постановку. А вот представить себе  в этой постановке другого Альваро и другую Леонору я не могу!  А точнее - при их замене это будет совсем другой спектакль...

Я не знаю, как все они споют "Форцу" 28 декабря, когда будет трансляция. Всё может быть -хотя бы как на "Трубадуре" -:((  Но спектакль 25 декабря 2013 года лично для меня явился событием, которое я буду помнить всю оставшуюся жизнь.

Кратко - о тусовке после спектакля. Толпа возле служебного входа была вполне обыкновенной по количественному составу. Мы увидели, что работники театра выставили ограждение. Вскоре выяснилось, что к публике выйдет один Йонас (эх! опять Аня от меня ускользнула, да и Тезье хотелось увидеть). В общем, Йонас сел за стойку администратора - в стеклянную "будку" с небольшим окошком. К этому окошку людей стали запускать порциями.

Мне эта затея не понравилась, но я Йонаса вполне понимаю: он был избавлен от фотографирования в стиле "я и Йонас щека к щеке", да и некоторое расстояние от зрителей давало хоть какую-то защиту. Известно, что зимой заразиться можно  чем угодно, и очень легко. Стоит лишь больному человеку пару раз чихнуть рядом -:(

Я была не готова к такому повороту событий, потому что просто хотела "пощёлкать" певца со стороны во время его общения с людьми. А так - пришлось подходить, говорить дежурное "Данке шён" и уходить восвояси, подписав программку. Правда, моя сестра не выдержала, и спровоцировала меня на тираду типа: "Мы в России очень ждём вашего Германа!" Ха-ха -:) Достали его уже Германом -:) Певец ответил нейтрально, в стиле: "Да-да, конечно!" -:))
У меня и снимки не вышли -:( Снимала его в упор, причём певец специально позировал -:( Кстати, брекеты он снял, и теперь улыбается с ещё большей охотой, чем прежде -:)) Но вид у него был очень усталый...

Во время автограф-сессии в каморке крутился белокурый мальчик ангельского вида. Я уже потом сообразила, что это - младший сын Кауфманна, которому сейчас должно быть 7 лет -:) Подписав всем всё, певец быстро собрал манатки, и вместе с мальчиком проследовал куда-то в глубину здания. То ли пошёл в гараж, чтобы ехать домой (ведь Рождество же!), то ли в театре был праздничный ужин. Второе - вряд ли, потому что по случаю премьеры 22 декабря банкет уже был.

Почему не вышел никто, кроме Йонаса? Не знаю -:(

P. S. 1. Со слов eye_ame, бывшего на премьере, Аню не "макали". Макали дублёршу -:)) Что ж, на сцене были такие потёмки, что не всякий зоркий глаз это заметил. А у меня глаз не слишком зоркий, даже в очках -:)
         2. В Баварской опере, оказывается, на тела певцов микрофоны не клеят. Спектакль записывают по старинке, с микрофонами, развешенными по залу. Они уверены в своей акустике -:) Что ж, певцам так гораздо легче (это я в преддверии грядущей трансляции уточняю).

Фотографии:



Одна из афиш на здании театра.



Сразу после поднятия занавеса - участники финальной сцены: Ковалёв, Хартерос, Кауфманн, Тезье



Они же - крупнее



Общие поклоны. Крайний слева - Р.Гиролами (Мелитоне), крайняя справа - Н.Крастева.



Аня зовёт дирижёра





Кауфманн на индивидуальных поклонах





Хартерос - прижимает руки к груди (у неё это обычный жест при поклонах)

Дальше - фотографии Йонаса на подсыре разной степени паршивости резкости -:( Но других нет -:(















Сила судьбы, Тезье, Хартерос, Крастева, Ковалев

Previous post Next post
Up