Спектакли БДТ 80-х годов были очень разными. К сожалению, часть программок куда-то затерялась -:( Надеюсь, я их всё-таки найду.
Один из самых сильных спектаклей - "Дядя Ваня". Программка отпечатана в 1985 году.
Какой состав! Мечта -:)
Точно не помню, но, вроде бы, поначалу Елену Андреевну играла Головина. Возможно, просто путаю два спектакля: это в "Дачниках" Головину заменила Малеванная, а в "Дяде Ване" такой замены не было.
После "Дяди Вани" Басилашвили многие стали называть гениальным актёром. По крайней мере, я помню, как кто-то при мне окрестил его гением -:) Играл он отчаянно! Особенно финальную сцену.
Серебряков Лебедева был мерзким противным занудой. Этот зануда, тем не менее, был уверен в своём праве всех и вся поучать...
Прекрасно помню момент, когда Малеванная-Елена, немного поколебавшись (совсем-совсем немного) жестом "А, будь что будет!" скидывала на пол свою широкополую шляпу, чтобы Астров смог её беспрепятственно целовать -:)
Помню, естественно, и Лаврова. Его Астров потихоньку спивался.. Ничего примечательного в его фигуре не было, но... Для Сони это был человек необыкновенный, для Елены - в чём-то интересный.
Хороша была и Шарко. Бедова играла вполне традиционную Соню, и играла хорошо. Призван-Соколова тоже очень хорошо играла вполне традиционную Войницкую.
А вот ставшая уже легендарной "Смерть Тарелкина". Выкладываю две программки - одну 1984 года, другую - 1987-го.
Как видно из первой программки, на роль Тарелкина было назначено два актёра. Не знаю, удалось ли Романцову сыграть хотя бы один спектакль. Наверное, всё-таки - да, удалось, но я не слышала ни одного отзыва об этом исполнителе. Зато весь Ленинград заговорил о новом актёре БДТ - Валерии Ивченко.
"Ему уже 45 лет!" - это звучало с некоторым оттенком разочарования, особенно из уст зрительниц -:) "Староват" он был, оказывается -:) Это вам не Демич, которого "увели" из Куйбышева, когда ему было всего 25 -:)
Актёр перешёл в БДТ из киевского театра им. Ивана Франко. Тарелкин - роль синтетическая, с ариями и танцами. Играл он фантастически! Если учесть, что его партнёрами были Трофимов, Медведев, Ковель и другие известнейшие актёры, и на их фоне Ивченко не то что не стушевался, но и засверкал - это говорило о многом.
Ещё одна небольшая подробность времён репетиций этого спектакля. Как раз в 1983 году (когда состоялась премьера) в БДТ из театра им. Ленсовета перешла Алиса Фрейндлих. Ленинградские театралы обсуждали этот переход как значительное событие. Что будет играть Фрейндлих у Товстоногова? Актрисе, между прочим, было почти 50 лет... И тут прошло сообщение, что в готовящемся мюзикле Алиса будет играть... одну из "дочурок"! -:( Уже не помню, из чьих уст прозвучала эта новость, но я сама слышала об этом в какой-то телевизионной передаче. Очень может быть, что сам Товстоногов рассказывал о готовящейся премьере в каком-то интервью....
"Дочурки" - якобы брошенные "злодеем-папочкой" в лице Тарелкина девочки. А "мамаша" у них - Брандахлыстова (её гениально играла Ковель).
"А папаша - злодей-соблазнитель.
Он на тройке с другой укатил!
Ни копеечки нам не оставил,
колыбельки - и той не купил!" -
распевали "дочурки" - девицы зрелого возраста, с явными признаками работы на панели.
Яркий эпизод, но для примы и любимицы ленинградской публики это назначение звучало как издевательство -:( Не знаю, на какой стадии репетиций кандидатура Фрейндлих была снята с этого спектакля. Дебютировала Алиса Бруновна, если не ошибаюсь, в спектакле "Киноповесть с одним антрактом" по пьесе Володина "Блондинка", где играла 30-летнюю актрису.
Когда в СССР стали бороться с алкоголизмом, появились фильмы и спектакли на эту тему. Вот один из спектаклей пол пьесе Дударева - "Порог". Программка напечатана в 1985 году:
Человек спивается -:( Что делать? Если сам себе не поможешь - никто не вытащит тебя из этой трясины...
Помню, что смотрела спектакль на выезде - в ДК им. Ленсовета.
Из всех исполнителей хорошо помню только двоих - Ивченко и Богачёва, который блестяще сыграл алкоголика.