Три вечера на Зальцбургском фестивале
Вечер второй - "Дон Карлос" Верди 28.08.2013 г. в Groses Festspielhaus
(а точнее - день, т. к. спектакль начинался в 13-00 -:))
После прямой трансляции одного из спектаклей серии "Карлосов" из Зальцбурга только ленивый не пинал Петера Штайна (сужу по отзывам в интернете). Я тоже критиковала этого маститого режиссёра, который, как мне показалось, не проявил никакой выдумки, ставя пятиактный спектакль.
Ругали и исполнителей, причём практически всех -:) Всем не угодишь, как известно. К тому же в основном люди судили о спектакле по трансляции. Да, иногда трансляция подаёт исполнителей даже в лучшем свете, нежели это есть на самом деле -:)) Но на этот раз, как мне кажется, режиссёр трансляции не всегда был прав, ставя кадр...
Вообще, спектакль на спектакль не приходится. Я очень боялась, что последний "Карлос" из фестивальной серии будет самым неудачным. Люди устали, впереди - отпуск (не у всех, конечно -:))... К тому же всем всё элементарно могло надоесть -:))
А спектакль оказался на удивление хорошим! Причём я-то рассчитывала только на хорошее пение, смирившись с унылой режиссурой и скупым оформлением. А в итоге посмотрела действительно интересное зрелище, и (что самое главное) услышала прекрасное пение.
Не буду кривить душой - не все пели безупречно. Но всё-таки в спектакле был тот нерв, без которого очень тяжело высидеть в театре пять часов -:))
Вот состав - с сайта фестиваля:
Antonio Pappano, Musikalische Leitung
Peter Stein, Regie
Ferdinand Wögerbauer, Bühne
Annamaria Heinreich, Kostüme
Joachim Barth, Licht
Lia Tsolaki, Choreografie
Jörn Hinnerk Andresen, Choreinstudierung
BESETZUNG
Matti Salminen, Filippo II.
Jonas Kaufmann, Don Carlo
Anja Harteros, Elisabetta di Valois
Thomas Hampson, Rodrigo, Marchese di Posa
Ekaterina Semenchuk, La Principessa Eboli
Eric Halfvarson, Il Grande Inquisitore
Robert Lloyd, Un frate
Maria Celeng, Tebaldo
Sen Guo, Kiandra Howarth , Una voce dal cielo
Benjamin Bernheim, Il Conte di Lerma/Un Araldo reale.
Несколько слов хочу сказать о режиссуре. В зале - 2400 мест, сцена - огромная. Когда открылся занавес, мне показалось, что я сижу в широкоформатном кинотеатре -:) Белое пространство сцены было обрамлено чёрной рамой. Очевидно, Штайн решил поставить спектакль в "киношном" стиле: картины менялись как кадры, иногда действие происходило только в какой-то одной части сцены (другие части были закрыты чёрным полотнищем). В трансляции это тоже было видно, но всё-таки общая картина не складывалась. Камера выхватывала каких-то определённых исполнителей, а остальные оставались за кадром -:(
Я не хочу сказать, что Штайн меня чем-то поразил. Но, как мне кажется, логика в его постановке есть. И потом - а попробуйте-ка сами заполнить такую огромную сцену хором, статистами и солистами, да ещё сделать это так, чтобы зрителю было интересно смотреть, а певцам - удобно петь! -:))
Но вернёмся к исполнителям. В этот вечер в ударе были все, даже три "старичка", которых больше всех ругали после трансляции - Сальминен, Халфарсон и Ллойд -:)) Филипп и Инквизитор соревновались, кто из них дольше протянет низкую ноту -:)) Победила дружба!
Все три баса спели нормально. Я не пришла в восторг от их пения, но они меня не разочаровали - и на том "спасибо" -:)
Особенное "спасибо" хотелось бы сказать Сальминену, который всё-таки очень прилично спел свою арию.
Хор и оркестр мне очень понравились. Паппано сделал акцент на тромбоны и контрабасы -:) В сцене Инквизитора звучание оркестра было зловещим, и низкие ноты ощущались на физическом уровне... Прекрасно солировала виолончель в арии Филиппа.
Семенчук спела прекрасно! В трансляции после сарацинской песни ей не аплодировали, а в нашем спектакле Катя получила очень хорошие аплодисменты. После финальной арии ей досталась овация -:)
Хартерос спела гораздо лучше, чем в спектакле, который нам транслировали. Может быть, это был эффект присутствия в зале, но мне показалось, что певице довольно легко дались все самые коварные места её труднейшей партии. Конечно, они с Кауфманном давно поют вместе (и "Дона Карлоса" в том числе), и все дуэты их героев давным-давно "обкатаны". Тем не менее, больше всего мне понравилось "Фонтенбло", которое не слишком удачно прозвучало у обоих в трансляции; хотя и другие акты тоже были хороши. Вообще, "Фонтенбло" удалось всем, включая Графа Лерма и Тибо -:))
Хэмпсон звучал тоже лучше, чем 16 августа -:)) Играл он очень хорошо. У них с Кауфманном сложился вполне интересный дуэт, что, впрочем, было видно ещё в трансляции. Я не знаю, кто в итоге может считаться автором некоторых мизансцен. Может быть, это и Штайн, но мне кажется, что оба исполнителя внесли свою лепту в сцену аутодафе.
Дело в том, что для меня полным сюрпризом стала сцена с фламандским депутатами! То ли артисты решили, что напоследок можно позволить себе отсебятину, то ли в трансляции режиссёр не смог показать всё, что происходило тогда на сцене -:)
Короче, все пришли посмотреть, как будут сжигать еретиков (надо же хоть чем-то развлечься!). Все заняли свои позиции, согласно их статусу и рангу. И вдруг, как чёртики из табакерки, перед королём предстали депутаты, ведомые инфантом. Король опешил! Королева испугалась -:( Хэмпсон Поза обалдел -:) Потом Поза и Елизавета посмотрели друг на друга с таким видом, будто бы сейчас только поняли: а Карлос-то совсем "не в теме"! И надо что-то делать, пока парня не объявили сумасшедшим.
А что ЙонасКарлос? А Карлос уже решил, что Фландрия будет принадлежать ему! Пока депутаты "выступали", он качался с носка на пятку и обратно, поправлял воротник, одёргивал свой камзольчик, скрещивал руки на груди (почти как Наполеон), "дирижировал" депутатами (мол, давайте-давайте, не робейте, ведь я - с вами!), и всем своим видом показывал, что после этого выступления просто должны последовать бурные овации -:) И папа-король прослезится и поймёт, какой он плохой правитель -:)) Когда папа начал отвечать не так, как рассчитывал сын, Карлос изменился в лице - это понятно -:) Елизавета и Родриго очень ему сочувствовали - это тоже понятно (и в трансляции мы это тоже видели). Но ведь и фламандские депутаты не должны быть в этой сцене пешками!
А они и не были -:). Я увидела замечательную сцену! Фламандцы были не лыком шиты (недаром их выбрали в депутаты - миссия-то была очень рискованной). Пока Карлос и Филипп перебрасывались репликами, депутаты стали переглядываться, и не забывали при этом бросать взгляды на инфанта. Взгляды были не растерянными - они были недоуменными! "С кем мы связались!" - вот что читалось на их лицах -:) Потом постепенно все шесть человек, встав с колен, медленно-медленно стали двигаться в сторону правой от зрителей кулисы, потоптались немного, и исчезли со сцены -:) Больше мы их не видели -:)
Кауфманну удалось в этот вечер почти всё. Я знаю его возможности, поэтому могу утверждать, что спел он на своём уровне. Кто-то может считать, что этот уровень недостаточно высок - но не я -:)) Пятиактный "Дон Карлос" - это очень большая нагрузка для тенора! Но певец до самого конца оперы был на высоте.
После арии в начале "Фонтенбло" ему даже похлопали - и было за что -:) Обычно зал в начале оперы "спит" -:( В дуэте с Родриго, правда, кто-то киксанул в самом конце, но я так и не поняла - кто. Может, это был Хэмпсон, а может - и Кауфманн. Есть ещё вариант - это был кто-то в оркестре -:) Ещё раз хочу сказать, что "Фонтенбло" в этом спектакле было на удивление качественным.
Что творилось на поклонах! Орали "браво!", стучали ногами, аплодировали до боли в ладошах. Никто не спешил на последний автобус -:)
Мне не слишком удалось видео, но я его всё-таки выложу. Это уже самый финал, когда вышел Паппано:
Click to view
А вот - фотографии с поклонов:
Семенчук
Сальминен
Хэмпсон
Хартерос
Кауфманн
А это -общие поклоны:
Аня и Йонас
Прекрасный спектакль, в котором я всё-таки выделю трёх исполнителей: Кауфманна, Хартерос и Семенчук -:)
P.S. В следующем посте - рассказ о том, что было после этого спектакля -:))