Фраза "всё получилось как всегда" мне уже оскомину набила -:( Но она очень актуальна по отношению к любимому и родному театру!
"Развод по-мариински" - так можно было бы назвать эту рецензию. Но всё-таки назвать "Верди-гала" "разводом" не хочется.
Концерт получился действительно хорошим, несмотря на отдельные недостатки. А где их нет, недостатков-то?
А вот на администрацию хочется ругаться -:( Продажа билетов на сольный концерт Нетребко, в котором были заявлены арии и сцены из опер Верди, проходила по обычной схеме. Билеты - до 8000 рублей (может быть, и больше, я точно уже и не вспомню), галёрка как всегда отсутствовала в свободном доступе. Хорошо, что мне по знакомству удалось купить билет на боковушку 2 яруса, во втором ряду (это - под самым потолком). Билет стоил 1600 рублей. Многовато... Но за концерт Нетребко в наших реалиях - не так уж и много.
Другое дело, что сольный концерт чудесным образом (и как-то незаметно) превратился в "Верди-гала с участием Нетребко" -:( Оставалось только гадать, сколько номеров споёт нам примадонна. Я, как оптимистка, рассчитывала минимум на три арии -:) В итоге она нам спела одну арию, один дуэт и на бис - бриндиси из "Травиаты" (кто бы сомневался!) в компании с двумя тенорами.
Почему я решила пойти на этот концерт? Потому, что не слышала Анну довольно давно. В последний раз - в БЗФ на вечере романсов пару-тройку лет назад. Как она поёт в опере - не слышала уже много лет.
После чудесной трансформации афиши при полностью распроданном зале можно было ожидать от организаторов чего угодно. Вспоминается недавнее "Гала оперы и балета", в котором оперная часть была чудовищной -:( Там тоже все билеты были довольно быстро распроданы.
За пару дней до концерта на сайте театра появился состав участников, за день к этому составу добавился Оганес Айвазян, очень удачно показавший себя в гала-концерте солистов Ереванской оперы.
Развернув программку, я поняла, что чуда сегодня не будет -:( То бишь, Анна Юрьевна три арии нам не споёт -:(
Вот сканы программки с моими поправками:
Оркестр был поднят на уровень сцены, но находился над ямой. То есть, певцы, певшие перед оркестром, в итоге переместились ближе к зрителям, чем в спектаклях. За оркестром располагался хор.
Семенчук пропела "Ратаплан", стоя перед хором, за оркестром. Спела, как мне показалось, как-то глухо. Возможно, всё дело было в том, что она находилась между хором и оркестром. В общем, с этим залом мне ещё не всё ясно...
Хор и оркестр были на своём уровне. Мне не слишком понравился хор из "Набукко", хотя придраться, вроде бы, было не к чему. Просто я люблю, когда поют этот хор более эмоционально, чем он прозвучал в этот вечер.
Сулимский не слишком впечатлил меня своим Ренато, хотя и очень старался.
А потом на сцену неожиданно вышел Айвазян, который спел арию Манрико "Ah, si bel mio..." вместо заявленной в программке стретты, которую он должен был петь в конце концерта. Что за форс-мажор произошёл, я не знаю. Певец спел очень неплохо, но всё-таки я ожидала от него гораздо бОльшего. То ли с залом не справился (что маловероятно, потому что репетиция у него явно была), то ли был не в форме, то ли просто-напросто переволновался. Вообще, как я заметила, лирическая ария перед стреттой очень часто оказывается для исполнителя более сложной задачей, чем сама стретта -:)) Спеть её на пиано, имея "большой" голос, не всем удаётся так же убедительно, как спеть стретту на форте.
Айвазяна поблагодарили вежливыми аплодисментами.
В общем, певцы плотно взялись за "Трубадура" -:) Семенчук и Агади очень неплохо спели свои сцены! Если от Семенчук я чего-то подобного ждала, то от Агади ожидала чего угодно. А он мне понравился - совершенно неожиданно для меня -:) Наверное, Манрико ему всё-таки больше по голосу, чем Радамес, коего я слышала в его исполнении неоднократно. После сцен Азучены и Манрико раздалась настоящая овация
А потом на сцену выплыла Нетребко в розовом платье с пышной юбкой. Мне понравилось, как она была причёсана. Платье показалось "странным" -:( Впрочем, такой фасон ей идёт.
Дуэт они с Сулимским спели хорошо. Нетребко пела очень эмоционально, сглаживая некоторые шероховатости вокала. Дышала она шумно -:( Я сидела под самым потолком (выше - только ангелы), но её вдохи слышала очень отчетливо. Что там было слышно в партере, интересно?
Голос у Анны действительно очень мощный, и это впечатляет.
После увертюры и хора из "Набукко" нам представили номера из "Дона Карлоса". Никитин спел арию Филиппа лучше, чем на премьере (на моё ухо). Дуэт с Алексашкиным меня не слишком впечатлил. Дело не в певцах, как мне показалось, а в самой атмосфере концерта. Во время спектакля сцена Филиппа и Великого инквизитора может захватить слушателя даже больше, чем самые "хитовые" арии. В концерте же что-то пропадает -:( Возможно, это просто мои фантазии. Кстати, певцов наградили овацией.
Сулимский очень хорошо спел сцену смерти Родриго. И ему досталась овация -:)
Когда на сцену выплыла Нетребко, то я решила, что стретты не будет -:( Но ошиблась -:) Номера переставили местами, и Агади всё-таки дал возможность ансамблю Академии выйти на сцену. Если бы не сомнительная верхняя нота в финале стретты (какая? а кто её знает! всё равно она утонула в звуках оркестра), можно было бы сказать, что номер прошел "на ура".
А Нетребко спела Леонору вполне прилично, но не блестяще. Возможно, я просто придираюсь, потому что у Нетребко - статус звезды, и его надо поддерживать. Аплодировали ей, конечно, очень громко и очень долго.
После длительной овации Анна вывела на сцену обоих теноров, участвовавших в концерте - Агади и Айвазяна, и они к полному восторгу зала спели "Бриндиси" из "Травиаты" -:) Такое впечатление, что именно этот номер публика ждала больше всего -:))
Вообще, после этого концерта у меня сложилось впечатление, что Нетребко находится в каком-то "промежуточном" положении: колоратуры петь ей тяжеловато, низкие ноты - тоже. Голос явно меняется в сторону драматического сопрано, но ещё не сформировался окончательно.
Я тут рассуждаю, конечно, по-дилетантски. Нетребко наверняка сама знает, над чем ей работать. Хочется пожелать ей удачи!
Три фотографии - с потолка:
Участники концерта выходят на поклоны. Все, кроме басов -:(
Сычев, Айвазян (которому Гергиев отдал один из своих букетов), Гергиев, Семенчук, Сулимский, Нетребко.
Сычев, Айвазян, Семенчук, Агади, Нетребко, Сулимский.