Одно из самых сильных мои впечатлений от гастролей зарубежных трупп за всю мою балетоманскую жизнь - это приезд труппы Мориса Бежара летом 1987 года. Телевидение снимало заключительный гала-концерт в БКЗ "Октябрьский", и часть этих съёмок вошла в телефильм "Белая ночь танца в Ленинграде".
На улицах города несколько дней шли съёмки различных номеров. Лучшие кадры тоже вошли в этот фильм
Сама я присутствовала на съемках на стрелке Васильевского острова. Стоял очень холодный и дождливый июнь, и артисты мёрзли -:( Мне их было откровенно жаль -:( Но что поделаешь! Советские партнёры не удосужились обеспечить гостям хотя бы сносные условия для отдыха между дублями -:( Про своих артистов устроители этой съемки тоже не подумали. Помост, на котором танцевали артисты трупп Бежара и Кировского театра, вытирался простыми тряпками (дождик занудливо накрапывал, и танцевать на постеленном линолеуме было просто опасно). Очень хорошо помню, как артистки труппы "Балет ХХ века" кутались в павлово-посадские платки в перерыве между съёмками.
Снимали "Греческую сюиту", а также "Тени" из "Баядерки" - выход теней и адажио. Эти кадры вошли потом в фильм.
Я попала на эти съёмки благодаря абонементу в ДК им. Ленсовета. Абонемент был утренний, и примерно раз в месяц Виноградов устраивал небольшие лекции-концерты с участием в основном молодых артистов. Но приходили на эти встречи и мастера. Короче, всех держателей абонементов, желающих посмотреть съемки поближе, пустили за загородку -:)
Вот одна программка:
Феерические впечатления остались от этой программы! И "Греческая сюита", и "Поцелуй феи" прошли "на ура". Все солисты были хороши!
Хорхе Донна называли по радио "Жорж Донн" -:) Он был необычайно выразителен в этом мини-балете... Спектакль был поставлен в стиле театра Кабуки.
Вот программка заключительного гала. Пришлось печатать её самой, так как никаких программок не было -:( Все номера объявлялись по радио.
По телевизору показали "ужатый" вариант, и номера были переставлены. Виноградов и Бежар много говорили о традициях, о сотрудничестве.
Сильнейшее впечатление произвёл всё тот же Донн в "Адажио" Малера. Я сидела близко (в 8 ряду партера, а для "Октябрьского" это действительно близко), и видела его глаза...
Мои знакомые "не балетоманы" (мы вместе работали) пришли в восторг от "бежаровцев", а по поводу выступления наших ведущих балерин ("Па-де-катр" был очень качественный) сказали, что это "нафталин", и вообще - вся классика ужасно скучна на фоне современного танца. Бог им судья, как говорится.
В конце, когда оттанцевали классику артисты Кировского театра, Бежар сказал такую фразу (как нам перевели): "Всё это уже в прошлом, а мы работаем для будущего!" Моментально его слова стали трактовать примерно так: "Вы (т. е. хозяева) станцевали "прошлое", а мы (гости) работаем для будущего!" Зал после этих слов разразился овацией, как бы намекая на то, что мы тут в Петербурге погрязли в болоте классики -:)
Когда лет через десять (или больше?) я сходила на новый балет Бежара "Дом священника...." (там длинное название -:)), мне стало... скучно -:( Бежар "кончился", как мне показалось.
А "Па-де-катр" я смотрю с удовольствием до сих пор -:)