Не слишком много программок Кировского театра я нашла за 1983 год. Итак, начну с оперы.
На сцене ДК им. Ленсовета давали "Риголетто" с эстонской певицей Ану Кааль:
Кааль произвела на меня ошеломляющее впечатление. Она пела по-итальянски, все остальные - по-русски.
Я видела эту певицу по телевизору - неоднократно. В советское время солистов театров союзных республик показывали довольно часто, и имена Кааль, Войтес, Крумма, Куузика, Норейки были хорошо известны всем меломанам. Очень хорошо знали мы, естественно, солистов Украины и Грузии - республик с очень сильными вокальными традициями. Да и казахов Серкебаева, Днишева, Тулегенову, Джаманову тоже часто показывали. В общем, увидев фамилию "Кааль" в афише, я решила обязательно сходить её послушать.
Кааль отличалась сценической внешностью (она была необычайно хрупкой на вид), и казалась юной. На самом деле ей было 43 года... Пела она замечательно! Звук был культурным, если так можно сказать: она не "пищала", а пела. По манере чем-то напоминала нашу Галину Ковалёву.
Остальных участников спектакля практически не помню... Разве что Заставного, с которым у Кааль получился очень душевный дуэт. Тем не менее, как раз финального дуэта публика не услышала. "Джильда!!! Дочь моя! Вот где старца проклятье!" - на этих словах опера закончилась.
А вот "Аида" с гастролёршей из Киева:
Ради Туфтиной я в театр не пошла бы. Дело в том, что в афишах стояло имя Образцовой (о-го-го, как говорится). Я приехала в театр в обеденное время, примерно к часу, чтобы занять очередь на бронь (недаром в колхозе зарабатывались отгулы). Увидела, что аншлага нет, и всё поняла -:( Спросила, кто поёт. "Туфтина!" - ответила кассирша Маргарита. Поскольку всё-таки опера давалась редко, и в составе были Шевченко и Лейферкус, я решила пойти. Странное дело! Театр не мог поставить в афишу свою солистку - ту же Богачёву, например. "Не положено! Билеты - по повышенному тарифу, за гастролёра".
Меломаны стали возражать, что "какая разница, ведь Богачёва-то - певица экстра-класса, и мы её с удовольствием послушаем!" -:) И в ответ услышали, что "Не положено - и всё!" В общем, за такую замену надо было бы тогда всем зрителям возвращать часть денег. Я вот сейчас вспоминаю эту ситуацию с улыбкой. Теперь-то всё наоборот! Сначала билеты распродают, завлекая публику громкими именами, а потом меняют их вообще чёрт знает на кого - и ничего! Главное - написать на билете, что "дирекция оставляет за собой право замены одного исполнителя другим".
Короче - одну н.а. СССР нам заменили на другую н. а. СССР, да ещё на "не нашу", соблюдая условия повышенных расценок за билеты. Билет в партер стоил 4 рубля 50 копеек (если не путаю, именно такие были расценки на гастролёров), а на своих артистов - 3 рубля или 3 рубля 50 копеек (в зависимости от категории спектакля).
Замена была неадекватной. Туфтина, вроде бы, когда-то начинала карьеру как раз в Ленинграде, но с 1961 года пела в Киеве (спасибо интернету - сведения эти оттуда). Спела она достойно, но не слишком ярко. Помню, что на галёрке парочка громкоголосых парней устроили ей "триумф" при выходе на сцену, и на протяжении всего спектакля орала ей "браво!".
Я тогда очень расстроилась, и спектакль этот помню плохо. Розуменко мне никогда не нравился. Не понравился и в этой "Аиде". Шевченко и Лейферкус не подкачали (кто бы сомневался!).