Объявленные в Вагнер-гала Нина Штемме и Рене Папе привлекли в Концертный зал Мариинки очень много зрителей. Но всё равно аншлага не было. Это же не Нетребко и не Хворостовский-:)
Какое-то шестое чувство подсказало мне купить билеты на два концерта - вечерний 17 и дневной 18 февраля. Я очень довольна тем, что прислушалась к своему шестому чувству -:)
Иначе бы я отправилась в Концертный зал именно в субботу. И не увидела бы Рене Папе -:(
Правда, Папе я уже дважды имела удовольствие видеть и слышать: в "Парсифале" в 2009 году и совсем недавно - в конце января сего года в мюнхенском "Доне Карлосе". Папе поёт Вотана часто, и поёт давно. Когда они со Штемме появились на сцене, то с первых же звуков стало ясно, что певец болен. Тем не менее, пел он, по-моему, очень хорошо.
Штемме меня сразила наповал! Ровный и очень большой голос, которым она безукоризненно владеет, очень подходит для партии Брунгильды. Вообще, как часто приходится слышать от русских любителей оперы, "Вагнера у нас не поют, а орут" -:( За редким исключением.
Штемме не орала, а пела -:) Почитала я отзывы на некоторых форумах об этих концертах - и была очень удивлена! Штемме поругивают -:( Что ж - у каждого свои уши, как известно. И ещё, как мне кажется, концертное исполнение и полноценный спектакль - всё-таки разные вещи... Певцы поглощены записью (а в пятницу точно была запись) и мало обращают внимание на актёрскую сторону партии, которую поют. Штемме, кстати, в финальной сцене третьего акта всё-таки играла (в обоих концертах).
В пятничном концерте нам дали сцены из "Золота Рейна" и "Валькирии". Путаница с программками напрягала -:( Их напечатали, а потом пришлось допечатывать вкладыш с пояснением, чего всё-таки в программе не будет. Заявили сцену с гибелью Зигмунда (его должен был петь А.Стеблянко), но в итоге этой сцены не было. Передвинули местами номера. В общем, полная неразбериха - как всегда. И оба концерта задержались на 20 и 30 минут соответственно.
В субботу всё-таки дали полностью третий акт "Валькирии", плюс финал "Золота Рейна", плюс два вступления - к первому и третьему актам "Лоэнгрина. При входе в здание Концертного зала капельдинеры спрашивали зрителей, знают ли они о замене? Я так и не поняла, можно ли было сдать билеты в кассу. Формально - нет, нельзя (на билете-то написано, что администрация оставляет за собой право замены одного артиста другим). Перед концертом по радио нам объявили, что у Папе - простуда, и что он выйти на сцену не может.
Итак, Е.Никитин срочно был введён в "Валькирию", которую, как мне кажется, никогда прежде не пел. Рядом с ним на стуле сидел суфлер с нотами, который подсказывал, когда вступать -:( Тем не менее, Никитин спел достойно. Но по сравнению с даже больным Папе - всё равно хуже его. По-моему, Вотана должен петь настоящий бас... Хотя поют Вотана и басы-баритоны (тот же Терфель, например).
Из наших певцов, кроме Никитина (а я его всё-таки похвалю), мне понравилась Шиманович-Зиглинда, а также две русалки - Е.Сергеева и Ж.Домбровская. Они же очень неплохо спели и двух валькирий.
Как-то сразу захотелось послушать "Валькирию" в театре с нормальным составом -:)
А вообще - одни и те же певцы в одних и тех же сценах лучше пели вечером в пятницу. Почему - не знаю -:( Места, на которых я сидела, были примерно одинаковые (14 и 11 ряды партера соотвественно), так что грешить на "дислокацию" не могу. Кстати, Гергиев в пятницу был при параде - во фраке! Сто лет его в таком виде не наблюдала. А в субботу он вышел в своём привычном уже френче.
Выкладываю две фотографии:
Папе и Штемме - 17 февраля.
Гергиев, Никитин, Штемме, Шиманович - 18 февраля