Не порезаться бы языком

Nov 11, 2020 17:06


Не то чтобы я был шибко деликатным человеком, но когда речь идет о межнациональных конфликтах, - стараюсь быть. Руководствуюсь принципом: «Не навреди».
Поэтому я, в основном, отмалчивался во время этой злосчастной войны за Карабах. Очередной и, боюсь, не последней.
Да и сейчас я не собираюсь раздавать всем сестрам по серьгам: судить о том, кто прав, кто виноват, кто предал, кто не предал, кто должен, кто не должен. Пусть заинтересованные стороны сами разбираются.
По мне - лишь бы кровь больше не лилась (особенно, молодых российских парней, оказавшихся там в роли миротворцев).
Но есть некие общие темы, навеянные этой войной, обсуждение которых, думаю, никому навредить не может.
А некая гипотетическая польза от проветривания собственных мозгов вполне может быть.
Помните «Новое политическое мышление» Михаила Сергеевича Горбачева?
С него, по большому счету, и началась Перестройка.
Если отбросить «тысячи тонн словесной руды», навороченной Горбачевым, вокруг да около, суть этой идеи была проста: в современном мире спорные вопросы не могут решаться силой, а лишь политическим путем, на основе баланса интересов и взаимной выгоды. И внешняя политика всех государств, особенно великих держав, должна строится соответствующим образом.
И команда Михаила Сергеевича, таки, и начала проводить внешнюю (а затем и внутреннюю политику) на основе этих гуманистических принципов. Чем это закончилось, общеизвестно.
Замечу лишь, что ни партнеры Михаила Сергеевича по международным переговорам, ни его внутриполитические оппоненты, эти прекраснодушные идеи, конечно, всерьез не воспринимали. Вследствие чего, Горбачев очень быстро оказался экс-президентом экс-великой державы. А на территории бывшего СССР осталось несколько десятков потенциальных карабахов.  И некоторые из них сразу же запылали.
Дело прошлое, не стоило бы и ворошить, если бы не одно «но».
Заметная часть отечественной прогрессивной интеллигенции горбачевское «новое мышление» не только приняла на ура, но и впитала, что называется, всей шкурой.
И до сих пор, спроси либерального интеллигента: есть ли у России в мире противники? Существуют ли внешние угрозы нашей национальной безопасности?
И многие на голубом глазу ответят: нет, это Россия угрожает всем соседям, а вокруг нас - сплошь агнцы травоядные. Поэтому, (добавляют самые либеральные либералы) нам нужно передать ядерное оружие под внешний контроль, разоружиться, демилитаризоваться, а желательно еще и разделиться на несколько десятков маленьких государств, чтобы и в отдаленном будущем не болтаться под ногами у серьезных людей (держав).
А как ведут себя сами эти серьезные державы?
Ну, о внешней политике США, я лучше промолчу, дабы не оскорбить ненароком чьих-то религиозных чувств («Священный град на холме»).
Китай тоже обсуждать не будем - от одной мысли о возможном конфликте с восточным колоссом мороз по коже пробегает - и не только в наших палестинах.
А вот тут у нас поближе появилась вполне себе серьезная региональная держава - Турецкая республика. Прекрасная по климату и историческим памятникам. Последняя надежда небогатого российского курортника, особенно, во времена пандемии.
Но сейчас нам представляется возможность с относительно безопасного (пока еще) расстояния понаблюдать за ее внешней политикой.
Ну и как? Миролюбие впечатляет? Ненасилие зашкаливает?
Как бы в ближайшее время кто-нибудь не вспомнил о разделенном тюркском народе.
И есть подозрение, что по сравнению с гипотетическим «тюркским миром», несостоявшийся «русский мир» может оказаться детской забавой.
Нет, я не страдаю тюркофобией и не занимаюсь демонизацией Эрдогана.
Народ - как народ, султан - как султан. Правда палец в рот ему класть не стоит (да он и не просит об этом).
Ну так этого не следует проделывать и с другими соседями, хотя бы из соображений внешнеполитической гигиены.
Я веду это все к тому, что прекраснодушным  говорунам, пора уже снять с глаз запотевшие розовые очки. Мы живем в мире, где насилие все еще является одним из основных инструментов политики (и не только внешней).
Более того, создается впечатление, что глобальный международный тренд меняется на наших глазах.
Если в начале ХХI века, при всей относительности таких сравнений, уровень насилия в международных отношениях, скорее. снижался, то сейчас он имеет тенденцию к возрастанию. И не только по «вечной вине России».
Нравится это кому-то, или нет, но мир становится реально многополярным, и это - внезапно и объективно - способствует росту международной напряженности.
И нет никаких гарантий того, что «Прекрасная Россия будущего» (а в ее явлении миру я не сомневаюсь) окажется окружена исключительно травоядными соседями. И что сама она ни разу не щелкнет зубами в силу этой самой своей прекрасности.
Уже хотя бы из одного этого соображения, я бы призвал тех, чьи голоса звучит сегодня особенно звонко, семь раз отмерять, прежде чем резать языком, как бритвой.
А то ведь и порезаться можно.

война, Кавказ, политика, международные отношения

Previous post Next post
Up