Нет, от самокритики мы не умрем.
Это было понятно и раньше, но только
познакомившись с результатами недавнего опроса Левада-Центра, я окончательно успокоился. Не в том смысле, разумеется, что русский народ не вымрет - это-то, как раз очень даже возможно, с учетом нынешних демографических тенденций, но если мы и исчезнем с лица земли, то не от самокритики.
А опрос, проведенный Левада-Центром 22-24 августа сего года, оказался, действительно, весьма любопытным. Социологи выясняли у граждан Российской Федерации, что они думают о человеческих качествах русских и украинцев.
С украинцами, с учетом той вакханалии, что развернулась в российских СМИ, все выглядит достаточно предсказуемо: главные их качество, как считают россияне - лицемерие и хитрость, а следом идут скрытность и завистливость.
Но, повторяю, ничего неожиданного в этом нет: образ врага (неважно, реального, или вымышленного), по определению, должен внушать отвращение.
Но вот, что мы сами о себе думаем, какими представляются русские жителям РФ - тут довольно много сюрпризов.
Ну, ладно, с тем что мы гостеприимные (так считают 48% респондентов), пожалуй, еще можно согласится. Хотя в последние годы в крупных городах хлебосольство, кажется, постепенно начинает выходить из моды. Все реже приглашают домой, все чаще назначают встречи в кафе и ресторанах. И, тем не менее, соглашусь - русские люди довольно гостеприимны, а старая поговорка: "Что есть в печи, все на стол мечи", сохраняет свою актуальность.
Но дальше читаю и глазам своим не верю: оказывается, мы готовы всегда прийти на помощь (47%)!
Интересно, кому? Спивающемуся соседу стакан поставить, это, пожалуй, да. А вот защитить соседку от мужа-дебошира, едва ли. А дом всем селом построить, как еще несколько десятилетий назад? Нет, извините. А вытащить из беды разорившегося приятеля? Сомневаюсь, однако. А просто одолжить крупную сумму денег? Не знаю, не знаю...
Так кому мы всегда готовы прийти на помощь? Разве что, родному государству, если оно очень попросит, да и то только в добровольно-принудительном порядке. Впрочем, ладно, поверим сами себе: мы готовы прийти на помощь.
Кроме этого, мы "открытые и простые" (44%). Открытые - наверное, хоть улыбаться и не любим, но всю душу вывернуть наизнанку готовы, даже случайному попутчику. А что касается простоты, то невольно вспоминается попечитель богоугодных заведений Земляника из гоголевского "Ревизора". Тот понимал простоту очень конкретно, говоря, что:"Человек простой: если умрет, так и умрет, если выздоровеет, так и так выздоровеет". В этом смысле, подавляющее большинство россиян, действительно, люди "простые", поскольку лечить нас серьезно никто из государственных чиновников давно уже не собирается.
Впрочем, наряду с примерами явно завышенной самооценки, среди результатов этого опроса можно найти и довольно трезвые ответы.
Так, лишь десять процентов респондентов считает нас культурными и воспитанными людьми и только 9% отмечают религиозность нашего народа, всего 5% говорят об уважении к старшим (это к вопросу о "консервативных ценностях").
Ну и уж чего совсем не нужно русскому человеку, так это власти (3%).
С этим не поспоришь, власть мы всегда готовы отдать первому встречному, ответственность с себя снять и надеяться на мудрость или хотя бы здравый смысл руководителей любого уровня
Но общее впечатление от результатов этого опроса, честно говоря, удручающее: похоже, мы не только внешний мир воспринимаем через экран телевизора, но и самих себя видим глазами операторов "Лайф ньюс". А это уже, действительно, беда.
Впадать в пароксизмы самобичевания и самоедства - говорят, вредно для здоровья. Как отдельного человека, так и целого народа. Еще хуже, когда личность или целый народ заставляют самобичеваться в принудительном порядке. Только что родился - и, вместо первого крика, видимо, должен покаяться за грехи чужих предков, а вместо пеленок, видимо, - вериги?
Однако, и в представления о самих себе пора бы внести корректировки. Да, видимо, от желания власти нас давно отучили, возможно, навсегда. Но кто отучил нас уважать своих стариков?