Что же мне делать, слепцу и пасынку,
В мире, где каждый и отч и зряч
Давно перестал смотреть телевизор, мало читаю газет, все реже гуляю по социальным сетям - тяжело.
И дело не в невыносимой монотонности чередующихся, словно приливы и отливы, криков "Ура" и "Долой", и даже не в зашкаливающем уровне общественной агрессии.
Убивает безапелляционность подавляющего большинства суждений: куда ни плюнь - всюду эксперты, конспирологи и ясновидцы, точно знающие, что было, есть и чем сердце успокоится. И у каждого готова пухлая пачка рецептов спасения, как минимум, отечества, а то и всего заблудшего человечества.
Одна отрада - доморощенных мессий так много, а кричат они так громко, что каждый из них слышит лишь самого себя, и то в пол-уха.
А я не эксперт, не конспиролог и не ясновидец, не сижу ни под столом у Путина, ни под крылом у Обамы, не знаю планов ни ФСБ, ни ЦРУ, живу (вернее, выживаю), с ужасом озираюсь вокруг, спасаюсь компьютером, да иногда книжки читаю.
Я не знаю, чем и как успокоится большое сердце нашего народа, но сейчас оно бьется учащенно и неровно, как у человека, принявшего "на грудь" изрядную долю алкоголя: сознание замутнено, способность критической самооценки сведена к минимуму - что называется - море по колено.
Вот пример: 68% из 15 тысяч опрошенных россиян готовы добровольно отказаться от гаджетов и
продуктов электроники известных брендов США.
Насколько реалистичен этот благородный и возвышенный порыв, в условиях, когда почти вся новейшая электроника произведена если не в США, то с американскими комплектующими, или по американском лицензиям? Но главный вопрос в другом: а зачем, собственно, отказываться? Какие-такие секреты содержатся в электронной переписке этих 68 % наших соотечественников?
Получается, как в старом анекдоте: чтоб у моего зятя теща была без глаза!
Вообще, состояние российского общественного сознания наводит на тяжелые размышления. Возникает ощущение, что Россия не просто готова к самоизоляции, но стремится к ней. Резоны правящей элиты я понимаю: экономика входит в штопор, пора затягивать пояса, да и собственную раскатанную губу на забугорную спокойную старость нужно поприжать. Но зачем это простым людям? Загадка.
Был в истории страны восходящего Солнца такой период: эпоха Эдо (XVII- XVIII века) называется. В то время в Японии довольно широко распространилось христианство, и чтобы пресечь эту, как считали японские сегуны, "европейскую заразу", власти закрыли страну для иностранцев, а японцам запретили выезжать за границу под страхом смертной казни. Все зарубежные контакты монополизировало правительство.
Народ принял эти нововведения довольно спокойно, поскольку японские христиане к этому моменту были в основном истреблены. Правда, к этому времени японцы познакомились не только с такими излишествами, как нижнее белье и пуговицы, но ввели в повседневный обиход столь полезную вещь, как мыло, или «
сябон» (от sabao). Тем не менее, однажды почти все торговые связи были прерваны, даже отказали ближайшему соседу - России.
Да, эпоха Эдо - Золотой век японкой традиционной культуры. Расцветали театр, поэзия, живопись - как часто бывает при диктатурах. Развивалась экономика, но не развивались технологии. Не было промышленности как таковой, было ремесленное производство: совершенное, блестящее, но ремесло.
Очень долго не было обмена идеями. В
1635 году центральное правительство вообще запретило японцам покидать Японию или возвращаться в страну в случае пребывания заграницей. Если бы была циркуляция идей, то Япония могла бы стоять вровень с передовыми странами того времени. Это была высокоразвитая блестящая цивилизация, но она не справилась с американскими паровыми фрегатами. "Изгонять варваров" было нечем.
Так и жили японцы более 200 лет герметически упакованные, пока американский командор Перри не пожаловал к ним со своими пароходами.
Неожиданное появление кораблей Перри в 1853. Японцы готовятся отбить незваных гостей. Самурайские мечи против пушек.
И сразу выяснилось, что за двести лет научно-технического застоя Япония безнадежно отстала в военном отношении, а самурайские мечи бессильны против американских пушек. Власти пошли американцам на уступки, что, кстати, вызвало бурю возмущения в народе: возникло мощно оппозиционное движение под лозунгом "Долой варваров" (американцев то есть). Поубивали кучу предателей, все, как в таких случаях и полагается.
Но деваться некуда - канонерки аргумент весомый.
В конце концов, открыли страну, приняли Конституцию Мэйдзи и начали модернизацию.
Прекрасным образом сохраняя национальную самобытность и уникальную культуру.
Никаких симпатий к командорам типа Перри я не испытываю: одно слово - хищники. Не провожу я и никаких аналогий - ни прямых, ни косвенных.
Все это я рассказал лишь для того, чтобы проиллюстрировать простую мысль: в экстазе самоизоляции можно отказаться не только от гаджетов, но и от мыла. Иногда это бывает оправданно.
Но и в глубоком тылу от модернизации все равно никуда не деться, как и от интеграции.
А разрыв научных и технологических связей чреват общественно-политическим кризисом.