В семидесятые и начале восьмидесятых годов Каддафи путем массированных закупок в СССР создал весьма внушительную систему ПВО страны советского образца. В общей сложности тогда Москва поставила Триполи 39 дивизионов ЗРК С-75М3 «Волга», 36 дивизионов ЗРК С-125М и семь полковых комплектов (140 боевых машин) самоходных ЗРК «Квадрат». В первой половине восьмидесятых они были дополнены двумя зенитными ракетными системами большой дальности С-200ВЭ (две группы - четыре дивизиона) и одним полковым комплектом ЗРК «Оса-АК» (20 боевых машин).
Организационно все эти подразделения и части к середине восьмидесятых годов свели в 18 зенитных ракетных бригад - девять смешанных, оснащенных комплексами С-75М3 и С-125М, семь с ЗРК «Квадрат», одна бригада имела комплексы «Оса-АК» и еще одна - С-200ВЭ. Кроме того, одну зенитную ракетную бригаду вооружили французскими ЗРК Crotale (в 1973-1974 годах Пятая республика продала ливийцам девять батарей с 27 боевыми машинами, использовались в основном для обороны аэродромов). Для управления силами и средствами ПВО применялась система «Сенеж».
Вдобавок в те же семидесятые ливийские сухопутные войска получили из СССР 144 боевые машины ЗРК «Стрела-1», а в 1984-1985 годах - 60 боевых машин «Стрела-10». Вооруженные силы Ливии также располагают большим количеством зенитной артиллерии калибров 14,5, 23, 30 и 57 миллиметров (включая ЗСУ-23-4) и устаревших советских переносных ЗРК «Стрела-2М», «Стрела-3» и «Игла-1».
ПВО Джамахирии в восьмидесятые годы понесла ощутимые потери в ходе боевых действий в Чаде и в результате ударов американской авиации, а с 1992-го вооруженные силы Ливии подверглись серьезной эрозии в период длительных международных санкций. Вот почему к настоящему времени технический уровень ливийской противовоздушной обороны остается на советском уровне 40-летней давности, а количественно значительно сократился, причем боеготовность даже номинально сохраняющихся в строю систем сомнительна.
На 2010 год развернутыми на территории Ливии идентифицировались 11 дивизионов ЗРК С-75М3, 16 дивизионов ЗРК С-125М1 и четыре дивизиона ЗРК С-200ВЭ. Оценки количества уцелевших комплексов «Квадрат» противоречивы, но, вероятно, суммарно их число не превышает 15 дивизионов (60 боевых машин). Помимо этого, есть еще в наличии ЗРК «Оса-АК», «Стрела-10» и Crotale. Однако техническое состояние большинства перечисленных выше комплексов следует считать малоудовлетворительным. К тому же в ходе нынешнего восстания вся система ПВО в восточной части страны наверняка полностью развалилась, а значительная часть техники утрачена.
А самое главное - США и НАТО за последние 40 лет накопили громадный опыт борьбы с системами ПВО, выстроенными на основе устаревших советских комплексов С-75, С-125, С-200 и «Квадрат». Подобные системы успешно подавлялись в 1982 году израильтянами в Ливане, американцами и их союзниками в 1991 и 2003-м в Ираке и в 1999-м в Югославии. К настоящему времени любую аналогичную систему ПВО можно считать практически бесполезной против современных вооруженных сил Запада. Некоторую обеспокоенность Пентагона вызывали дальнобойные ЗРК С-200ВЭ, и именно по ним нанесен первый удар крылатыми ракетами Tomahawk с кораблей 6-го флота ВМС США. Во избежание поражения зенитной артиллерией и ПЗРК самолеты коалиции будут действовать над Ливией в основном со средних высот, уничтожая наземные цели с помощью высокоточного оружия (тактика, хорошо обкатанная в Югославии в 1999-м и в Ираке в 2003-м).
Что касается ВВС Ливии, то они получали последние новые боевые самолеты в 1989 году (Су-24МК из СССР), полностью деградировали в период санкций и практически утратили боевой потенциал. Примерно из 220 боевых самолетов, остававшихся в составе ВВС Ливии на 2010 год (14 Су-24МК, около 36 Су-22, около 90 МиГ-23 различных модификаций, около 50 МиГ-21, 29 Mirage F.1), в летном состоянии к началу этого года, видимо, было не более 50 (оценочно четыре Су-24МК, примерно по дюжине типов Су-22М, МиГ-23МЛ и МиГ-21бис и несколько модернизированных Mirage F.1). Фактически эти силы пригодны только для ограниченных действий против повстанческих формирований, причем часть машин утрачена в ходе восстания.
В целом боеготовность вооруженных сил Ливии даже до начала массовых народных выступлений в минувшем феврале оценивалась весьма низко, а уровень подготовки личного состава традиционно считается одним из наиболее слабых среди арабских стран.
Необходимо отметить, что несмотря на снятие санкций ООН в 2004 году, режим Каддафи в последние шесть лет крайне вяло осуществлял «реанимацию» своих дышащих на ладан ВВС и ПВО. Был заключен контракт с французами на восстановление и модернизацию всего 12 Mirage F.1 (выполненный к началу восстания лишь частично), отремонтированы в России и СНГ по эскадрилье МиГ-23МЛ и Су-22М. В 2009 году заключались контракты с Рособоронэкспортом (также до сего времени невыполненные), согласно которым Концерну ПВО «Алмаз-Антей» предстояло модернизировать часть ливийских ЗРК С-125М1 в вариант «Печора-2А», а в 2010-м Джамахирия намеревалась закупить три батареи ЗРК «Тор-М2Э». Переговоры о приобретении новых самолетов (Rafale и Су-35) и ЗРК (С-300ПМУ-2, «Бук-М2Э», «Панцирь-С1», английских Starstreak) нынешний официальный Триполи в своем типичном торгашеском стиле вел годами и так и не довел до конкретных соглашений. Теперь ему приходится расплачиваться за свою недальновидность.
Полковник открыто водил за нос своих российских и западных партнеров в военно-технической сфере, при этом явно не обладая продуманной стратегией восстановления военного потенциала Ливии и в результате полностью упустив время хотя бы для частичного возрождения обороноспособности своего режима. Заметим, что Алжир, подписав пакет крупных оружейных контрактов с Россией в 2005-2006 годах, уже получил к настоящему времени значительное количество самой современной российской боевой техники и вооружения. Каддафи же играл в «диверсификацию» закупок и пытался противопоставить сотрудничеству с Москвой партнерство со странами Запада - в первую очередь Великобританией и Францией. Именно с этими двумя государствами были подписаны первые значительные военные контракты после снятия санкций.
В одном только 2009 году Ливия заключила соглашения в сфере ВТС со странами Старого Света на 300 миллионов евро. Лишь в начале 2010-го полковник «снизошел» до подписания с Россией пакета контрактов на сумму всего 1,3 миллиарда долларов - и это притом что ранее Москва простила Триполи долги, не выплаченные еще СССР (за то же оружие), на 5,3 миллиарда долларов. К тому времени Ливия законтрактовала в ЕС военных заказов на сумму, сопоставимую с общим портфелем ее заказов в РФ (то есть 2 миллиарда долларов). Видимо, полковник полагал, что он ловко «сосет двух маток» и хитроумно «нагревает» русских простачков. По иронии судьбы, именно главные европейские «партнеры» Ливии (Великобритания и Франция) и выступили застрельщиками военной интервенции в 2011 году. Достойный финал заигрывания Каддафи с западными странами!
http://vpk-news.ru/articles/7350