Нефтяная империя Нобелей в России

Nov 05, 2014 00:14

https://en.wikipedia.org/wiki/Nobel_family

В середине XIX века Швеция была бедной страной, и её предприимчивые жители искали заработка в процветавшем Санкт-Петербурге. Был среди них и Людвиг Нобель, брат учредителя знаменитой премии. Он построил первую в России нефтяную империю, дал работу тысячам российских подданных, каждый из которых гордился службой у своего патрона. О том, как развивалась империя Нобелей в Петербурге, и что от неё осталось в наши дни, рассказывает lenarudenko.

Петербург тесно связан со знаменитой шведской «Нобелевской премией». Здесь создал промышленную империю Людвиг Нобель - брат Альфреда Нобеля, создателя премии. Людвиг Нобель применял изобретения брата Альфреда на своем предприятии - «Механический завод «Людвиг Нобель», открытом в 1862 году.

Благодаря Людвигу Нобелю в России была основана нефтяная промышленность. Гениальный ученый и финансист предвидел, что в будущем нефть станет самым прибыльным делом. Нобель продумал, как использовать нефть для обогрева и освещения помещений, а также проводил химические эксперименты для производства предметов из тефтепродуктов. В 1879 году Нобель наладил выпуск колес с резиновыми шинами.

Успешное дело в России открыл еще Эммануэль Нобель их отец в 1842 году, преуспев в производстве подводных мин в годы Крымской войны. После войны заказы прекратились, Эммануэль продал завод и вернулся в Швецию в 1859 году.

Вскоре его сын Людвиг решил продолжить работу в России, открыв «Механический завод «Людвиг Нобель».

В 19 веке «Швеция была страной бедной, инертной и малоразвитой. В 60-с годы, когда там свирепствовала нужда, шведы искали лучшей доли для себя и своих детей либо в Америке, либо на востоке - в России. Санкт-Петербург привлекал целеустремленных молодых людей» - как отмечает шведская писательница Брита Осбринк.

Нефть, именуемую «горным маслом» начали использовать «русские колонизаторы» в Баку в 1850х годах. В Америке в эти годы занялись добычей нефти миллионеры Рокфеллеры, основав корпорацию «Стандарт Ойл».

Людвиг Нобель писал брату Роберту о будущих перспективах нефтяного дела:
«В глубине России начали использовать русское горное масло, которым торгует Кокорев из кавказского города Баку, однако цена пока слишком высокая. Тем не менее есть основания полагать что в скором времени масло это сможет конкурировать с американским. Запасов его никак не менее, чем в Америке. У нефти вообще во всех отношениях блестящее будущее».

Из письма Людвигу дяде - отцу Вильгельмины: «На Вашу Мину одно удовольствие смотреть (давно бы так, можете сказать Вы). Вместо привычного для нее печально-болезненного вида она пышет румянцем, здоровьем и веселием, глаза ее светятся лукавой радостью».

Смерть любимой жены в 1869 году Нобель переживал тяжело, был готов все бросить и уехать, о этом пишет знакомая семьи: «Нам никогда не забыть безутешного супруга и оставшихся сиротами детей у ее гроба. Нобель все меняет и переделывает дома, он то приходит, то уходит, иными словами, не может найти себе места. Вчера вечером он был у нас, сказал, что собирается взять детей и няньку Сельму и через Швецию уехать за границу».

Людвиг доверил Роберту открытие нефтереперабатывающего завода в Баку. Из письма Людвига Роберту о его начинаниях:
«Мой дорогой брат Роберт! Итак, тебе предстоит серьезное предприятие, и я от души желаю, чтобы оно принесло тебе независимость и грядущее удовлетворение. Предприятие это чисто коммерческого свойства, а значит, соответствует многократно высказывавшимся тобою пожеланиям можешь исполнить свою стародавнюю мечту и посетить . цветущие края, где растет ореховое дерево. Твои трудолюбие и внимательность, твоя необыкновенная способность горячо и энергично браться за новое дело служат мне гарантией того что я ничем не рискую, поручаясь за тебя ради успеха предприятия, да и твое собственное будущее будет благодаря нему обеспечено.

Сам я буду поистине рад, если сие начинание увенчается успехом и даст тебе повод для радости и уверенности в завтрашнем дне. Как бы ни складывались наши взаимоотношения, должен без лишней скромности сказать, что моими поступками и устремлениями всегда двигало желание поддерживать согласие и братскую любовь между нами и нашими семьями. Подобно прочим людям, мы могли совершать ошибки и просчеты, но они ни в коем случае не затрагивали объединяющего нас чувства, и это чувство - залог нашей силы и наших успехов, если только мы пойдем навстречу друг другу и будем вместе трудиться для блага наших семей и поддержания доброй славы, коей фамилия Нобелей пока что всегда оставалась достойной. Будь здоров и с любовью и благожелательностью вспоминай своего брата Людвига».

Петербургский «Механический завод «Людвиг Нобель» занялся производством нефтедобывающего оборудования для завода в Баку. Концерт Нобелей включал полный комплекс производственного цикла нефтеперерабатывающей промышленности - добычу, переработку, транспортировку. Был создан собственный нефтеналивной флот, транспортирующий нефтепродукты морем.

В 1878 году Людвиг радостно пишет брату Альфреду об успехах своего завода:
«Дела на заводе идут замечательно. Крупные вознаграждения, выплаченные мною за истекший год, подняли дух и производительность у моих служащих [1200 рабочих. - Б. О.], которые прекрасно знают, что в этом году прибыль по сравнению с 1877-м не менее как удвоится. Эмануэль (прим. сын), похоже, живо подключился к нашим трудам и раз в неделю в самых ясных и четких выражениях письменно докладывает обо всем происходящем - нет необходимости объяснять тебе, как я счастлив, поскольку это позволяет надеяться, что из него выйдет солидный человек и созданному мной предприятию не обязательно приходить в упадок.

Роберт впервые получил годовую прибыль в 4 тысячи рублей. Можешь себе представить, как это обрадует и подбодрит его. Я тоже очень рад, но скорее за него, поскольку сам я теперь настолько пресыщен деньгами, что, будет у меня четырьмя тысячами больше или меньше, это никак не отразится на моем самочувствии.

Если бы и ты захотел теперь вступить в бакинское товарищество, будь добр указать, какой пай ты намерен взять. [...] И мне, и Роберту было бы приятно получить от тебя достаточно крупный взнос; тогда я мог бы развивать сие детище, пока оно окончательно не станет на ноги, без привлечения чужих, куда больших, капиталов».

На нефтяном рынке уже тогда началась конкуренция. Ротшильды и Рокфеллеры осваивали Европейский рынок и налаживали поставки керосина в России, которые достиг 40 тыс. тонн ежегодно.
Благодаря налаженной работе и качеству продукции Нобелям удалось вытеснить Ротшильдов с российского рынка и наладить поставки своего керосина в Германию. Дела Ротшильдов в нефтяном деле постепенно терпят крах. Ротшильды готовы оставить нефтяное дело. Дело Нобелей, наоборот, процветает.

Нобели также зарекомендовали себя как честные партнеры. Об этом пишет директор «Дойче банка» фон Гвиннер: «...Тогда мы избавимся от Ротшильдов и будем иметь дело только с гораздо более порядочными Нобелями».

В 1882 году широким спросом пользуется «нобелевская горелка», для обогрева помещений и кухонных плит.

Людвиг Нобель умер в 1888 году, похоронен на Смоленском кладбище. Статский советник Степан Гулишамбаров выступая на Заседании Кавказского отдела Императорского русского технического общества сказал поминальную речь о Нобеле: «Здесь он насадил многомиллионное предприятие, равного которому не знал наш край; здесь он дал честный заработок тысячам тружеников, которые многие годы будут помнить своего патрона».

По воспоминанием современников, каждый рабочий дорожил своей службой у Ноблей «хотя бы он был последней спицей в грандиозной колеснице, сооруженной Людвигом Нобелем».
Нобели относились к тем промышленникам, которые заботились о социальном обеспечении своих работников - строили для них жилые дома, школы, больницы.

Дело отца успешно продолжил его сын Эммануэль, который в 1898 году получил монополию на производство изобретения Рудольфа Дизеля - дизельного двигателя. Эммануэль внес свои корректировки в изобретение, чтобы механизм мог работать на нефти, а не только на керосине.
Фамильный завод налаживает производство паровых машин, керосиновых двигателей, паровые котлы, машинные части.

На выставке в Париже 1900 года Нобели получили гран-при за это изобретение, которое получило название «русский дизель». В 1903 году в России началась замена паровых машин на дизельные. А в 1908 году дизельные двигатели были установлены на подводной лодке «Минога».

Сестра Эммануэля - Марта Нобель добилась успеха в медицине. Она закончила женский медицинский институт. Хотя поступить с первого раза Марте не удалось, претенденток было слишком много. Среди студенток были представительницы разных сословий - аристократки и бедные девушки учились вместе. Как отмечал журналист «Петербургской газеты»: «Среди слушательниц нашего института царит безпросветная нужда. Большинство их живет впроголодь, обедая не каждый день».

Марта Нобель стала одной из первых женщин-хирургов. Она открыла глазную клинику на 40 мест, в которой была создана лаборатория. Заведующий клиникой профессор Н.И. Андогский писал: «Постройка здания обошлась в 70 тыс. рублей, из которых 35 тысяч рублей „пожертвовала семья коммерции советника Э.Л.Нобель“, 20 тысяч ассигновала СПб. Городская дума, а остальные 15 тыс. рублей были представлены Женским медицинским институтом»

Революционные волнения оказались тяжелыми для Нобелей. В 1903 году в Баку вспыхнуло восстание, «свободные рабочие» сожгли 36 буровых вышек, разгромили здание конторы и квартиры управляющих.

О волнениях в Петербурге писал компаньон Нобелей - Ханс Ольсен, который не одобрял уступок рабочим, на которые согласились промышленники и правительство: «это были первые признаки политического восстания российского пролетариата, который затем осуществил малую революцию 1905 г. и большую, 1917 г., что привела к власти большевиков. Во время бакинского мятежа 1903 г. русское правительство пошло на переговоры и сделало ряд уступок рабочим и их вожакам. Рабочие добились свободы собраний и права избирать своих представителей - это был первый опасный шаг на пути к развалу».

Нобели, воспитанные в традициях гуманизма, тоже шли на уступки пролетариату. Эммануэль Нобель даже поддерживал некоторые выступления рабочих, не слушая своего осторожного компаньона Ольсена. Как отмечает шведская писательница Брита Осбринк - биограф Небелей: «Рабочих подстрекали агитаторы, которые внушали им новые идеи, преданность хозяевам ослабевала».

Из-за революционных волнений родственники Нобелей впервые решают перевести свои сбережения из России.
Совояченица Алина Форстѐн пишет Эммануэлю: «Так как положение и России, судя по всему, становится опасным, мы хотели бы перевести наш капитал в более спокойное место, то есть сюда, в Финляндию. Поскольку ты не любишь, чтобы паи попадали в чужие руки, мы решили без обиняков спросить: как ты думаешь, найдется ли в Петербурге охотник до наших акций, которого бы ты рекомендовал? Но меньше чем по 10 тысяч рублей штука плюс дивиденд за 1905 год мы не хотели бы с ними расстаться».

Узнав о событиях в России, давний партнер - Немецкий банк впервые отказывает Нобелям в очередной ссуде на развитие нового проекта - 32 400 тыс. рейхсмарок сроком на 20 лет под 6% годовых. Сделка отменяется перед подписанием контракта.

После революции 1917 года многолетний труд Нобелей оказался в руках новой власти. Эммануэль Нобель помог Маннергейму бежать из революционного Петрограда, представив его ученым своего завода. При аресте Маннергейму - приближенному свергнутого императора грозил бы расстрел.

Таков взгляд на революцию шведской писательницы Осбринк:
«Революция означала свободу. Что такое свобода, никто не знал, но все были убеждены, что свободу нужно приветствовать, поскольку это нечто великое и недоступное пониманию. Свобода стала всеобщим лозунгом. Во имя свободы распахивали тюремные ворота и выпускали заключенных (ведь свобода распространялась и на них). Во имя свободы люди дезорганизовывали работу предприятий, дававших им средства к существованию. Доказывать непоследовательность таких действий было бессмысленно. Можно было нарваться на то, что тебя объявят контрреволюционером и врагом народа, а это не всегда полезно для здоровья»

Летом 1918 году Эммануэль Нобель покидает революционную Россию по фальшивому паспорту.
Родственники Эммануэля - братья Йоста и Эмиль, уверенные, что власть большевиков долго не продлиться, пытаются спасти оставшееся имущество семьи в Петербурге. Получив известие, что они должны отдать все государству Йоста пишет друзьям: «Нас уговаривают самим организовать себе похороны по четвертому разряду похороны, на которых труп будет править собственным катафалком».

Вскоре братья Йоста и Эмиль были арестованы в своем доме за завтраком. Их обвинили в шпионаже в пользу англичан и заключили в местную тюрьму в камеру на сорок человек. Их делом занялась комиссарша Варвара Яковлева, которая пользовалась репутацией садистки. Только стараниями шведcких властей братья были выпущены под залог и подписку о не выезде.

Шансов выжить в революционной России у Нобелей не было, они решились на немедленный побег.
Вот как описывает побег Нобелей писательница Осбринк - «И вот братья едут в темном купе поезда, битком набитого красногвардейцами, и спрыгивают на станции, где их ждут сани. Километров эдак через двадцать они доезжают до крестьянской избы, почуют там. Наутро Йоста Нобель понимает, что значит пересечь канаву, символизирующую границу между Россией и Финляндией. «Впервые в жизни я осознал истинную сущность границы. По одну ее сторону меня, скорее всего, ждала смерть, но другую была верная свобода».

На опушке леса братьев внезапно окликают два финских пограничника, ведут в разваленную сторожку. Там Нобелям дают санную упряжку, и они добираются до дачного места Териоки, а чуть позже - до Выборга, где встречают других беженцев из России, в том числе Грубе. 22 декабря 1918 г. они прибывают в Стокгольм.

Побег удался, семья Нобелей воссоединилась в полном составе к Рождеству в Стокгольме.
http://lenarudenko.livejournal.com/220931.html

революция, Россия, семья, бизнес, нефть, история, биографии

Previous post Next post
Up