http://postskriptum.me/2012/10/18/enemie/ Победы исламистов на Ближнем Востоке создают ложное впечатление триумфа суннитского ислама, объединенного в коалицию Саудовская Аравия - Катар - Турция. Действительность, как всегда, сложнее стереотипов, и указанный альянс раздирают внутренние противоречия и конкуренция. Корнем является давняя ненависть между всемирным движением “Братья-Мусульмане” и саудовской монархией.
На поверхности может казаться, что Саудовская Аравия поддерживает рост влияния “Братьев”. На деле можно говорить о негласной, но растущей напряженности между Саудовской Аравией и Турцией, причиной которой является отношение к растущему влиянию исламистов. Эта напряженность еще раз демонстрирует саудовскую оппозицию в отношении самого старого и самого массового мусульманского политического движения в мире.
Идеологический и политический разлом между саудовским истеблишментом и “Братством” не есть нечто новое, и имеет исторические корни. Большинство граждан саудовского королевства - приверженцы идеологии ваххабизма. Ее основатель, Мухаммед ибн Абдель Ваххаб занимался чисткой мусульманской религиозной практики в Аравии 18-го века от наслоений язычества и безверия.
Ваххабизм основан на его суровой интерпретации учения салаф (соратников пророка Мухаммеда и двух последующих поколений). С точки зрения салафитов, любое отклонение от основных религиозных принципов есть загрязнение религии и должно быть немедленно отвергнуто. Альянс, заключенный в 1744 году между Абдель Ваххабом и патриархом саудовской королевской семьи, Мухаммедом бин Саудом фактически разделили политическую и религиозную сферы саудовского государства. Клан Сауд ведет политические дела, потомки и духовные наследники Абдель-Ваххаба продолжают доминировать в религиозном истеблишменте.
“Братья-Мусульмане”, с другой стороны, характеризуются более креативным и модернистским подходом к исламу. Смешивая современную западную политическую мысль с исламской традицией, движение рассматривает исламистскую идеологию в качестве лекарства от болезней, которыми мусульманство было заражено на протяжении нескольких предшествовавших столетий. К 1928, когда Хассан аль-Бана организовал “Братьев-Мусульман” в Египте, он опирался на теоретическую базу, созданную двумя поколениями исламских мыслителей поздней оттоманской эры. Они сконструировали идеологию, которая должна была стать ответом на европейский секуляризм. Такая идеология должна была помочь оживить ислам и позволить ему снова конкурировать с Западом. В отличие от большей частью аполитичных ( в тот ранний период) салафитов, исламисты активно пытались создавать государства по всему арабскому и мусульманскому миру - в качестве противоядия арабскому национализму.
К тому времени, когда королевство Саудовская Аравия твердо оформилось в его нынешних границах, “Братья-Мусульмане” находились в зародышевой стадии и не представляли угрозы саудовской королевской семье. Но уже к концу 40-х годов “Братья” превратились не только в основное политическое и социальное движение Египта, но стали быстро распространять дочерние организации по всему арабскому миру. С этого момента саудовская монархия стала смотреть на исламизм “Братства” с подозрением. В конце концов, “Братья-Мусульмане” призывают к установлению республиканской формы исламского правления, что резко контрастирует с абсолютной монархией клана Сауд.
Но, до начала борьбы с исламизмом, перед монархией возникла куда более страшная и немедленная угроза - пан-арабизм. Основание в 1952 году светской республики Гамаля Абделя Насера в Египте ознаменовало наступление левацкого арабского национализма во все регионе - при серьезной поддержке со стороны СССР. Насер видел своей целью экспорт данной идеологии в арабский мир. -
Нассерризм угрожал самим основам саудовской монархии, и, одновременно, загонял политический ислам - “Братьев-Мусульман” в подполье. Именно эти факторы привели к возникновению временного, и во многом противоестественного альянса между Саудовской Аравией и “Братьями-Мусульманами”. Клан Сауд пытался использовать движение в качестве противовеса распространению нассеризма, в то время как многие “Братья” нашли политическое убежище в пределах королевства. Среди них был Мухаммед Кутб - старший брат исламисткого “Карла Маркса” - Саида Кутба, повешенного в Египте в 1966 Мухаммед Кутб был одним из учителей и наставников Усамы бин Ладена. Обмен идеями между двумя лагерями был неизбежен, и салафиты, в союзе с “Братьями” начали долгую и упорную войну против нассеризма во всем регионе. В то время как идеология “Братьев-Мусульман”, в принципе, сохранилась, салафиты оказались под большим воздействием идей Кутба, что, в свою очередь, растворяло салафитскую поддержку клану Сауд внутри самого королевства.
Первый исламистский вызов саудовской монархии был брошен в 1979, когда иранская революция заложила фундамент исламской республики. Это был первый современный пример исламского государства. Его создание доказывало жизнеспособность предположения “Братьев-Мусульман” о том, что государством можно управлять, опираясь на исламские нормы. 1979 также стал годом глубокого раскола в самой саудовской верхушке, когда крайние салафиты, поверившие в неминуемый конец света и начала окончательной фазы борьбы с Шайтаном захватили мечеть аль-Харам в Мекке. Подробнее о захвате мечети можно прочитать в серии постов здесь.
Несмотря на то, что саудовские принцы были весьма озабочены возможностью распространения принципов революции в исламском мире, их проблемы были временно решены ирано-иракской войной, которая резко ограничила возможность экспорта персидской шиитской революции в преимущественно суннитские страны арабского мира.
То, что Сауды не сумели предотвратить - так это распространение исламистских идей на территории самого королевства и его ключевых союзников в арабском мире. Это стало особенно ясно в ходе первой войны в Заливе и немедленно после ее окончания.
В середине июля 1990 министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз обвинил Кувейт в “краже” иракской нефти с месторождения Румалия. Через три дня министр обороны США Ричард Чейни заявил, что Америка поддержит Кувейт, в случае иракской угрозы. 2 августа Саддам вторгся в Кувейт. 6 августа саудовский король Фахд формально обратился за помощью к Соединенным Штатам. Цепь этих драматических событий неровно и неравно разделила арабский мир, создав новые, невероятные альянсы, и заложила основы будущих фундаментальных противоречий - прежде всего, внутри суннитского мира.
Идеологическое наступление Саддама было настоящим шедевром, и оно серьезно и на многие годы вперед подорвало авторитет консервативных режимов исламского мира.
10 августа Саддам выступил с “речью джихада” по иракскому национальному ТВ. Она была тщательно рассчитана на то, чтобы вызвать максимальный, исходящий из утробы мусульманской души, эффект. Саддам красочно описал как нефтяные шейхи “сталкивают наших женщин в проституирование”, при этом сами злодеи - не более, чем “верные слуги империалистов, отступников, извращенцев, торгашей и сионистских агентов”. “Ирак представляет собой совесть Арабской Нации и есть защитник ее чести. Ирак, о Ирак! Ты - свеча - разгоняющая тьму!”.
Саддам призвал всех мусульман и арабов “сжечь землю под ногами завоевателей”, “освободить Мекку и Медину от неверных, бесчестных правителей, крестоносцев и сионистов”.
Вместе с процессом увеличения сил коалиции рос позитивный отклик на речи Саддама в арабском мире. Запад рассматривал его как нестабильного, безумного правителя, одолеваемого инстинктом смерти. Арабы, очень значительная их часть, вне зависимости от политических убеждений и степени религиозности, видели в нем отважного “защитника мусульманской чести”.
Действия дома Сауд и деспотий Залива с одной стороны, и джихадистская риторика Саддаама, возбудившая арабские массы с другой, заставила лидеров “Братьев-Мусульман” в разных государствах забыть о своем отвращении к иракской БААС, известной репрессиями против исламистов.
Саддам напялил на себя мало ему подходивший наряд “исламского рыцаря” и назвал свою войну против атаки коалиции “джихадом”. “Братья-Мусульмане”, в лучшем случае, прикусили язык, в худшем - выразили открытую поддержку “джихаду”. Саддам дошел до того, что объявил себя потомком пророка Мухаммеда (что подразумевало его претензию на вакантную должность “халифа правоверных”) - но мусульманские теологи, ослепленные ненавистью к Западу, проигнорировали и это.
Наиболее драматичные события вторжение Саддама породило в Алжире, Иордании, Египте, Йемене и на палестинских территориях. В Сане десятки тысяч демонстрантов окружили американское посольство, распевая: “О, Фахд (король Саудовской Аравии), принц атеизма, ты сдохнешь, а Саддам будет жить”.
Алжирские исламисты - FIS (Фронт Исламского Спасения) сорвали максимально возможный куш, и их избирательная база стремительно расширилась за счет поддержки Саддама. Несмотря на то, что в начале представители всех ведущих алжирских политических сил осудили и Саддама, и его противников, и пытались выступить в качестве посредников в урегулировании конфликта, соблазн оказался слишком велик. Алжир стал первым государством Ближнего Востока, осудившим американское вмешательство, а FIS в начале 1991 стал открыто призывать к созданию на алжирской территории лагерей подготовки для алжирских бойцов, которых следовало отправить на помощь Хуссейну.
Лидер FIS, шейх Аббас Мадани персонально явился в Багдад, где рассказал польщенному Саддаму о вербовке и тренировке “алжирских эскадронов” и заверил его, что “агрессия против Ирака встретит повсеместное сопротивление правоверных”. Следует отметить, что энтузиазм FIS в отношении Саддама стал проявляться только после того, как Саддам подверг ракетному обстрелу Тель-Авив в январе 1991. Это вывело на улицы 400 тысяч ликующих алжирцев. В начале августа 1990 тот же шейх Маддани назвал иракское вторжение в Кувейт “багхи” (несправедливость, поругание).
Для палестинцев, чьи надежды первой интифады были раздавлены израильской реакцией, равнодушием внешнего мира и массовой иммиграцией евреев из СССР, Саддам явился последней надеждой. Саддам обещал нанести решительный удар по заклятому врагу - Израилю, казался единственным арабским правителем, неравнодушным к палестинским устремлениям, и смело выступил наперекор Западу в защиту арабской чести. Саддама поддерживало большинство палестинцев - на территориях и в Иордании. В Кувейте сложилась совершенно иная картина. Кувейтцы обвинили палестинцев в том, что те являются “пятой колонной” Саддама. Это, в конце концов, привело к депортации более 100 тысяч палестинцев с территории деспотий Залива. В то же время, часть палестинцев поддержала кувейтское “сопротивление” и даже устроила маленькую “интифаду” в Кувейте, забрасывая камнями иракских солдат.
Арафат, в то время получавшей весьма мало необходимой ему помощи от “арабских братьев” - в момент затухания интифады, пошел на отчаянный, и, с точки зрения некоторых лидеров ООП, безумный шаг - и выразил однозначную поддержку предприятию Саддама. Улица поддержала Арафата. Молодые палестинцы говорили: “То, что делают все остальные арабские лидеры - продают дешевую нефть Америке, так, чтобы Америка экономически им помогала, и поддержала нашего врага - Израиль. Саддам - не Гитлер, у американцев нет права находиться здесь. Саддам - наш новый Саладин”. Тысячи палестинцев выразили желание записаться волонтерами в армию Саддама. Дальше этого, однако, дело не пошло. Мало кто прислушивался к размышлениям стариков: “Пророк Мухаммед сказал, что люди должны честно делиться тремя вещами - огнем, водой и пастбищами. Может быть, эмир Кувейта плохо делился, но Саддам - не Саладин. Мы как тонущие люди, хватающие любую соломинку. Саддам - наша соломинка”.
Продолжение данного поста будет посвящено, главным образом, реакции египетских и иорданских “Братьев-Мусульман” на оккупацию Кувейта.
По материалам: Saudi Arabia and the Muslim Brotherhood: Unexpected Adversaries. Stratfor March 2012.
Islam, Democracy, and the Arab Future: Contested Islam in the Gulf Crisis by Raymond Baker in: The Gulf War and the New World Order : International Relations of the Middle East Edited ByTareq Y. Ismael and Jacqueline S. Ismael, 1994
Jerry M. Long Saddam’s War of Words POLITICS, RELIGION, AND THE IRAQI INVASIONOF KUWAIT, 2004