В массовых катастрофах женщины и дети имеют наименьшие шансы на выживание

Apr 17, 2012 00:27

Оригинал взят в Спасаются эгоисты

В массовых катастрофах женщины и дети имеют наименьшие шансы на выживание. Эту версию я озвучила после гибели "Булгарии", где большинство погибших были женщины и дети. Пропорции были такие:

Из 98 женщин спаслись только 26.
Из 44 детей спаслись только 14.
Из 56 мужчин спаслись 45.

Некая Мария Чернова, мать погибшего на Булгарии 5-летнего ребенка, который путешествовал с другими родственниками, тогда писала: "А знаете почему среди погибших в основном женщины и дети? Потому что мужики-амбалы отпинывали от больших спасательных плотов женщин!"

Я тогда изучила данные по другим катастрофам и, к примеру, выяснила, что в крушении судна с нелегальными мигрантами у берегов Австралии в основном погибли женщины и дети. В катастрофе в Бангладеше с затонувшего парома, на котором было более тысячи пассажиров, не спаслись в большинстве своем женщины и дети. В общем, это довольно распространенная ситуация.

Многие блогеры возмущались и обвиняли меня в предвзятом взгляде на вещи, будто я сама статистику выдумала. Приводили в пример "Титаник". Но там все же помощник капитана Лайтоллер стрелял, чтобы отогнать мужчин от шлюпок, в которые загружали женщин с детьми. И Лайтоллер контролировал только верхние палубы, а больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли.

И вот недавно ученые Микаэль Элиндер и Оскар Эриксониз из университета Упсалы провели исследование крупнейших морских катастроф и выяснили, что и так в общем-то было понятно: о рыцарстве в таких ситуациях речь не идет. Если только, конечно, не найдется герой вроде Лайтоллера. Ученые провели анализ 18 крупнейших крушений судов с 1852 по 2011 год, во время которых погибло 15000 человек. Оказалось, что из женщин выжило лишь 17,8 процента, из мужчин - 34,5 процента. Неписанный закон моря - "женщины и дети первыми в шлюпки" практически не действует, когда начинается паника. В борьбе за жизнь слабые проигрывают.

Дэвид Сэвидж из Университета Квинсленда в Австралии считает, что на "Титанике" пассажиры все-таки до конца не верили, что непотопляемый корабль идет ко дну. Поэтому они довольно длительное время не торопились, пропускали в шлюпки дам, стояли на палубе и курили сигары, слушали оркестр. "Эвакуация пассажиров «Титаника» носила исключительный характер и способствовала утверждению мифа, что женщины и дети спасаются первыми во время катастроф", - считает и Микаэль Элиндер. А вот на британском пассажирском лайнере "Лузитания" в 1915 году драка за шлюпки началась почти сразу, корабль стремительно погружался, поэтому дети и женщины имели наибольшие шансы погибнуть. Из 129 детей, находящихся на судне, погибли 94.

"Когда приходится действовать очень быстро, инстинкты руководят человеком в большей степени, чем приобретенные социальные нормы и принципы. Инстинкты просто срабатывают автоматически, а значит, быстрее", - отметил профессор Бенно Торглер, автор исследования моделей поведения на "Титанике" и "Лузитании", опубликованного в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые выяснили, что в таких сложных ситуациях у мужчин есть "неоспоримое преимущество выживания". Когда дело доходит до погружения судов, то они - каждый за себя. Это увеличивает их шансы на спасение. В то время, как многие женщины несут ответственность за своих детей.

Экипаж тоже забывает о своих обязанностях, как правило. "Ожидается, что экипаж должен в первую очередь спасать пассажиров, но наши результаты показывают, что капитаны и члены экипажей выживают в гораздо большей степени, чем пассажиры. А женщины и дети погибают чаще, чем мужчины. Это означает, что каждый пытается, скорее, спасти себя самого, не помочь другим", - сказал сотрудник экономического факультета Микаэль Элиндер, комментируя в сообщении для прессы результаты проведенного анализа. Согласно подсчетам ученых, в целом, уровень выживания женщин и детей в проанализированных кораблекрушениях можно назвать минимальным. Максимальным они называют уровень выживших среди членов экипажа.

дети, женщины, история, ЧП

Previous post Next post
Up