Услышав словосочетание «драгоценные металлы», вы, скорее всего, подумаете о золоте и серебре. Конечно, именно о них думали испанские конкистадоры, когда в XV и XVI веках направлялись вглубь материка с места высадки в песках Нового света.
Высоко в горных реках Новой Гранады - современной Колумбии - испанцы искали золото и нашли много металла. Они шли по знакам и следам. Они искали коренные источники, где обнаруживали еще больше золота, и в тех же горах они также обнаружили серебро.
Но когда испанцы искали золото и серебро, они также обнаружили еще один материал, и в то время он лишь доставлял неудобство. В самородках и чешуйках золота присутствовали небольшие, плотные самородки.
Эти мелкие частички было сложно отделить. Они не окислялись. Они были плотными и при промывках выпадали вместе с золотом. Эти частички имели высокую температуру плавления и не отделялись даже в горячих тиглях, из которых золотых дел мастера отливали золотые слитки в плавильнях, разбросанных по Андам. Несколько первых химиков пытались растворить белые частички в кислотах, но безрезультатно.
Через некоторое время испанцы назвали белые слитки «серебришком» (platina), уменьшительным словом от «plata», серебро. Металлурги того времени - алхимики, как их называли на протяжении нескольких веков - думали, что плотный металл был формой «незрелого» золота.
Однако это вещество не было золотом и не было серебром, и никто даже не представлял, что делать с этими досадными загрязняющими частицами. Таким образом, платина не имела ценности в течение многих лет.
К середине XVIII века европейские ученые применяли ранние формы научных методов и расшифровывали природу многих металлов и других элементов. В 1751 году шведский химик Хенрик Шеффер (Henrik Scheffer) проводил эксперименты с небольшим образцом платины. В первую очередь, он хотел улучшить «незрелое» золото до чего-то реального. Пользуясь знаниями о золоте, профессор Шеффер добавил к смеси мышьяк.
И вдруг профессор Шеффер выплавил платину, которую он вначале назвал «белым золотом». Но потом, после нескольких простых тестов на плотность и твердость, профессор Шеффер понял, что имеет дело с совершенно новым элементом. Он назвал его платиной (platinum).
В 1802 году пришла очередь англичанина, врача, переквалифицировавшегося в химика, по имени Уильям Волластон (William Wollaston) разработать процесс получения платины в промышленных количествах. Исследуя платину, пользуясь примитивными электрическими методами, разработанными великим американским экспериментатором Бенджамином Франклином (Benjamin Franklin), д-р Волластон и его сотрудники также открыли элемент палладий, а в 1803 и 1804 годах - родий, иридий и осмий.
В 1879 году по запросу Французской академии наук компания Johnson & Matthey создала то, что в течение почти 80 лет прослужило эталоном метра -стержень, изготовленный из сплава платины и иридия. Вплоть до 1799 года международный эталон метра первоначально определялся как одна десятимиллионная расстояния между Северным полюсом и экватором на долготе (чего же еще?) Парижа. Позднее, в 1880-е годы длина метра была переоценена в соответствии с расстоянием между отметками на новом стержне, изготовленном Johnson & Matthey, имеющем Х-образное сечение и состоящем на 90% из платины и на 10% из иридия, охлажденных до 0 по Цельсию. Французская академия наук использовала платино-родиевый сплав, потому что он не окисляется, он твердый, его можно отполировать до зеркального блеска, и он очень слабо расширяется или сужается под воздействием температурных изменений. Этот конкретный стержень прослужил в качестве международного стандарта длины до 1960 года, когда определение метра было изменено.Метр начали определять относительно длины световой волны, излучаемой изотопом криптона-86.
На протяжении нескольких следующих десятилетий европейские, русские и североамериканские ученые занимались исследованиями того, что стало известно как «металлы платиновой группы металлов» (МПГ).
В частности, был в Англии металлург по имени Персиваль Нортон Джонсон (Percival Norton Johnson). Он занимался химическим анализом минералов. Однажды он получил редкую руду из России, после чего он стал работать над аффинажем МПГ. В 1838 году Джонсон объединился с другим знатоком металлов, Джорджем Мэттхи (George Matthey), и их сотрудничество, в конце концов, привело к появлению знаменитой компании Johnson & Matthey.
Со временем группа Johnson & Matthey разработала и усовершенствовала различные методы выделения и аффинажа МПГ. В конце концов, Johnson & Matthey изобрела способы переплавки и отливки чистых однородных платиновых слитков. Название Johnson & Matthey и сегодня хорошо известно в мире металлов.
Итак, теперь вы знаете современную историю платины, но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Что такое в действительности платина? В чем ее особенность? Почему платина так важна? Из-за чего в платину вкладываются инвесторы?
Суть в том, что платина - это мягкий, плотный, ковкий металл. Как мы узнали выше, платина практически не подвергается коррозии. В наше время платина используется в высококачественных ювелирных изделиях, необычных видах провода, электрических контактах и не реактивных лабораторных сосудах.
Платина также играет важную роль в различных видах промышленности, таких как производство химикатов и пластиков, нефтепереработка, контроль загрязнений и так далее. Помимо промышленного спроса, существует также растущая потребность в платине со стороны ювелирного бизнеса, а также в инвестиционных целях. Благодаря своей чистоте, цвету, престижу и исходной стоимости платиновые украшения пользуются все большей популярностью. Тем временем, продолжающееся ослабление доллара привело к росту спроса на платину в качестве инвестиционного объекта, особенно в форме слитков, монет и других коллекционных предметов.
В будущем платина получит совершенно новое применение в медицине, необычных сплавах и других видах технологий и нанотехнологий.
Все это очень здорово, правда? Так в чем же подвох? Проблема будущего применения платины состоит в том, что ее запасы сокращаются. Ее дорого добывать, выделять и очищать. Во время недавнего путешествия в Южную Африку я слышал множество историй от руководителей добывающих компаний о сложностях расширения производства.
Как играть на сужающемся рынке платины? Я думаю, лучше всего купить акции крупной южноафриканской компании Impala Platinum Holdings Ltd. (IMPUY).
Эта компания известна под названием Implats, это южноафриканская голубая фишка. Акции Implats торгуются на Йоханнесбургской фондовой бирже, Лондонской бирже и в виде американских депозитарных расписок (в розовых листках) на внебиржевом рынке. Около 60% акций Implats принадлежат гражданам и организациям ЮАР, а остальные 40% разбросаны по всему миру.
Impala- это большая и солидная компания. Implats производит около 25% всех МПГ, экспортируемых из ЮАР, с использованием 54000 рабочих, включая контрактников, при этом 49500 трудятся в ЮАР, а 4600 - в Зимбабве. Притаких объемах добычи и штате сотрудников компания пользуется поддержкой в политических кругах.
В 2010 году доходы Implats составили $4,4млрд, из них - $821 млн чистых доходов. После коррекции маржа прибыли Implats в 2010 году достигла 18,6%, а операционная маржа превысила 29%. В настоящее время акции Implats торгуются по $24, что несколько ниже недавнего максимума около $34. Падение цены произошло по причине недавнего общего обвала на рынке, связанного с опасениями повторной рецессии в мировой экономике. С учетом отката рыночная капитализация Impala составляет $15млрд, и продается в десять раз дешевле прогнозируемой прибыли на следующий год.
http://www.goldenfront.ru/articles/view/drugoj-dragocennyj-metall